Цели:
- формирование умения составлять и решать обратные задачи;
- выявить связь между умножением и делением при составлении и решении обратных задач;
- закрепить знание таблицы умножения и деления.
I. Ребята к нам в класс принесли конверт с примерами, я выписала их на доску.
7 · 2 9 · 6 54 : 9 63 : 9 14 : 2 9 · 7 54 : 6 14 : 7
Задание такое: Распределите эти выражения в 3 группы так, чтобы в каждой группе примеры были связаны между собой.
1) Чем похожи и чем различаются выражения?
7 · 2 9 · 7 9 · 6 14 : 2 63 : 9 54 : 6 14 : 7 54 : 9
Какая связь получилась?
Какие выражения получились по отношению друг к другу?
Итак, мы составили обратные выражения. Вспомните, что ещё мы составляли, используя понятие “обратный”?
Давайте убедимся, что этот принцип подходит для решения задач.
II. Составление и решение обратных задач (работа в группах).
Задача: К праздничному чаепитию в класс принесли 9 коробок пряников по 8 пряников в каждой коробке. Сколько всего принесли пряников?
Составление краткой записи и рисунка на доске.
Принесли -? 9 коробок по 8 пряников в каждой.
(Решение в тетради. Проверка решения задачи на доске.)
Сколько всего обратных задач можно составить к данной задаче?
Почему?
Класс разбивается на 4 группы. Каждой группе выдаются лист размером в ? часть ватмана (чтобы было видно с доски), и маркеры. Каждая группа составляет обратную задачу к данной, делает краткую запись на листе (или рисунок). Затем на доске вывесить листы. Составленные обратные задачи сравнить. (Получилось две задачи).
Решение составленных задач у доски и в тетради.
Сравним решения составленных задач. Какая связь получилась?
8 · 9 = 72 (прян.)
72 : 9 = 8 (прян.)
72 : 8 = 9 (короб.)
Вывод: Умножение и деление связаны между собой.
III. № 395 (4) Самостоятельно в тетрадях. Устная проверка.
Подводится итог урока и записывается д/р.