Состав игроков – участников урока:
1. 4 соревнующихся между собой команд игроков учащихся 6-го класса по четыре человека в каждой команде, смотр знаний которых проводится на уроке.
2. Жюри “Счастливого случая” (не менее 4-х человек; обычно это либо старшеклассники, либо студенты, либо учителя математики).
3. Ведущие урока (учитель и один старшеклассник).
4. Хранитель времени: ученик, имеющий секундомер и раскладку времени урока.
5. технический помощник учителя.
6. Участники театрализованного “Видеогейма” (по-нашему сценарию их не менее 6 человек – учащихся других классов).
Оборудование к уроку:
1. Стол-сектор (круг делится на 6 и более секторов, чередующихся цветов, количество цветковых секторов зависит от числа разделов, по которым составлены вопросы). В нашем случае, разделов три (“Геометрия”, “Алгебра” с арифметикой, “Разное”) и, соответственно, секторов у нас – 6; три цвета повторяются дважды: один сектор простой, другой – “счастливый”. На “счастливых” секторах рисуют отличительные значки. Стол-сектор можно заменить и кубиком с разноцветными гранями.
2. Три табло (в соответствии с тремя разделами содержания материала) с номерами вопросов. Количество номеров на табло соответственно соответствует количеству вопросов по каждому разделу.
3. Заслоны для номеров (у каждого номера в табло сделана прорезь, куда вставляется стрелка-заслон, закрывающая тот вопрос, который уже был выбран предыдущими игроками, для предотвращения повторения вопросов).
4. Табличка для столов, за которыми сидят команды: “Команда № 1”, “Команда № 2,…………, “Команда № 4”.
5. Нагрудные номера членов команд (от 1 до 4). Они нужны для жюри, которое может не разглядеть по надписи имя ученика. В судейском листе, приготовленном заранее учителем, против каждого номера члена команды стоит фамилия и имя ученика, поэтому при объявлении результатов геймов у жюри есть возможность называть учеников не по номерам, а по именам или фамилиям.
6. Жеребьёвочные номера: от 1 до 6 – по количеству задач, данных для решения задания 7. Деля каждой команды: перечень вопросов по каждому разделу (см. Приложение ), тексты задач .
Структуры урока:
(Урок представляет собой блок, состоящий из двух тридцатиминутных частей)
I. Организационный момент: введение в игру, объявление правил игры - 2 минуты
II. Игра-смотр первых трёх команд (оставленные три команды в это время выполняют письменные задания гейма “В худшем случае”.
1. Гейм “Счастливый случай” - 12 минут
2. Гейм “А тебе не слабо показать решение задачи?” 8 минут (2 мин. на каждую задачу, включая вопросы и возможные дополнения команд соперников)
III. Второй этап игры: общий гейм “Быстрее, больше, правильнее”. 8 минут (2 мин. на каждую команду)
IV. Перерыв 5 минут
V. Третий этап игры: смотр команд с четвёртой по шестую (в это время первые три команды выполняют письменные задания гейма “В худшем случае”).
1. Гейм “Счастливый случай”. 12 минут
2. Гейм “А тебе не слабо показать решение задачи?” 8 минут
VI. Четвёртый этап игры: пятый театрализованный гейм – общий для всех шести команд:
“Видеогейм”. 6 минут (Смотри приложение)
VII. Подведение итогов, выставление оценок за урок, награждение победителей. 4 минуты
Ход урока
Учитель: Ребята, сегодня у нас с вами не совсем обычный урок, этот урок, на котором вы должны показать всем присутствующим свои знания, умения решать задачи, работать слаженно, быстро, дружно. Всё это будет проходить в виде игры “Счастливый случай”. В чём основная цель игры? – Выиграть в соревновании четырех команд. А выиграет та команда, которая лучше всех подготовилась по данным всем заданиям, та команда, которая внимательнее, сообразительнее, дружнее.
Итак, в чём же состоит “счастливый случай” в игре?
Ведущий: “Счастливый случай” прежде всего в том, что сегодня представляется равные возможности каждому проявить себя и выиграть приз игры кроме того, в гейме, который так и называется: “счастливый случай”, вы можете попасть на счастливый сектор, дающий возможность дополнительного вопроса, т.е. возможность заработать дополнительные очки для себя и команды.
Учитель: Итак, начинаем игру. Для двух команд : третьей и четвертой – объявляется гейм “В худшем случае” (технический помощник показывает всем табло с названием гейма). Каждый участник команды на листе бумаги, который лежит на столе перед каждым из вас, в течение 12 минут решает данную ему задачу методом “в худшем случае”. Карточки с заданиями тоже лежат перед каждым из вас), учитель помогает членам команд распределить на каждом столе чистые листы и карточки с заданиями т.е. каждый ученик одной команды решает одну из названных задач.
Ведущий: Для других двух команд – проведём другой гейм “Счастливый случай”. Каждый член команды должен ответить на один выбранный им вопрос. Вопрос выбирается так: игрок выходит к игровому столу, крутит юлу (или подбрасывает кубик). Таким образом, выбирается определённый цвет, т.е. раздел из которого будут выбираться вопросы. Обратите внимание, на доске указано какому цвету соответствует какой раздел. Затем игрок должен быстро назвать любое число от одного до тридцати, при этом нельзя выбирать ранее названые номера. Для удобства мы их будем закрывать заслонками. Выходить будете к игровому столу в таком порядке: сначала игрок под № 1 из первой команды, затем игрок № 1 из второй команды, следующий за ним будет игрок № 2 первой команды, затем № 2 – из второй команды и т.д. на обдумывание ответа даётся не более 10 секунд. Хранитель времени следит за регламентом с секундомером. Если кто-то проводит неверный ответ, то право на исправление или дополнение дается, прежде всего, членам той же команды. Если же никто из команды не сможет дать правильный ответ, тогда игроки команды соперников могут заработать дополнительные баллы, дав правильный ответ. Жюри оценивает игроков по следующей системе: 2 балла за правильный ответ, 1 балл – за неточности в ответе, 0 баллов – за неправильный ответ; 1 балл – за дополнение, 1 балл - за правильный дополнительный ответ; результат гейма заносятся в судейский листок отдельного для каждого игрока, а затем суммируются для команды.
Учитель: Для первых двух команд объявляется второй гейм “А тебе не слабо показать решение задачи?” (технический помощник показывает название гейма на планшете). Дома команды решали шесть задач, проверим, как работали команды. Каждая выберет с помощью жеребьёвки по одной задаче, а команда соперников укажет нам того, кто должен эту задачу показать у доски. При этом можно использовать приготовленные заранее наглядные пособия.
Команда № 1 назовёт того из команды № 2, кто должен у них показать решение выбранной задачи у доски команда №2 – решающего из команды № 1. Итак, два игрока идут к доске решать домашние задачи. На обдумывание и оформление задач даётся 2 минуты.
Ведущий: В это время остальные члены команд решают уравнения (уравнения и чистые листочки раскладываются до урока; причём каждому члену команды даётся отдельный вариант задания). Жюри поставит оценку каждому в отдельности, а команде начисляется балл, равный среднему арифметическому оценок.
Хранитель времени: Объявляю, что время гейма “В худшем случае” истекло. Прошу ведущего собрать листы с ответами и передать на проверку жюри. (Ведущий собирает листочки и сдаёт их жюри).
Закончилось также время, отведённое на решение уравнений. Прошу ведущего передать карточки жюри.
Ведущий: Думаю, что жюри сможет нам огласить результаты первого гейма для трёх команд. Прошу!
(Жюри объявляет результаты каждого игрока и суммарные баллы команды).
Учитель: Внимание! Участвуют все команды! Игроки всех команд внимательно смотрим оформление решений и слушаем выступающих. За каждый интересный вопрос – 1 балл, за новый способ решения – 2 балла дополнительно. Для объяснения решений не более одной минуты каждому. (В это время жюри работает так: один следит за объяснением решений задач, другой проверяет уравнение, двое – решения задач гейма “В худшем случае”).
Учитель: А теперь объявляем общий для всех гейм, он называется “Быстрее, больше, правильнее!” (технический помощник показывает название гейма). Будьте все внимательны! Каждой команде даётся ровно одна минута, чтобы как можно быстрее правильно ответить на большое число вопросов. Начнём с четвертой команды. Хранитель времени следите, пожалуйста, за временем.
(Один из членов жюри считает правильные ответы. После окончания гейма жюри объявляет результаты геймов “Не слабо показать решение задачи?”, “Быстрее, больше, правильнее!”)
Перерыв: 5 минут (можно провести музыкальную математическую физкультминутку).
Учитель: Продолжим игру. Теперь команды меняются ролями , т.е. гейм “В худшем случае” объявляется для первых двух команд. В это время с остальными командами мы проведём гейм “Счастливый случай”.
Примечание:
Игра проходит так же, как и на первом этапе, только для других команд.
Учитель: А теперь последний для всех гейм “Видеогейм”. (Смотри приложение)
Вопросы по разделу “Геометрии”
- Что означает слово “геометрия”?
- Опиши разнообразный мир линий
- Назови основные геометрические инструменты. Для чего предназначен каждый из них?
- Назови части прямой, части окружности
- Опиши, что такое луч и отрезок
- Опиши, как сравниваются два отрезка
- Назови виды углов
- Какова градусная мера прямого, развёрнутого угла?
- Какой угол называется острым углом, а какой тупым?
- Что такое прямоугольник, какие его свойства ты знаешь?
- Что такое треугольник? Какие треугольники ты знаешь?
- Что такое периметр многоугольника? Чему равен периметр прямоугольника, треугольника?
- Чему равен периметр квадрата со стороной а, га?
- Чему равна площадь квадрата?
- Чему равна площадь прямоугольника?
- Что такое ар, сотка?
- Чему равен объём прямоугольного параллелепипеда?
Вопросы по разделу “Арифметика и алгебра”.
- Перечисли законы сложения и умножения
- Что называется делителем данного числа; кратным данному числу?
- Какие дроби называются правильными?
- Какие числа называются простыми, а какие составными?
- Что больше: а или 2а?
- Что называют процентом?
- Что называют средним арифметическим?
Вопросы по разделу “Разное”
- Незнайка, почёсывая затылок, никак не может придумать какой знак надо поставить между цифрами 5 и 6, чтобы получить число, больше 5, но меньше шести.
- Число 111, 222, 333,………, 999 имеют общие делители, назови их
- К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число?
- Задача на внимательность:
Сидят рыбаки, стерегут поплавки,
Рыбак Корней поймал 13 окуней,
Рыбак Евсей – четырёх карасей,
А рыбак Михаил двух самов изловил.
Сколько рыб рыбаки натаскали из реки? - Сколько требуется проволоки, чтобы спаять каркас куба с ребром 5 см?
- Из проволоки сделали квадрат со сторонами 6 см, а затем из этой проволоки сделали треугольник с равными сторонами. Чему равна сторона треугольника?
Задачи для гейма
“Не слабо показать решение задачи?”
Указание для команд:
- Эти задачи должен уметь решить и рассказать перед всеми каждый член команды, заранее никто не знает, кому по жеребьёвке придётся её показать у доски. Команда заранее может подготовить рисунок, таблицу или другое пособие, чтобы красиво и быстро предоставить своё решение задачи. Чем больше способов решения вы покажете, тем лучше!
- По тропинке вдоль кустов шло 11 хвостов,
Сосчитать я также смог, что шагало 30 ног,
А теперь вопрос таков, сколько было петухов?
И узнать я был бы рад, сколько было поросят?
Сейчас Динаре 6 лет, а Лиане 2 годика. В каком возрасте будут дети, когда Динара будет в 2 раза старше Лианы? - Яблоко и груша стоит 17рублей. Пять яблок и две груши стоят 55 рублей. Сколько стоит одно яблоко и сколько одна груша?
- Как отмерить 4 литра воды с помощью 3 и 5 литровых сосудов?
- Сколько всего четырёхзначных чисел можно составить из цифры 0и 1. Цифры могут повторяться.
- На сковородке помещается 2 кусочка хлеба. На поджаривание кусочка с одной стороны требуется 1 минута. Как за 3 минуты обжарить все три кусочка с двух сторон?
Вопросы для гейма
“Быстрее, больше, правильнее!”
Вопросы команде № 1
Примечание: в скобках приведены ответ для ведущего (он должен не задумываясь моментально произносить слова: “верно” или “не верно”).
- Что больше –9 или –9,1? (ответ: -9)
- Сколько квадратных метров в одной сотке? (ответ: 100)
- Вычислите: 5-25 (ответ: –20)
- В какой координатной четверти находится точка с координатами (-2;-2) (ответ: в третьей)
- Периметр квадрата со стороной а (ответ: 4а)
- Делится ли на 3 число 282? (ответ: Да)
- Градусная мера прямого угла (ответ: 90)
- Назови все делители числа 12. (ответ: 1, 2, 3, 4, 6, 12)
- Чему равна сумма противоположных чисел? (ответ: 0)
- Вычислите 7% от числа 100 (ответ: 7)
Вопросы команде № 2
- Что больше 1/2 или 4/5? (ответ: 4/5)
- Градусная мера развёрнутого угла. (ответ: 180)
- Делится ли на 9 число 882? (ответ: Да)
- Как называется мерная лента? (ответ: рулетка)
- Составное или простое число 63? (ответ: составное)
- Вычислите 100 – (-64). (ответ: 164)
- Противоположное число для 5. (ответ: -5)
- Площадь прямоугольника со сторонами а и b. (ответ: а*b)
- назовите все делители числа 16. (ответ: 1, 2, 4, 8, 16)
- Длина окружности. (ответ: 2ПR)
Вопросы команде № 3
- Как называется этот закон? (Ведущий показывает планшет с формулой: а + b = b + а). (ответ: переместительный закон сложения)
- Сколько квадратных сантиметров в квадратном дециметре? (ответ: 100)
- Делится ли на 9 число 144? (ответ: Да)
- Вычислите: -7 – 9 (ответ: -16)
- Что меньше –10 или –1. (ответ: -10)
- Назовите три числа кратных 8.
- 50% от числа 1. (ответ: число 1/2)
- Что такое острый угол? (ответ: угол, меньший прямого или угол, меньше 900)
- Составное или простое число 49? (ответ: составное)
- Периметр квадрата со стороной с. (ответ: 4с)
Вопросы команде № 4
- Делится ли на 9 число 1005? (ответ: Нет)
- Что больше 1/2 или 5/6? (ответ: 5/6)
- Площадь круга (ответ: ПR2 )
- В какой координатной четверти находится точка с координатами (-3;6). (ответ: во второй)
- Сколько соток в гектаре? (ответ: 100)
- Модуль числа –10. (ответ: 10)
- Назовите все делители числа 21. (ответ: 1, 3, 7, 21)
- Вычислите: 2 – (-3). (ответ: 5)
- Чему равно произведение двух взаимно обратных чисел? (ответ: 1)
- Периметр прямоугольника со сторонами а и b. (ответ: 2а + 2b)
Библиографический список
- Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. математика. Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1995-80с.
- Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений (Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.; Под. Ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. – М.: Просвещение 1994-272с.
- Математика: в классе: Учебник для общеобразовательных учебных заведений (Г.В. Дорофеева, С.Б. Суворова, И.Ф. Шарыгин и др., Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. – М.: Дрофа, 1995 – 416с.
- Дышинский Е.А., Дронина Р.В. Театр математических миниатюр как форма совершенствования профессиональной подготовки студентов // Подготовка студентов к организации внеклассной работе по математике в школе: Межвуз. Сб. науч. Тр-Пермь: ПГПИ, 1991 – с. 23-54.
- Уроки КВН – ассорти // математика: Приложение к газете “Первое сентября”. –1997 - № 37.