Технологическая карта конструирования урока с использованием средств информационных технологий и ресурсов Интернет
Предмет, класс | История, 9 | ||
Тема урока №урока по теме |
Урок – объяснение нового
материала “Мечты Третьего рейха: блицкриг” 2 |
||
Актуальность использования средств ИКТ |
|
||
Цель урока | Раскрыть тему “Генеральные планы фашистской Германии “Барбаросса”, “Ост”; выяснить причины расчета фашистов на блицкриг. | ||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
Изучить генеральные планы “Барбаросса”, “Ост”; определить причины первых неудач Красной Армии; усвоить значение ряда новых терминов. | Развить умение работать с текстом источника, анализировать, выделять главное; развить умение мыслить критически, генерировать идеи; осуществлять поиск нужной информации | Воспитать чувство патриотизма, ненависть к фашизму, нацизму во всех его проявлениях; помочь детям определить гражданскую позицию | |
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ЦОР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) | Электронная презентация к уроку
в PowerPoint, дидактические материалы в Microsoft Word; Сайты в Microsoft FrontPage Универсальные (компьютер, проектор, экран) |
||
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) | Универсальные (компьютер,
проектор, экран) выход в Интернет |
||
Образовательные ресурсы Интернет | hronos.km.ru http://www.radzinski.ru/books/stalin/ |
||
Методическое описание использования ЦОР на уроке | Информационно-поисковые Демонстрационные |
||
Организационная структура урока | |||
Этап 1 | Повторение | ||
Цель | Повторение темы “Внешняя политика СССР в к.30-х гг.” | ||
Длительность этапа | 5 мин | ||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Применение дидактических материалов | ||
Форма организации деятельности учащихся | Коллективная, индивидуальная, работа в парах | ||
Функции преподавателя на данном этапе | Организаторские, оценочные | ||
Основные виды деятельности преподавателя | Организует повторение: выдает раздаточный материал, поясняет задания, оценивает ответы; контролирует качество выполнения заданий. | ||
Промежуточный контроль | Проверка знаний | ||
Этап 2 | Переход к объяснению нового материала | ||
Цель | Повысить мотивацию учащихся, активизировать познавательную активность | ||
Длительность этапа | 3 мин | ||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Работа с презентацией к уроку (слайды 1, 2) | ||
Форма организации деятельности учащихся | Коллективная, групповая | ||
Функции преподавателя на данном этапе | Организаторские Стимулирующие |
||
Основные виды деятельности преподавателя | Организует работу учащихся в группах, применяет методические приемы технологии креативного мышления (“мозговой штурм”) | ||
Промежуточный контроль | |||
Этап 3 | Организационный момент | ||
Цель | Определить тему урока, задачи, ход работы | ||
Длительность этапа | 1-2 мин | ||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Слайд №3 | ||
Форма организации деятельности учащихся | фронтальная | ||
Функции преподавателя на данном этапе | Информационные, организаторские | ||
Основные виды деятельности преподавателя | Определяет тему, задачи, ход урока; начинает работу со схемой урока | ||
Промежуточный контроль | |||
Этап 4 | Изучение нового материала | ||
Цель | Изучить нацистские генеральные планы, выяснить причины первых неудач Красной Армии и причины первых побед фашистов; определить роль И.В.Сталина (опережающее индивидуальное задание); узнать, как началась ВОВ. | ||
Длительность этапа | 14 мин | ||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Работа с презентацией к уроку (слайды 4-7) | ||
Форма организации деятельности учащихся | Коллективная, групповая | ||
Функции преподавателя на данном этапе |
|
||
Основные виды деятельности преподавателя | Организует работу учащихся в группах, работу класса в целом, стимулирует познавательную деятельность детей, сообщает необходимую информацию, анализирует предложенные детьми варианты ответов (использует методический прием “синквейн”). | ||
Промежуточный контроль | |||
Этап 5 | Постановка проблемной задачи | ||
Цель | Повысить мотивацию учащихся, активизировать познавательную активность, подготовить детей к осмыслению полученной на уроке информации | ||
Длительность этапа | 5 мин | ||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Работа с презентацией к уроку (слайды 8-9) | ||
Форма организации деятельности учащихся | Коллективная | ||
Функции преподавателя на данном этапе | Организаторские Стимулирующие |
||
Основные виды деятельности преподавателя | Обозначает проблему, организует переход к повторению материала | ||
Промежуточный контроль | отработка навыков | ||
Этап 6 | Повторение изученного материала, подведение итогов | ||
Цель | Повторить пройденную тему, проверить степень усвоения материала | ||
Длительность этапа | 2 мин | ||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Слайд презентации (№10) | ||
Форма организации деятельности учащихся | Коллективная, репродуктивная | ||
Функции преподавателя на данном этапе | Организаторские | ||
Основные виды деятельности преподавателя | Организация повторения материала | ||
Промежуточный контроль | отработка навыков, оценка знаний | ||
этап 7 | Закрепление материала, подведение итогов | ||
Цель | Сформировать осознанное отношение к фашизму как страшному злу, угрожающему миру; помочь определить гражданскую позицию детей; создать эмоциональный настрой в классе; помочь учащимся оценить работу друг друга. | ||
Длительность этапа | 8-9 мин | ||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Просмотр электронной презентации, созданной учеником | ||
Форма организации деятельности учащихся | Фронтальная | ||
Функции преподавателя на данном этапе | Организаторские, оценочные, консультирующие | ||
Основные виды деятельности преподавателя | Организация просмотра ученической презентации, оценки и самооценки детей, объяснение индивидуального домашнего задания (по желанию) | ||
Итоговый контроль | оценка работы на уроке |
Текстовое сопровождение технологической карты урока истории “Мечты Третьего рейха: блицкриг”.
Урок начинается с повторения (без указания новой темы), детям предлагается ряд заданий по теме “Внешняя политика СССР в к.30-х гг.”. Часть учеников работает по индивидуальным заданиям, большая часть класса – вместе с учителем. Например, может быть предложено задание “Портретная галерея”: учитель читает 2 – 3 строки, дети определяют, о ком идет речь. Логично предложить портреты-характеристики военных техников, инженеров, летчиков, командиров, - всех, сыгравших какую-то роль во внешней политике СССР. Последнее описание посвящено В.Блюхеру. Дети вспоминают, что военачальник отличился в боях с японской армией на Дальнем Востоке. Предлагается слайд с портретом солдата японской армии (слайд №1). Учащиеся
дают характеристику по слайду, и учитель задает вопрос: “Как должен выглядеть солдат вермахта – лучшей армии того времени?” Следуют варианты: хорошо вооружен, отлично экипирован, превосходно выглядит и т.д. Учитель, выслушав и одобрив все ответы, предлагает посмотреть на слайд №2 (оборванные, в обмотках, замерзшие фашисты зимой 1942-1943гг.). Дети в недоумении, и в этот момент им предлагается задача для минутного “мозгового штурма”: почему солдаты самой успешной армии мира выглядят подобным образом? Ответы через минуту звучат разные, и, если никто не сказал, учитель сам сообщает: Гитлер не собирался воевать с СССР зимой 1941-1942гг. Расчет делался на молниеносную войну – блицкриг. Слайд №3 демонстрируется одновременно с озвучиванием темы урока, сделан переход к изучению нового материала. Учитель определяет цели, задачи урока, дети начинают записи в тетрадях, учитель – на доске. После того, как сказано о плане “Барбаросса”, учащимся предлагается текст источника, и дети стараются выразить суть плана с помощью пяти глаголов (разбить, отделить, …). Дополняется схема, и можно предложить составить синквейн “Барбаросса”. Дальше учитель сообщает, что план захвата был не только для страны в целом, но и для каждого города. Следует слайд №4 “Операция “Тайфун”. Дополняется схема. Далее учитель задает вопрос: почему Адольф Гитлер и германский Генштаб могли рассчитывать на исполнение указанных планов? Класс переходит к обсуждению причин первых неудач Красной Армии, работая с текстом учебника и слайдом №5. В качестве одной из причин указывается роль И.Сталина, предлагается индивидуальное домашнее задание (по желанию, вопрос – Сталин в начале ВОВ), учитель указывает в качестве возможного источника адреса сайтов. Дополняется схема, обсуждается работа разведки (один из детей кратко сообщает о Р.Зорге, опережающее задание). Учитель говорит, что, так или иначе, война началась именно в тот день, который называл Р.Зорге (слайд №6). Учитель: “На захваченных территориях предполагалось действовать также по плану”. Дети приступают к работе с источником по плану “Ост”, предлагают для характеристики пять существительных (геноцид, истребление и т.д.), по желанию предлагается дома составить синквейн “Ост” (индивидуальное домашнее задание, по желанию). Следует просмотр слайда №7 (“Нацистский новый порядок”). Учитель сообщает, что были люди, принимавшие “новый порядок”, сотрудничавшие с оккупантами (примеры, объяснение термина “коллаборационизм”). “Такие люди есть и сейчас”,- говорит учитель. Дети вспоминают примеры (скинхеды, неонацисты). Следует слайд №8, а затем - №9. Вопрос учителя: правы ли те, кто считает, что мы жили бы как в Европе? Почему? По какому плану нас бы уничтожили? По какому плану территории России не должно было быть? Что было бы на месте Москвы? – следует короткий этап рефлексии. На фоне слайда №9 учитель говорит, что было бы здорово, если бы мы не знали таких названий, как “Барбаросса”, “Ост”, дети дополняют названия современных операций (“Буря в пустыне”, “Шок и трепет”). Учитель продолжает: “Было бы хорошо, если бы мир был без войны”. Класс перешел к просмотру детской презентации “Мир без войны”. После этого оценивается работа автора презентации, и следует переход к оценке работы на уроке. Занятие завершается.