Соавторство в преподавании изобразительного искусства в общеобразовательной школе

Разделы: МХК и ИЗО


Творчеством обычно называют такую деятельность, в результате которой создается новое для культуры, для человечества. Маленький человек не может создать что-то абсолютно новое для человечества, и все же творчество является постоянным спутником ребенка. А главным помощником в творчестве являются родители и учитель.

Роль учителя многообразна. Часто учитель выступает в роли наставника. Я же предлагаю учителя-соавтора в творчестве ученика. Прежде всего, мне бы хотелось пояснить, как это работает в общеобразовательной школе.

Учитель работает параллельно с учениками, выполняя аналогичную работу, что является мотивом для учащихся и “подсказкой” в творческой работе.

Например: в 6 классе при изучении серии тем по основам цветоведения, мы рассматриваем общее понятие о теории цвета. Затем по репродукциям художников определяем, какой художественный метод и способ использует мастер для передачи главного смысла картины.

Но увидеть и применить – это разные вещи. Увидеть могут многие ученики, а применить смогут только единицы.

Вот на этом этапе и подключаюсь я как мастер. После подробного объяснения практической задачи, разбора последовательности ее выполнения, я параллельно с учениками приступаю к работе над своим художественным проектом. Во время урока любой ученик может подойти и посмотреть мою работу: как идет наложение цвета, смешивание красок, плотность и частота мазка, его структура, направление движение кисти в том или ином случае и т.д. Это не всегда можно объяснить, это надо почувствовать, ощутить на подсознании. А ребенок со слабым развитием пространственного воображением этого постичь не может, зато может увидеть, как с этой задачей справляется учитель. При желании, в некоторых случаях роль учителя может исполнить консультант (ученик этого же класса, посещающий школу искусств или факультатив по изобразительному искусству в школе, где эта тема рассматривалась более подробно). При этом необязательно выполнять рисунки одного и того же содержания, достаточно им быть одной тематики. Моя роль, при втором варианте работы, заключается в том, чтобы помочь еще неуспешным ученикам, которые и теперь не справляются с выбранным ими заданием. Здесь следует сказать, что на всех темах даются задания разного уровня сложности, из которых сам ученик выбирает уровень сложности. Хочется отметить не которые замечания:

1) учитель или консультант делает только повышенный уровень;

2) учитель может рекомендовать ребенку выбор задания более высокого уровня, учитывая его способности;

3)относится к моим наблюдениям, учащиеся редко выбирают задание с достаточным уровнем сложности, самосознание этого придает ему чувства собственной значимости и достоинства.

Например, при изучении темы “Цвет в произведениях живописи” я даю задания следующего характера:

- достаточный уровень – нарисовать осенний букет, который стоит перед учащимися и состоит из вазы и 3-х веток с осенними листьями;

- оптимальный уровень – данный уровень я предлагаю в нескольких вариантах, когда сам ребенок имеет выбор:

1 вариант: составить и нарисовать осенний натюрморт по представлению (в состав натюрморта могут входить не только цветы и ветки, стоящими перед учащимися, но и овощи и фрукты);

2 вариант: изображение осенней природы, увиденной за окном школы или квартиры, с использованием законов линейной перспективы;

- творческий уровень – это передача осенней природы, по представлению с обязательным использованием законов не только линейной, но и воздушной перспектив (в этом случае подсказкой может служить репродукции картин).

В 7 классе при изучении темы “Поэзия повседневной жизни в истории искусств” рассматривается бытовой жанр в изобразительном искусстве. И в этом случае, я использую несколько вариантов проецирования материала. Кроме того, изучение материала состоит из нескольких этапов.

1 этап: “Комбинированный” - он заключается в том, что мы с ребятами или группой ребят, прежде всего, проходим по нашему поселку и рассматриваем улицы хорошо знакомые, но как будто открывающиеся нам заново. Рассматриваем их, акцентируем внимание на отдельных деталях, которые мы раньше не замечали. Слушаем рассказ из истории развития поселка, возможно, событий, касающихся конкретной семьи. Рассказчиками и экскурсоводами могут быть сами учащиеся, что чаще всего и бывает. Фотографируем. 1этап желателен, но не обязателен и проводится во вне урочное время.

2 этап: “Классный” – мы в условиях кабинета по репродукциям картин художников, фотографиям нашего поселка, газетным снимкам говорим о быте людей и роли искусства в их жизни, о значении жанра и его развитии для современного человека. Проговариваются приемы и способы передачи пространства в изобразительном искусстве, требования к бытовому жанру. После чего даются так же разноуровневые задания:

- достаточный уровень – нарисовать человека в быту современного интерьера;

- оптимальный уровень – нарисовать человека, находящегося на улице придуманного городского или деревенского пейзажа и быта, выполняющего какую-то трудовую деятельность;

- творческий уровень – нарисовать человека, находящегося и работающего на улицах нашего поселка.

Техника выполнения выбирается самим учеником, так как к 7 классу они знакомы с различными техниками. Уровень сложности ни в коем случае не влияет на уровень оценки. Оцениваются только изобразительные качества и знание бытового жанра.

Таким образом, мы видим, что диапазон заданий широк и дает возможность каждому учащемуся самореализоваться.

Следующим этапом в любом классе является анализ работы. Данный этап, как показывает практика, очень важен для правильной творческой организации труда учащихся. С согласия, ученика работа вывешивается на доску для просмотра на расстоянии. Хочется сделать ремарку – работы рассматриваются на расстоянии, особенно выполненные в технике мазка.

Если работа не завершена, то анализ правильности и неудачности в работе проговаривает сам ученик, отойдя от доски на уровень второй парты. Здесь часто нужна моя помощь – наводящие вопросы помогут обратить внимание на недочеты рисунка. Да и озвучивание недочетов самим учеником играет немаловажную роль. Мы вместе с автором намечаем пути реализации замысла, внесение изменений, исправление ошибок, если таковые есть.

Если работа завершена, по желанию автора, анализ могут дать как сам ученик, так и ребята из класса с подробной характеристикой работы. Акцент идет на положительные моменты, неудавшиеся - только лишь отмечаются, без анализа. Проблемы и пути их преодоления рассматриваются только в индивидуальной беседе с автором. Но первый анализ (лучше своего художественного труда) дает учитель, давая, таким образом, образец аналитической работы над живописным произведением. По результатам нашей деятельности затем выполняется выставка для всей школы.

Такие примеры можно продолжить и по другим темам, суть принципа работы остается той же. В этом случае даже если все это не становится предметом осознания и обсуждения (что чаще всего и бывает), подросток всем своим существом усваивает, что, значит, быть активным и ответственным индивидуумом, автором произведения, пусть даже в рамках школьной программы.

Таким образом, я даю возможность проявить себя любому ученику с разными изобразительными возможностями, и каждому включится в реальную творческую работу. Перефразируя известное изречение, скажу: преподаватель и ученик смотрят друг на друга, а мастер и подмастерье смотрят в одну сторону. Я предлагаю содружество педагога и ученика, когда они идут к одной цели одним путем. Думаю, что здесь не открыто ни чего нового, но это дает положительный настрой как учащимся, так и учителю.

В 5-х классах такой педагогический метод применить не удается – ребята либо списывают работу учителя, либо повторяют смысловой сюжет сверстников, что не дает творчества. Это легко объясняется тем, что у ребят недостаточно знаний и умений в изобразительной деятельности. Но принцип творческо-педагогических мастерских фрагментарно осуществим.

Например: при изучении цикла тем “Истоки и современное развитие искусства росписи” я провожу работу в следующем порядке, что позволяет всем ребятам, справиться с заданием.

1 этап: обсуждение значимости росписи в народном творчестве, ее особенности, изучение росписи по наглядным материалам;

2 этап: рассматриваем цветовую гамму росписи, по раздаточному материалу рассматриваем контурный рисунок (приложение 1, приложение 2), который раздается в качестве раздаточного материала на каждую парту и же обязательно в двух вариантах, говорим о последовательности заполнения контурного рисунка цветом;

3 этап: переходим к практической части – и вот здесь задание подразделяется в зависимости от способностей ребенка и мотивации в обучении:

творческий уровень - учащиеся более успешные в изобразительном искусстве выполняют рисунок росписи, пользуясь контурным рисунком как подсказкой, но их роспись будет содержать меньшее количество изображений, чем есть в подсказке, который и выполняется в живописном решении (учитывается компоновка рисунка, изобразительная деятельность и правильность росписи);

достаточный уровень - учащиеся менее успешные в изобразительной деятельности дополнительно к контурному рисунку получают лист копира и переводят полностью контурный рисунок, который в последствии и будет оценен (учитывается качество переводки и правильность росписи).

На таких уроках роль наглядного “подсказчика”:

- 1 вариант - выполняет сам учитель, работая параллельно с ребятами на большом листе, прикрепленным к доске;

- 2 вариант - использование работ, выполненных другими ребятами.

Пока ребенок растет, он ежедневно встречается с чем-то ранее неизвестным.

Новые впечатления помогают ему создавать яркие образы, неожиданные цветовые сочетания, оригинальные сюжетные композиции. Задача учителя – помочь ребенку раскрыть эти творческие способности, взойти самому к акту творчества совместно со своим учеником. Тогда дети будут показывать чудеса творческого воображения.