Анализ ситуации.
Проблема воспитания любви к Родине, к родному языку выходит на национальный уровень В XXI веке перед отечественной системой образования ставятся новые задачи, обусловленные потребностями и перспективами развития социума третьего тысячелетия.
Становление целостной личности ребенка невозможно без ее языковой составляющей.
Язык - основное орудие познания и главное средство общения .Хорошо владея всеми его богатствами, говорящий осознает себя полноценной личностью.
В школе ребенка с первых дней пытаемся научить говорить и писать грамотно, связно и красиво, но на мой взгляд программа перегружает учащихся мощным арсеналом достаточно разрозненных представлений о законах, нормах и правилах языка, содержащих огромный набор орфограмм и сложных для запоминания алгоритмов.
Анализ развития языковой компетентности у учащихся 4 класса показал:
- дети имеют недостаточный запас слов при поступлении в школу,
- недостаточная языковая практика,
- отсутствие желания осваивать русский язык (заучивание правил и орфограмм отнимает массу времени).
Это не способствует ни формированию устойчивого интереса к предмету, ни становлению языковой личности, способной правильно воспринимать и понимать родной язык.
Ключевая задача обучения русскому языку должна решаться в аспекте языковой компетентности ребенка.
Нормы и правила важны не сами по себе, а как один из инструментов, с помощью которого ребенок может пользоваться родным языком ,когда новые, уже понятные идеи проверяются, оцениваются, развиваются и проверяются, когда учим детей самостоятельно добывать информацию, общению и сотрудничеству со всеми людьми, т. е. готовить граждан открытого общества.
Проблема
Низкий уровень языковой компетентности в соответствии с возрастом.
Гипотеза
Если мы создадим образовательную среду, которая будет включать: использование ИКТ, учебно-исследовательских проектов, нетрадиционные формы проведения уроков и внеурочных мероприятий, поуровневое обучение, то у учащихся повысится познавательный интерес, что приведёт к повышению уровня языковой компетентности.
Цель. Создание условий для повышения языковой компетентности через оптимизацию урочной и внеурочной деятельности.
Задачи
- развивать способность осознавать родной язык, как предмет, выполнять с языковым материалом такие мыслительные операции как анализ, сравнения и обобщения;
- организовать уроки и внеклассные мероприятия, способствующие формированию активного словаря школьника;
- использовать нетрадиционные формы проведения уроков, внеклассных мероприятий по изучению родного языка, когда возникают такие ситуации, где необходимо применить свои знания, но на более высоком, творческом уровне;
- использовать ИКТ для повышения познавательного интереса к русскому языку;
- побудить ребёнка думать, предполагать, выбирать, т.е. самому приходить к правильному решению;
- исходя, из индивидуальных особенностей детей ввести поуровневое обучение с целью ликвидации трудностей усвоения учебного материала.
План реализации проекта
Сроки | Направление деятельности | Мероприятия | Цель | Показатель эффективности | Результаты |
В течение учебного года | Урочная | Поуровневое обучение | Ликвидация трудностей усвоения нового материала | Перейдут из третьей группы во вторую 4
человека: Трофименко Н. Ковалёв А. Маковецкая Е. Федотова К., из второй группы в первую 3 чел-ка: Булов В., Месенёв, Кулешова Л. |
Создание атмосферы, которая позволит всем детям высказывать свои сомнения, задавать вопросы, делать заключения и выводы. |
В течение учебного года | Урочная | Использование ИКТ | Развитие интереса, способ организации самостоятельной деятельности | Включение в работу учащихся всего класса | Умственная, интеллектуальная деятельность, связанная с самостоятельным добыванием знаний по русскому языку |
В течение учебного года | Урочное | Не традиционные формы проведения уроков. | Применение знаний на более высоком творческом уровне | Возникает потребность в познании родного языка. | Повысится орфографическая грамотность учащихся |
Октябрь. | Внеурочная. | Создание в классе клуба “Юные знатоки родного языка”. | Развитие интереса к изучаемому предмету. | Все дети класса посещают клуб. | Повысится интерес к изучению родного языка. |
Сентябрь.
Февраль.
Апрель
Октябрь. |
Внеурочная | Классный час “Есть в осени
первоначальной…” Классный час “Раз в крещенский вечерок…” Классный час “Весна, весна и все весною
дышит…” При проведении кл. часов использовать: Знакомиться: Экскурсия в лес, на речку. Посещение исторического музея |
Развитие речевой активности. Увеличение словаря. | Включение всех учащихся в активную языковую деятельность. | Учащиеся узнают до 50 новых слов, включают их в языковую практику |
Сентябрь
Октябрь, Февраль, Апрель Май |
Диагностическая деятельность
|
Анкетирование
Написание сочинений
Тестирование |
Выявление уровня познавательной активности | Формирование групп | Узнаем уровень познавательной
активности, для организации поуровневого
обучения Расширится активный словарь
Сформируется языковая компетентность в соответствии с возрастом |
Ожидаемый результат.
- За период реализации проекта у учащихся появится осмысление и выражение увиденного в слове.
- Картины природы, художественная литература, ИКТ, использование метода учебно-исследовательских проектов создадут внутреннюю готовность учащихся к поиску выразительных средств собственной речи, к пополнению словарного запаса.
- Сформируется языковая компетентность.
Оборудование для реализации проекта
Имеется в школе | Необходимо приобрести |
1. Компьютерный класс. | Уголок русского языка в классе. |
2. Методическая и художественная литература | Набор репродукций картин, иллюстраций. |
3. Теле- и видеоаппаратура | Демонстрационный и раздаточный материал по предмету. |
4. Видеокассеты по предмету | 4. Медиоресурсы по русскому языку и литературному чтению |
5. Словари и справочники по русскому языку | |
6. Газета “Начальная школа” изд-во “Первое сентября” | |
7. Журнал “Начальная школа” | |
8. УМК по системе Л.В. Занкова |
Бюджет проекта
№ | Наименование | Стоимость руб. |
Сумма руб. |
1 | Уголок русского языка в классе. | 3 000 | 3 000 |
2 | Набор репродукций картин, иллюстраций. | 1 500 | 1 500 |
3 | Демонстрационный и раздаточный материал по предмету. | 2 000 | 2 000 |
4 | Медиоресурсы по русскому языку и литературному чтению | 1 000 | 1 000 |
Итого: | 7 500 | 7 500 |