Цели:
1. Расширить, уточнить представление детей о весенних изменениях в природе.
2. Познакомить ребят со страницами Красной книги, с первоцветами, которые занесены в эту книгу.
3. Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.
Оборудование:
1. Конституция РФ.
2. Красная книга.
3. Шапочки цветов, скворца; костюмы Весны, Лесовичка.
4. Плакаты с названием весенних месяцев.
5. Выставка книг по весенней тематике.
6. Макет леса, макет автобуса с Незнайкой.
7. Чучело птиц: дятла, сороки.
8. Веточки деревьев с набухшими почками.
9. Аудиозапись отрывка из альбома П.И.Чайковского “Времена года”, песенка Лесовичка, голоса птиц.
10. Странички календаря весенних месяцев.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Учитель. Ребята, отгадайте загадку
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?
а) Обобщение наблюдений о весне по загадке.
- Какая фраза из загадки помогла вам догадаться, что речь идет о весне?
- А какое сейчас время года?
Назовите число, месяц, день недели сегодняшний.
Мы с вами немало прочитали книг о весне, выучили стихотворения, наблюдали изменения в природе.
- А хотите встретиться с настоящей весной?
Тогда нам надо отправиться в лес.
б) Заочная экскурсия в лес.
Незнайка приготовил для нас автобус. Усаживайтесь удобнее и в путь.
…А в лесу стоит тишина. (Учитель раскрывает доску, где прикреплен макет леса).
И вдруг прилетел дятел, заторопился: тук, тук, тук! Он так усердно стучал, что ствол гудел. Тук-тук-тук, тук! Точка, тире, тире.
Да это же телеграфная азбука:
Точка-В, точка-Е, точка, точка, точка-С, тире, точка-Н, точка, точка, тире-А.
-“ВЕСНА!” - сообщил дятел.
Прилетела сорока. Услышала сообщение дятла и разнесла по всему лесу “ВЕСНА пришла!” Обрадовались все звери.
в) Обратиться к выставке книг.
- Вспомните, как звери медведя будили.
- И вдруг ожил, зашевелился старый пень.
Откуда послышалась песенка.
(Прослушивание песенки Лесовичка, появляется сам Лесовичок)
ЛЕСОВИЧОК: Здравствуйте, ребята! А зачем вы сюда пожаловали?
ДЕТИ: Весну встречать!
ЛЕСОВИЧОК: - Как, неужели уже весна? А по каким признакам вы решили, что уже весна?
ДЕТИ: Дни стали длиннее, солнышко ярко светит, люди одеваются легко и т. д.
ЛЕСОВИЧОК: Значит, говорите весну пришли встречать!
Вот у меня весенний календарь. Оживите страницы календаря и я помогу вам встретиться с весной.
(Включить произведение П.И.Чайковского “Времена года”)
- Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май.)
МАРТ первый месяц весны – месяц прилета грачей.
(Дети называют, какие изменения происходят в природе в марте, читают стихотворения о марте)
Март, первый месяц весны.
Март- утро года, начало прекрасной весенней поры.
В марте пробуждается природа от долгого зимнего сна.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
(Учитель оживляет страничку календаря о марте, прикрепляет солнышко, голое дерево, грача.)
ЛЕСОВИЧОК: А как называется второй месяц весны? (Месяц цветов)
ДЕТИ: Апрель – замечательный месяц. В апреле запестрели весенние цветы – белые звездочки ветреницы, розовые кустики волчьего лыка, лиловые колокольчики сон-травы, разноцветные стебельки медуницы.
- А для кого из первых зацветает медуница? (Для пчел.)
- Какое дерево первым надевает свой наряд? (Березка!)
УЧЕНИК:
В лесу, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
“Я вижу: погода тепла и ясна.
Скажите, ведь правда, что это весна?”
(Учитель оживляет 2 страничку календаря об апреле. Прикрепляет солнышко, цветы)
ЛЕСОВИЧОК: - Как называется третий месяц весны? (Май.)
ДЕТИ: Май - самый теплый месяц.
Проснулись все насекомые, прилетели птицы, устроили свои домики, и лес зазвенел от птичьих песен.
3. Прослушивание голосов птиц. Ребята должны определить, какие птицы поют.
УЧЕНИК: Ландыш
Я зацветаю в мае,
“когда весенний первый гром,
как бы резвяся и играя,
грохочет в небе голубом”
Живу я в тени под дубками. В моих белоснежных цветах кормятся первые насекомые. К сожалению, я стал редким растением и занесён в Красную книгу.
(Учитель оживляет страничку календаря о мае. Прикрепляет солнышко, дерево с клейкими листочками, рисунки насекомых)
ЛЕСОВИЧОК: Вы оживили все страницы, и за это я вас всех превращу в цветы.
Раз, два, три! Вы теперь цветы!
(Дети надевают шапочки с цветами)
К нам весна шагает
быстрыми шагами.
И сугробы тают
под её ногами.
- Давайте встанем в хоровод и встретим весну весенней песенкой
4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
(Дети становятся в круг, мальчики имитируют свист птиц)
- На поле шум и гам
Прилетели птицы к нам.
Птицы вьются, гнёзда вьют.
Всё щебечут, всё поют.
Свищут, свищут соловьи,
Скачут, скачут воробьи.
Звонче птичьи голоса;
- Выходи, весна-красна!
5. Приход ВЕСНЫ.
ВЕСНА:
Я весна-красна!
Бужу землю ото сна.
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки,
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду - в поле и в лесу –
Людям радость я несу.
- А что это за удивительные цветы тут собрались?
6. Рассказы детей об известных весенних цветах.
ДЕТИ: ЛАНДЫШ
У окна на столике в стакане
С чистою холодною водой
Тихо ландыш серебристый вянет,
Наполняя комнату весной.
Крошечные чашечки развесил,
Словно бусы, он на стебельке,
И, должно быть, думает о лете,
Солнечной лужайке и реке.
МАТЬ-И-МАЧЕХА
Я – самый первый цветок, поэтому мне все радуются. А как пойдут листья, цветы пропадают. Одни листья – зонтики и растут.
ПОДСНЕЖНИК
Первый весенний цветочек,
Нежный зелёный росточек,
Сквозь вьюгу и снег пробивался – и
На земле показался.
Когда пригрело солнышко,
Не стало больше вьюг,
Сидеть ему под снегом,
Стало недосуг.
7. Ознакомление со страницами Красной книги, в которую внесены эти виды цветов (Смотри приложение.)
- Можно ли рвать цветы?
Сорванные цветы быстро увядают, и через некоторое время мы их просто выбросим. Пройдет более 15 лет, прежде чем на месте вырванных с корнем цветов появятся новые луковицы.
Пусть цветы украшают нашу землю, давайте же их беречь! Пусть все люди любуются красотой природы!
8. Ознакомление с 58 статьёй Конституции РФ, в которой говорится о том, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
9. Встреча со СКВОРЦОМ.
УЧИТЕЛЬ: Вместе с весной прилетели птицы.
СКВОРЕЦ:
Здравствуйте, ребята! Вы меня узнаёте? А тем, кто не узнал, разрешите представиться.
Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут меня…
УЧИТЕЛЬ: Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.
- Как? Ребята? мы с вами должны встретить птиц?
10. Разгадывание загадки-шутки.
“Какой домик выберут птички?”
- Как вы думаете, в каком домике удобнее будет жить птицам и почему?
(Ответы детей)
Рис. 1
11. Наблюдения за изменениями в жизни деревьев.
- Весна принесла нам свои подарки
(Весна раздаёт веточки. Дети рассматривают появившиеся листочки, набухшие почки).
- Что вы видите, ребята?
12. Итог урока
- О каком времени года мы с вами сегодня говорили на занятии?
- Какие весенние месяцы вы знаете?
- Какие цветы первыми появляются с приходом весны?
- Какие птицы сообщают нам о начале весны?
- О чём говорится в статье 58 Конституции РФ?
- Почему необходимо беречь и охранять природу?