Урок истории "Мечты третьего рейха: блицкриг"

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


Технологическая карта конструирования урока с использованием средств информационных технологий и ресурсов Интернет

Презентация

Предмет, класс История, 9
Тема урока

№урока по теме

Урок – объяснение нового материала “Мечты Третьего рейха: блицкриг

2

Актуальность использования средств ИКТ
  • Возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (звукозаписи, видеофрагменты, фотоматериалы)
  • Формирование навыков и умений информационно-поисковой деятельности
  • Визуализация взаимосвязей между изучаемыми объектами
  • Создание условий для эффективной реализации проектной деятельности
Цель урока Раскрыть тему “Генеральные планы фашистской Германии “Барбаросса”, “Ост”; выяснить причины расчета фашистов на блицкриг.
Задачи урока обучающие развивающие воспитательные
Изучить генеральные планы “Барбаросса”, “Ост”; определить причины первых неудач Красной Армии; усвоить значение ряда новых терминов. Развить умение работать с текстом источника, анализировать, выделять главное; развить умение мыслить критически, генерировать идеи; осуществлять поиск нужной информации Воспитать чувство патриотизма, ненависть к фашизму, нацизму во всех его проявлениях; помочь детям определить гражданскую позицию
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ЦОР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) Электронная презентация к уроку в PowerPoint, дидактические материалы в Microsoft Word;

Сайты в Microsoft FrontPage

Универсальные (компьютер, проектор, экран)

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) Универсальные (компьютер, проектор, экран)

выход в Интернет

Образовательные ресурсы Интернет hronos.km.ru

http://www.radzinski.ru/books/stalin/

Методическое описание использования ЦОР на уроке Информационно-поисковые

Демонстрационные

Организационная структура урока
Этап 1 Повторение
Цель Повторение темы “Внешняя политика СССР в к.30-х гг.”
Длительность этапа 5 мин
Основной вид деятельности со средствами ИКТ Применение дидактических материалов
Форма организации деятельности учащихся Коллективная, индивидуальная, работа в парах
Функции преподавателя на данном этапе Организаторские, оценочные
Основные виды деятельности преподавателя Организует повторение: выдает раздаточный материал, поясняет задания, оценивает ответы; контролирует качество выполнения заданий.
Промежуточный контроль Проверка знаний
Этап 2 Переход к объяснению нового материала
Цель Повысить мотивацию учащихся, активизировать познавательную активность
Длительность этапа 3 мин
Основной вид деятельности со средствами ИКТ Работа с презентацией к уроку (слайды 1, 2)
Форма организации деятельности учащихся Коллективная, групповая
Функции преподавателя на данном этапе Организаторские

Стимулирующие

Основные виды деятельности преподавателя Организует работу учащихся в группах, применяет методические приемы технологии креативного мышления (“мозговой штурм”)
Промежуточный контроль  
Этап 3 Организационный момент
Цель Определить тему урока, задачи, ход работы
Длительность этапа 1-2 мин
Основной вид деятельности со средствами ИКТ Слайд №3
Форма организации деятельности учащихся фронтальная
Функции преподавателя на данном этапе Информационные, организаторские
Основные виды деятельности преподавателя Определяет тему, задачи, ход урока; начинает работу со схемой урока
Промежуточный контроль  
Этап 4 Изучение нового материала
Цель Изучить нацистские генеральные планы, выяснить причины первых неудач Красной Армии и причины первых побед фашистов; определить роль И.В.Сталина (опережающее индивидуальное задание); узнать, как началась ВОВ.
Длительность этапа 14 мин
Основной вид деятельности со средствами ИКТ Работа с презентацией к уроку (слайды 4-7)
Форма организации деятельности учащихся Коллективная, групповая
Функции преподавателя на данном этапе
  • Организаторские
  • Стимулирующие
  • Информационные
  • Аналитические
Основные виды деятельности преподавателя Организует работу учащихся в группах, работу класса в целом, стимулирует познавательную деятельность детей, сообщает необходимую информацию, анализирует предложенные детьми варианты ответов (использует методический прием “синквейн”).
Промежуточный контроль  
Этап 5 Постановка проблемной задачи
Цель Повысить мотивацию учащихся, активизировать познавательную активность, подготовить детей к осмыслению полученной на уроке информации
Длительность этапа 5 мин
Основной вид деятельности со средствами ИКТ Работа с презентацией к уроку (слайды 8-9)
Форма организации деятельности учащихся Коллективная
Функции преподавателя на данном этапе Организаторские

Стимулирующие

Основные виды деятельности преподавателя Обозначает проблему, организует переход к повторению материала
Промежуточный контроль отработка навыков
Этап 6 Повторение изученного материала, подведение итогов
Цель Повторить пройденную тему, проверить степень усвоения материала
Длительность этапа 2 мин
Основной вид деятельности со средствами ИКТ Слайд презентации (№10)
Форма организации деятельности учащихся Коллективная, репродуктивная
Функции преподавателя на данном этапе Организаторские
Основные виды деятельности преподавателя Организация повторения материала
Промежуточный контроль отработка навыков, оценка знаний
этап 7 Закрепление материала, подведение итогов
Цель Сформировать осознанное отношение к фашизму как страшному злу, угрожающему миру; помочь определить гражданскую позицию детей; создать эмоциональный настрой в классе; помочь учащимся оценить работу друг друга.
Длительность этапа 8-9 мин
Основной вид деятельности со средствами ИКТ Просмотр электронной презентации, созданной учеником
Форма организации деятельности учащихся Фронтальная
Функции преподавателя на данном этапе Организаторские, оценочные, консультирующие
Основные виды деятельности преподавателя Организация просмотра ученической презентации, оценки и самооценки детей, объяснение индивидуального домашнего задания (по желанию)
Итоговый контроль оценка работы на уроке

Текстовое сопровождение технологической карты урока истории “Мечты Третьего рейха: блицкриг”.

Урок начинается с повторения (без указания новой темы), детям предлагается ряд заданий по теме “Внешняя политика СССР в к.30-х гг.”. Часть учеников работает по индивидуальным заданиям, большая часть класса – вместе с учителем. Например, может быть предложено задание “Портретная галерея”: учитель читает 2 – 3 строки, дети определяют, о ком идет речь. Логично предложить портреты-характеристики военных техников, инженеров, летчиков, командиров, - всех, сыгравших какую-то роль во внешней политике СССР. Последнее описание посвящено В.Блюхеру. Дети вспоминают, что военачальник отличился в боях с японской армией на Дальнем Востоке. Предлагается слайд с портретом солдата японской армии (слайд №1). Учащиеся

дают характеристику по слайду, и учитель задает вопрос: “Как должен выглядеть солдат вермахта – лучшей армии того времени?” Следуют варианты: хорошо вооружен, отлично экипирован, превосходно выглядит и т.д. Учитель, выслушав и одобрив все ответы, предлагает посмотреть на слайд №2 (оборванные, в обмотках, замерзшие фашисты зимой 1942-1943гг.). Дети в недоумении, и в этот момент им предлагается задача для минутного “мозгового штурма”: почему солдаты самой успешной армии мира выглядят подобным образом? Ответы через минуту звучат разные, и, если никто не сказал, учитель сам сообщает: Гитлер не собирался воевать с СССР зимой 1941-1942гг. Расчет делался на молниеносную войну – блицкриг. Слайд №3 демонстрируется одновременно с озвучиванием темы урока, сделан переход к изучению нового материала. Учитель определяет цели, задачи урока, дети начинают записи в тетрадях, учитель – на доске. После того, как сказано о плане “Барбаросса”, учащимся предлагается текст источника, и дети стараются выразить суть плана с помощью пяти глаголов (разбить, отделить, …). Дополняется схема, и можно предложить составить синквейн “Барбаросса”. Дальше учитель сообщает, что план захвата был не только для страны в целом, но и для каждого города. Следует слайд №4 “Операция “Тайфун”. Дополняется схема. Далее учитель задает вопрос: почему Адольф Гитлер и германский Генштаб могли рассчитывать на исполнение указанных планов? Класс переходит к обсуждению причин первых неудач Красной Армии, работая с текстом учебника и слайдом №5. В качестве одной из причин указывается роль И.Сталина, предлагается индивидуальное домашнее задание (по желанию, вопрос – Сталин в начале ВОВ), учитель указывает в качестве возможного источника адреса сайтов. Дополняется схема, обсуждается работа разведки (один из детей кратко сообщает о Р.Зорге, опережающее задание). Учитель говорит, что, так или иначе, война началась именно в тот день, который называл Р.Зорге (слайд №6). Учитель: “На захваченных территориях предполагалось действовать также по плану”. Дети приступают к работе с источником по плану “Ост”, предлагают для характеристики пять существительных (геноцид, истребление и т.д.), по желанию предлагается дома составить синквейн “Ост” (индивидуальное домашнее задание, по желанию). Следует просмотр слайда №7 (“Нацистский новый порядок”). Учитель сообщает, что были люди, принимавшие “новый порядок”, сотрудничавшие с оккупантами (примеры, объяснение термина “коллаборационизм”). “Такие люди есть и сейчас”,- говорит учитель. Дети вспоминают примеры (скинхеды, неонацисты). Следует слайд №8, а затем - №9. Вопрос учителя: правы ли те, кто считает, что мы жили бы как в Европе? Почему? По какому плану нас бы уничтожили? По какому плану территории России не должно было быть? Что было бы на месте Москвы? – следует короткий этап рефлексии. На фоне слайда №9 учитель говорит, что было бы здорово, если бы мы не знали таких названий, как “Барбаросса”, “Ост”, дети дополняют названия современных операций (“Буря в пустыне”, “Шок и трепет”). Учитель продолжает: “Было бы хорошо, если бы мир был без войны”. Класс перешел к просмотру детской презентации “Мир без войны”. После этого оценивается работа автора презентации, и следует переход к оценке работы на уроке. Занятие завершается.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3