Цели урока:
- Обобщить материал по истории развития компьютера с описанием шкалы времени развития ЭВМ
- Создать мини-проекты, описывающие историческую динамику изменения возможностей ЭВМ для удовлетворения потребности человека в различных областях, спроектировать компьютер будущего
- Развивать навыки дедуктивного мышления и творческий потенциал учеников
- Учить обобщать и делать выводы
- Формировать ответственное отношение к работе и умение работать в группе
Тип урока: урок обобщение, урок-фантазия.
Методы обучения: рассказ с элементами беседы, презентация, выделение частного из общего (дедуктивный метод), практический метод.
Оборудование: компьютерный класс с локальной сетью, проектор, экран, программное обеспечение.
Структура урока
- Приветствие, 1 мин.
- Актуализация знаний, 8 мин.
- Постановка задачи, 3 мин.
- Самостоятельная работа, 15 мин.
- Представление результатов и оценка учащимися, 10 мин.
- Прощание, заключение, оценка результата урока, 2 мин.
- Рефлексия, 1 мин.
Ход урока
Приветствие.
На экране презентация (Приложение 1).
Учитель: тема урока, основная цель: повторить ход истории развития ЭВМ до сегодняшнего дня и используя эти знания и собственную фантазию, спроектировать компьютер будущего.
Итак, история.
- 30 тыс. лет до н.э. – первый счет, кость с зарубками
- V-VI века н.э. – “саламинская доска”, абак
- 1642 г. – “паскалин” суммирующая машина Паскаля (сложение)
- 1673 г. – машина Лейбница (4 операции)
- 1834 г. – англичанин Чарльз Бэббидж изобретает аналитическую машину.
Она состояла из "склада" для хранения чисел ("накопитель"), "мельницы" - для производства арифметических действий над числами ("арифметическое устройство"), устройство, управляющее в определенной последовательности операциями машины ("устройство управления"), устройство ввода и вывода данных. В аналитической машине предусматривалось три различных способа вывода полученных результатов: печатание одной или двух копий, изготовление стереотипного отпечатка, пробивки на перфокартах. Аналитическая машина не была построена. Но Бэббидж сделал более 200 чертежей ее различных узлов и около 30 вариантов общей компоновки машины. При этом было использовано более 4 тысяч "механических обозначений". Аналитическая машина Бэббиджа - первый прообраз современных компьютеров.
- 1943 г. – фирмой IBM выпускается “Марк-1” на основе реле, вычисляющий в сотни раз быстрее арифмометра, Появляется “Eniac” на основе электронных ламп
- 1949 г. – первый компьютер, хранящий программу в своей памяти, первые компьютеры на транзисторах
- 1955-1964 гг. – вместо электронных ламп использовались транзисторы, а в качестве устройств памяти стали применяться магнитные сердечники и магнитные барабаны - далекие предки современных жестких дисков.
Все это позволило резко уменьшить габариты и стоимость компьютеров, которые тогда впервые стали строиться на продажу. Но главные достижения этой эпохи принадлежат к области программ. На втором поколении компьютеров впервые появилось то, что сегодня называется операционной системой. Тогда же были разработаны первые языки высокого уровня - Фортран, Алгол, Кобол. Эти два важных усовершенствования позволили значительно упростить и ускорить написание программ для компьютеров; программирование, оставаясь наукой, приобретает черты ремесла.
Теперь уже не только ученые могли рассчитывать на доступ к вычислительной технике. Компьютеры нашли применение в планировании и управлении, а некоторые крупные фирмы даже компьютеризовали свою бухгалтерию, предвосхищая моду на двадцать лет.
- 1965-1974 гг. – впервые стали использоваться интегральные схемы - целые устройства и узлы из десятков и сотен транзисторов, выполненные на одном кристалле полупроводника (то, что сейчас называют микросхемами). В это же время появляется полупроводниковая память, которая и по всей день используется в персональных компьютерах в качестве оперативной.
- 1970 г. – изобретен первый микропроцессор для калькулятора, в дальнейшем стал использоваться в компьютерах
- 1975 г. – появились устройства ввода и вывода информации (клавиатура, монитор, блок расширенной памяти), обработка текста
- 1981 г. – первый компьютер IBM-PC
Далее стремительными темпами растет производительность ПК, появляются цветные дисплеи, появляются возможности работы с графикой, а затем и со звуковой информацией.
- 1982 г. - появилась плата "Tandy", а затем "Covox" - довольно несуразное устройство, которое подключалось к компьютеру через принтерный (!) LPT-порт и воспроизводило звук с помощью первого в истории ПК цифроаналогового преобразователя.
Первой массовой звуковой платой стала "Adlib". Плата воспроизводила девять видов музыкальных инструментов и шесть ударных, что по тем временам считалось вершиной инженерной мысли.
- 1989 г. – появился "Sound Blaster" - откровенный клон "Adlib". Однако к музыкальному синтезатору добавилась поддержка цифровых записей:
- 2006 г. – Пентиум 4, обработка зd графики, объемный звук, верстка текста, вычисления математические, финансовые, статистические, обработка дат и времени, логические и др.
Да, компьютер казалось бы уже совершенен. Но каждый раз, садясь за него, мы понимаем, что хочется чего-то нового. Так? Вот сегодня мы и посмотрим какие недоработки, может быть, недостатки видите вы в современном ПК. Что бы вам хотелось улучшить, но не только внести идею, а еще описать, как будет выглядеть это устройство будущего. Как будет называться? Может появятся новые устройства ввода или вывода.
После общей беседы каждая группа, должна выбрать только обработку одного типа информации по выбранным карточкам (Приложение 2) и разработать презентацию, показывающую эту обработку в прошлом, в настоящем и будущем. Каждой группе предлагается шаблон презентации, в которой она должна будет сконструировать свой проект. В шаблоне даны основные этапы развития ЭВМ, вам нужно установить: работала ли ЭВМ с информацией, если да, то происходила ли обработка, какая? Если нет двигаться дальше и попробовать представить: Как в будущем компьютер будет обрабатывать эту информацию. Удачи. Самостоятельная работа по группам на ПК.
Представление проекта на экране, оценка происходит с помощью смайликов. Ученики поднимают оценку, объясняют ее только те, кто поставил самый низкий и самый высокий балл.
- (оранжевый – все здорово, нет замечаний, эквивалент 5,
- зеленый – все хорошо, но есть некоторые недоработки, эквивалент 4,
- синий – работа выполнена не достаточно хорошо, есть много недоработок, эквивалент 3,
- серый – работа практически не выполнена, плохо показан материал, эквивалент 2)
Сегодня на уроке мы повторили историю развития ЭВМ, выяснили, что могли делать эти устройства и делают сегодня, и создали целых пять (четыре, в зависимости от количества групп) совершенно новых способов обработки информации. Все здорово поработали и заслуживают только положительной оценки.
А перед уходом из класса прошу сделать следующее:
- Один смайлик нужно положить на стол учителя, он определяет вашу оценку знаний, полученных на уроке. А остальные в коробку.
- Оранжевый смайлик – вы много узнали на уроке, не было напряжения, все задания выполнялись легко.
- Зеленый смайлик – вы получили новые знания на уроке, выполнили все задания, но было небольшое напряжение.
- Синий смайлик – вы мало получили новых знаний, вам было достаточно трудно выполнять задания.
- Серый смайлик – урок не дал вам ничего полезного, вы не справились с заданием или выполнение было очень трудным для вас.
Заключение. Спасибо за работу на уроке.