Цели:
- обсудить с учащимися вопрос о формах власти и степени участия основных социальных групп в управлении страной;
- проанализировать различные мнения по данной проблеме;
- спроектировать альтернативы развития страны в XVI в. ;
- охарактеризовать последствия правления Ивана IV;
- развивать умение выделять главное, анализировать, делать выводы, работать с документами, участвовать в дискуссии, доказывать свою точку зрения;
- материал урока способствует нравственному воспитанию учащихся.
Оборудование:
- репродукция картины Репина И. Е. “Иван Грозный и его сын Алексей”
- пакет документов у каждого ученика.
Ход урока
Эпиграфы:
1. Честное изучение дела необходимо не с целью потревожить могильный сон, а для того, чтобы укрепить нравственное чувство живых, усилить их шаткую веру в добро и истину.
2. Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше прошлое и намекнуло о нашем будущем.
I. Организационный момент.
1. Викторина “Интеллектуальный лабиринт (вам, представляется задание по номинациям, вы под № записываете ответ). Оценивается быстрота и правильность (7чел. ) Один человек у доски.
Номинации: (см. прил.)
1. “Политик – реформатор” | Владимир |
2. “Просто великий” | Ярослав Мудрый |
3. “Полководец и пророк” | Олег Вещий |
4. “Закон есть закон” | вира |
5. “в трудный для России час” | Александр Пересвет и Родион Ослябю |
6. “Мертвый город” | Рязань |
7. “Способный ученик” | Андрей Рублев |
Проверка работы.
II. Знакомство с темой урока, целями и планом.
План.
- Способы управления государство.
- Какой путь выбрал наш “корабль – Русь и ее кормщик – Иван IV”?
- Анализ спора А. Курбского и Ивана Грозного
- Последствия тиранского правления Ивана IV.
1. Вступительное слово учителя:
История не терпит суесловия,
Трудна ее народная стезя.
Ее страницы, залитые кровью,
Нельзя любить безумною любовью
Не любить без памяти нельзя.
История в некотором смысле есть священная книга: завет предков к потомству, изъяснение настоящего и пример для будущего. И поэтому эпиграфом урока я выбрала слова Белинского: “Мы воплощаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше прошлое и намекнуло о нашем будущем”.
18 марта 1584 года. Умирает Иван Грозный, великий царь. Смерть его была страшной. Перед встречей с Всевышним обычно вспоминают свою жизнь, каются в греках. Оглядываясь на содеянное во время опричнины, он, царь, боялся “Суда Господня”. Ему мерещились кошмары, виделись убитые по его приказу люди. О чем думал Иван IV в эти минуты? Возможно, вел такой диалог.
Учащиеся разыгрывают сценку, используя текст стихотворения.
Ходит Иван по ночному покою,
Бороду гладит узкой рукою.
Толь ему совесть спать не дает,
Толь его черная дума ведет.
“Помни холоп непокорный и вор,
Что с государем ведешь разговор!
Думаешь сладко ходить мне в царях,
Если по всюду враги и беда:
Турок и швед сторожат на морях,
С суши каган, да лях, да Орда,
Русскую землю загнали бы в гроб!
Сладко ли мне?” - вопрошает Иван
“Горько тебе”, - отвечает холоп
“А опереться могу на кого?
Лисы-бояре, да волки князья.
С младости друга имел одного,
Где он тот друг и иные друзья?
Тяжко тебе”, - отвечает холоп.
“Думаешь, царь- де наш гневен и слеп,
Он де не ведает нашей нужды.
Знаю, что потом посолен наш хлеб.
Знаю, что терпишь от зла и вражды,
Пытан в застенке, клещами ты рван,
Царским клеймом опечатан твой лоб.
“Худо тебе?” - вопрошает Иван,
“Худо” – ему отвечает холоп.
“Нет милосердья, холоп не проси.
Нет милосердных царей на Руси.
Русь - что корабль. Перед ней – океан.
Кормчий - гляди, чтоб корабль не потоп!. .
Правду ль реку?” вопрошает Иван.
“Бог разберет”, - отвечает холоп.
Итак, мы проводим урок-размышление. Его тема звучит не совсем обычно. Тема урока: “Путь Ивана IV в управлении централизованным государством”
Итак, мы знаем, что в XV-XVI веке под властью Москвы образовалось огромное государство. Встал вопрос о формах власти и о степени участия основных социальных сил в управлении страной.
Знакомство с целями урока.
- Какие способы управления были известны в то время?
- Какой путь выбрал Иван IV?
- Все ли были с ним согласны в выборе пути?
- Каковы были последствия, выбранного Иваном IV пути?
Поразмышляем над этими вопросами и мы.
Именно поразмышляем, работая с документами той эпохи, т. е. будем анализировать, обобщать, учиться вырабатывать свое собственное мнение. На уроке постоянно продолжаем помнить слова историка Грановского. (см. эпиграф)
Т. е. каждый должен извлечь для себя нравственный урок, который пригодиться нам сегодня в нашей жизни.
1) Способы управления централизованным огромным государством.
Задание. Внимательно прочитайте в пакете документов документ №1 (см. прил.) и ответьте на вопросы:
a) Какие два способа управления централизованным государством были известны к XVI веку?
b) Охарактеризуйте их.
После обсуждения графически изображаются эти способы управления.
(пока остается незаполненной)
2. Какой путь развития Руси выбирает “кормщик” Иван VI в 1549-1560?
(Учащиеся вспоминают о пути, предложенном Избранной радой)
- Докажите, что реформы избранной рады относятся к первому способу управления государством.
- Как складывается дальнейшая судьба Избранной рады?
- Почему прервались реформы Избранной рады?
Итак, путь, предложенный реформаторами Избирательной рады, становится Ивану VI ненавистен. Желая быстрых результатов, какой результат развития выбрал царь.
Задание: работая с документом №2,(см. прил. ) найдите способ достижения власти по Макиавелли, который выбрал Иван VI.
Почему?
Подберите политический синоним к термину “злодейство” на Руси. В ответах ребята говорят, что царь учредил опричнину.
При размышлении над этим явлением обычно встает вопрос:
- Был ли какой-нибудь смысл в кровавом терроре, учиненном Иваном Грозным.
В ответах учащихся прозвучали мнения:
1. Иван Грозный озабочен упрочением личной власти.
2. Он планомерно уничтожает тех людей, которые полны человеческого достоинства, имели свое собственное мнение, составляли костяк государственного аппарата.
3. Царь насилием и террором создал обстановку страха и беспомощности.
Таким образом, делается вывод: царь Иван IV боролся не столько “против бояр”, сколько “за” - безграничность собственной власти. А для этого он создал такой властный аппарат, который действовал бы только на основе репрессий.
Западная Европа выбрала другой путь развития, идя по укреплению сословно-представительной монархий. Неудивительно, что иностранцы, побывавшие в России по торговым делам, посылая весточки своим королям, немало удивлялись российским порядкам. Давайте в этом убедимся.
Задание: работая с документом №3,(см. прил. ) объясните, что могло удивить английскую королеву в российских порядках XVI века.
Учащиеся отмечают и записывают в тетрадь.
1. Деспотичная власть царя =Божьей власти.
2. Самоличное правление.
3. Произвол.
4. Великий страх.
5. Жестокость, переходящая в садизм.
-Как можно охарактеризовать такую форму управления государством?
(учащиеся отвечают - тирания. )
Все ли были согласны с Иваном IV в выборе пути развития страны.
(два ученика в начале урока получают задание проанализировать спор А. Курбского с Иваном IV, внимательно изучить документ №5 (см. прил. ))
Поразмышляйте, кто с вашей точки зрения, прав в этом споре
В чем они обвиняют друг друга?
Охарактеризуйте права царей в отношении подданных.
Какова роль ближайших советников царя?
По ходу ответов на доске появляется таблица (см. прил. )
Т. о в итоге утвердился режим личной диктатуры-тирании Ивана Грозного- власти , не ограниченной ни феодальными законами, ни обычаями. Установилась тирания, всех гнетущая “жестоким рабством”.
Эта власть не способна заботится о благополучии страны.
Чтобы подтвердить этот вывод, достаточно проанализировать
Последствия тиранического правления Ивана IV.
Задание: работа с документом № 6. (см. прил.) Проанализируйте:
а) хозяйственные последствия;
б) политические последствия;
в) нравственные последствия;
г) личные последствия для Ивана IV
Показ репродукции картины И. Е. Репина “Иван Грозный и его сын Алексей”.
Заключение: итак, вернемся к теме урока: “Путь Ивана IV в управлении централизованным государством”
Мы выяснили, что кормщик Иван IV выбрал тиранический путь правления, который в истории получил определение “опричнина”.
Среди ученых – историков нет единой точки зрения в оценке опричнины. Ознакомьтесь с буклетом. Прочитайте вывод в диаграмме точки зрения Карамзина (см. прил. )
Существует ли иной путь?
Учащиеся отвечают, что это Избранной рады. Этот путь не был таким мучительным и кровавым, как опричный, обещал результат более прочный, исключал установление опричной власти.
Учитель обращается к эпиграфу урока и подводит итог дискуссии.
- Для чего мы “допрашиваем” сегодня прошлое?
1. Чтобы осмыслить уроки прошлого.
2. Чтобы лозунг “цель оправдывает средства” никогда не стал бы лозунгом, по которому вы станете строить жизнь
3. Чтобы всегда помнили: аморальные, злые деяния не могут привести к прогрессивным результатам
4. Я верю что сегодня “честное изучение дела укрепило нравственное чувство”, усилило веру в Добро и Истину!
Домашнее задание: Вряд ли на уроке мы смогли ответить на все вопросы, мне хочется, чтобы вы поразмышляли над этим уроком дома. Напишите мини-сочинение “Размышление о…”
При выполнении домашнего задания вам поможет следующий вопрос:
Почему Иван IV – “муж чудного рассуждения (замечательного ума), в науке книжного дела доволен, красноречив и за свое отечество стоятелен”, - привел страну к таким трагическим результатам?
Пакет документов к уроку смотреть в приложении.