Цели урока:
- познакомить с формулой сокращенного умножения - разность квадратов, выработать умение применять формулу , для сокращенного умножения разности выражений на сумму и разложения на множители разности квадратов;
- сформировать умение наблюдать, подмечать закономерности, обобщать, проводить рассуждения по аналогии;
- способствовать воспитанию высокой работоспособности, ответственности, аккуратности.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: карточки, плакаты, рисунки.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1). На предыдущем уроке было дано задание – игра на закрепление формул куба суммы и куба разности двух выражений. В таблице зашифровано слово. Ключ к решению – правильные ответы к четырем последующим заданиям, занесенные в таблицу:
О | Ш | Р | М | Г | А | С |
- 7 | - 1 | 0 | 7 | 0,25 | - 8 | 0,5 |
Задания:
- Решить уравнение: . Ответ: 7.
- Найдите число, которое надо прибавить к многочлену , чтобы полученная сумма могла быть представлена в виде куба двучлена. Ответ: - 8.
- Найдите числовое значение выражения: при . Ответ: 0.
- Вычислите значение выражения .
Ответ: .
Идет самооценка этого задания, если ученик получил слово “МАРС”, то он ставит себе 4 балла, если четвертое задание выполнено с применением формулы куба суммы и знаменатель разложен на множители, то ученик ставит себе ещё 1 балл.
2). Выполните умножение:
Задание 1.
На доске записаны все ответы к данным примерам. Идет проверка комментированием. Если все примеры выполнены верно, то ученики ставят себе 11 баллов. Дальнейшая работа идет по вопросам учителя:
- Пользовались ли вы формулами?
- Если да, то какими?
- Оцените вашу работу так: 11 баллов, если все примеры выполнены верно, но только по правилу умножения многочлена на многочлен; (11+п) баллов, где п – число произведений, которые вы выполнили с помощью формул.
Итог оценки за домашнюю работу:
- “5” - 19 баллов
- “4” - 15 баллов
- “3” - 13 баллов
II. Изучение материала.
Вы встретились при выполнении умножения с тождеством
(а + в)(а – в) = а2 – в2 и доказали ещё одну формулу сокращенного умножения. Прочитайте её и дайте ей название. Укажите в домашнем задании те произведения, которые можно найти с помощью новой формулы. Ответ: 8 и 10.
Задание 2.
Рассмотрите рисунки и восстановите в записях пропущенные алгебраические выражения.
Задание 3.
Выберите рисунок, иллюстрирующий тождество (а + в)(а – в) = а2 – в2
Рис.1. Рис.2.
Рис.3.
Итак, мы познакомились с формулой (а + в)(а – в) = а2 – в2 - разность квадратов.
Задание 4.
Составьте из данных выражений все возможные тождества.
(1 – а)(1 + а); | 5) (3в2 – а)(3в2 + а); |
9в4 – а2; | 6) 1 – а2; |
(у – 3)(у + 3); | 7) (3 – у)(3 + у); |
у2 – 9; | 8) 9 – у2. |
Ответ: 1-6; 3-4; 5-2; 7-8.
Задание 5.
Подставьте вместо * знак математической операции, а вместо пропусков - алгебраические выражения так, чтобы полученные выражения можно было преобразовать по формуле произведения суммы двух выражений на их разность.
(а – в) * (а * в); | 3) (р * с)(… + …); |
(1,8 * 1,4)(1,8 * …); | 4) (10 – …)(0,1 + …). |
Задание 6.
Какие пары алгебраических выражений при заданных а и в принимают равные значения, а какие – противоположные.
(а – в)(а + в); | 3) (в – а)(а + в); |
(а + ( - в))( а + в); | 4) (а + в)( - а + в). |
Задание 7.
Выберите алгебраические выражения, которые могут быть преобразованы по формуле произведения суммы на разность, и преобразуйте по этой формуле. (В тетрадь ученики записывают только те произведения, которые могут быть преобразованы по этой формуле).
(х2 + у)(0,5х2 – у); | 6) (с – ав)(с + ав); |
+ ( – ); | 7) ( + )( – ); |
(х – у) – (х + у); | 8) ( - 2а – в)(2а + в); |
(0,2 – х)(0,2 – х); | 9) ((-2а) – в)((-2а) + в); |
( + х)(х – ); | 10) (х2 + у3)(у2 – х3). |
В задании вы встретились с вариантами записи произведений, которые могут быть преобразованы по формуле (а + в)(а – в) = а2 – в2 . Выберите для таких произведений одну из предлагаемых схем:
Вопросы учащимся:
- Надо ли запоминать все схемы?
- Влияет ли порядок записи слагаемых в множители суммы на результат преобразования по формуле произведения суммы на разность?
- Влияет ли порядок записи выражений, входящих в разность, на результат преобразования по этой формуле?
- По какому множителю (по сумме или разности) удобно записывать правую часть формулы?
- Важен ли порядок множителей в произведении?
Задание 8.
Выполните умножение по выбранной схеме.
- 84 . 72 (разобрать совместно);
- 103 . 97 (выполнить самостоятельно);
- (а2 + 2)(2 – а2);
- (а – в + с)(а – в – с);
- (2х – у + 3z)(2х + у – 3z).
Задание 9.
Составьте алгоритм нахождения произведения разности двух алгебраических выражений на их сумму. Сравните свой алгоритм с одним из предложенных вариантов.
Вариант 1.
I. Распознавание левой части формулы.
- Выражение является произведением.
- Один из множителей сумма двух выражений.
- Другой множитель – разность этих же выражений.
II. Составление правой части формулы.
- Выделите в множителе разности уменьшаемое и вычитаемое.
- Запишите разность: квадрат уменьшаемого минус квадрат вычитаемого.
Вариант 2.
Если выражение является произведением суммы двух алгебраических выражений на их разность
то
- выделите множитель, представляющий собой разность;
- найдите квадрат уменьшаемого данной разности и вычтите из него квадрат вычитаемого этой же разности.
Задание 10.
Преобразуйте, где возможно, выражение в разность квадратов. Устно разобрать каждый пример.
1) х – у(х + у); | 7) (х + у)(х + у); |
2) (в – а)в + а; | 8) а2 +2(2 – а2); |
3) (х – у)(х + у); | 9) (а2 + 2)(2 + а2); |
4) ху + (х + у); | 10) (а2 + а)(а2 – 2); |
5) (х + у)(х – 1); | 11) (2 – а2)(а2 – 2); |
6) (х + у)(х + у + 1); | 12) (а2 + 2)(2 – а2). |
Задание 11.
Выполните упражнения. Индивидуальная работа дается 4 ученикам с разным уровнем восприятия учебного материала для проверки.
- (- 0,8в3 + 1)(1 + 0,8в3);
- (х2 + 10)( - 10 + х2);
- 98 . 102;
- (-2,6) . (-1,4);
- (х2у2 – 1)(1 + (ху)2);
- (х6 + у6)((х2)3 – (у3)2).
В это время класс выполняет из учебника № 915. У доски выполняют 5 учеников: (а,б); (в,г); (д,е); (ж,и); (з,к) – одновременно.
Затем устно выполняется № 916.
Задание 12.
Решить уравнение (4 ученика у доски).
- (х + 2)(х – 2) – (х – 3)х = 2;
- (у + 3)(у – 3) – (у – 1)2;
- (z – 6)(6 + z) – 1/4(2z – 4)2 – 3(5 – 3z) = 10;
- (x + 0,1)(х – 0,1) + (0,2 + х)2 – 2(х + 0,2)2 = 0.
III. Тренировочные упражнения.
Выполняются задания из учебника № 923 (г, д, е); 925.
IV. Домашнее задание:
п.33 № 919 а, в, д; 922, 927, 931, 933.
V. Итог урока:
- Повторить формулу (а + в)(а – в) = а2 – в2 .
- Объявить оценки, полученные за урок каждым учеником.
- Поблагодарить учеников за урок.