Цели.
- Закрепление умения учащихся прибавлять и вычитать в пределах 10.
- Совершенствование умения решать задачи.
- Развитие творческого воображения, логического мышления, внимания.
- Формирование умения работать самостоятельно.
Оборудование. Учебник “Математика 1-й класс” ( 1-4 ), часть 1 (авт. И. Моро. М; Просвещение, 2000); иллюстрации к сказке; карточки с дифференцированными заданиями, текстом задачи; разрезные портреты зайца , волка, медведя, лисы; рисунок тропинки; рисунок колобка.
I. Организационный момент
Учитель. Проверьте, всё ли у вас на местах. Хозяин урока – учебник, его помощники – рабочая тетрадь, ручка, линейка, карандаш, резинка.
II. Сообщение темы и целей урока.
У. Сегодня необычный урок математики. На нём все ученики класса отправятся в волшебный мир сказки. Если вы догадаетесь, то узнаете главного героя.
Я по коробу скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешён,
Да в масле пряжён,
На окошке стужён.
У. Ребята, как называется сказка и кто её написал?
Д. Русская народная сказка.
У. Герой этой сказки “колобок” приготовил сегодня для вас много интересных заданий. Давайте напомним ему , какую тему мы изучали на прошлых уроках.
Д. Сложение и вычитание в пределах 10.
У. Сегодня мы закрепим полученные раннее знания по этой теме, умение решать составные задачи. Скажите, где нам в жизни может пригодиться умение прибавлять и вычитать.
Выслушиваются ответы детей.
III. Повторение пройденного
У. Какие арифметические действия вы знаете ?
Д. Сложение, вычитание.
У. Как называются компоненты при сложении ?
Д. Слагаемое, слагаемое. сумма.
У. Как найти неизвестное слагаемое ?
Д. Из суммы вычесть известное слагаемое.
У. Как найти неизвестное уменьшаемое ?
Д. Нужно к разности прибавить вычитаемое.
У. Колобок полежал, полежал и стал от скуки считать, всё, что вокруг видел. Поможем ему ?!
IV. Устный счёт.
На доске:
3, 6, 9.
У. Что общего у этих чисел ?
Д. Они однозначные числа.
У. Что вы заметили ?
Д. Числа возрастают на 3.
У. Продолжите ряд чисел до 20.
Д. 3, 6, 9, 12, 15, 18.
Числа записываются на доске.
У. Какое число в этом ряду “ лишнее ”?
Д. Число 6.
У. Найдите сумму чисел: 3 и 6.
Результаты записываются на доске.
На доске:
4 + 2 + 1 + 3
2 + 4 + 3
У Найдите значения выражений.
Д. 10, 9.
У. Как вы находили значения этих выражений? Какое правило применили?
Д. Решили удобным способом.
V. Закрепление пройденного материала.
У. Полежал колобок на подоконнике, полежал и покатился.
Катится колобок по дороге, навстречу ему …А кто это, мы узнаем решив примеры.
На партах лежат обратной стороной разрезанный на ( 4 – 8 ) частей портрет героев ( зайца, волка, медведя и лисы ). Решите примеры и составьте портрет героя.
2 + 3 =
5 + 2 =
8 + 1 =
4 + 2 =
8 - 2 =
6 - 2 =
8 - 2 =
4 - 2 =
VІ. Физкультминутка
Я колобок, колобок
Я по коробу скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешён,
Да в масле пряжён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От медведя ушёл,
От тебя, лисы, нехитро уйти
VII. Решение задач
Задача 1. Колобок до встречи с зайцем прошёл 9 м , а до встречи с волком прошёл на 2 м меньше. Сколько метров прошёл колобок до встречи с волком ?
Д. 9 - 2 = 7 (м.)
Ответ: 7 метров прошёл колобок до встречи с волком
Задача 2.. Медведь до встречи с колобком съел 5 кг. липового мёда, а цветочного меда на 3 больше. Сколько килограммов мёда съел медведь до встречи с колобком?
Д. 5 + 5 + 3 = 13( кг. )
Ответ: 13 кг. мёда съел медведь до встречи с колобком.
Задача 3. Волк, медведь и лиса до встречи с колобком собирали на поляне цветы: ромашки, колокольчики и васильки. Волк собирал не колокольчики и васильки. Медведь – не васильки. Какие цветы собирал каждый из героев?
Д. Волк – ромашки, медведь – колокольчики., лиса – васильки.
VІІІ. Дифференцированная самостоятельная работа
Чтобы лиса не съела колобка, давайте вместе найдём другую тропинку. У вас на партах карточки с заданием. Надо самостоятельно пройти через 3 столбика чисел так, чтобы , сложив их, в сумме получилось 10.
На доске:
5
3
26
4
23
1
7
Игра проводится так: на доске вывешивается демонстрационная таблица с изображением колобка , тропинки и столбиков чисел, а ученикам раздаются индивидуальные карточки, с которыми они должны работать во время игры. Ученикам нужно указать колобку тропинку.
Карточки вида: (Схема)
Нашли тропинку, здесь ещё одно задание, но оно зашифровано. Давайте расшифруем его и узнаем тайну. Для этого нужно решить примеры.
Карточка с примерами.
4 + 5
7 + 2
6 + 3
9 – 4
9 - 2
9 - 3
9 – 5
9 – 7
9 - 6
4 + 5
2 + 7
3 + 6
Д.
9 | 9 | 9 | 5 | 7 | 6 | 4 | 2 | 3 | 9 | 9 | 9 |
В | з | н | а | н | и | и | - | с | и | л | а |
У. А теперь перевернём все карточки с ответами и прочитаем тайну.
Д. В знании – сила.
У. Что это за предложение ?
Д. Пословица.
У. Вы согласны с ней ?
Д. Да.!
У. Я тоже согласна. Если бы мы не выполнили все задания, то лиса съела бы колобка.
ІX. Итог урока
У. Чему мы научили колобка ? Что вам особенно понравилось на уроке? При выполнении какого задания вы испытывали трудности
Дети отвечают на вопросы
У. Какое настроение у вас после урока? Выразите его на лице у колобка, рисунок которого находится у вас на парте.
Дети выполняют задание.
У. Вы все были внимательны и активны. Благодарю вас за работу.
X. Домашнее задание.
1-й уровень: примеры. 2-й уровень: задача и примеры.