Превращение личности школьника в субъект жизнедеятельности (деятельности, общения и познания) происходит при определенных психологических предпосылках, предполагающих соответствующее развитие у него самостоятельности, самосознания, общих и специальных способностей. Развитие и формирование позитивной субъектности школьников в контексте учебной деятельности являются актуальнейшими задачами современного образования. Кроме того, ценностью обучения становится не система знаний, умений и навыков школьников сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Одной из технологий, адекватных провозглашенным целям и ценностям, изложенным в Концепции модернизации содержания общего образования, является Индивидуально-ориентированная система обучения (ИОСО).
Основу ИОСО составляет индивидуально-ориентированный учебный план (ИОУП) по предмету.
При выборе учащимися уровня сложности ИОУП позволяет планировать результат собственной учебной деятельности, то есть ставить перед собой цель. Работа по плану позволяет ребенку формировать чувство ответственности за прогнозируемый результат. С помощью ИОУП учащиеся учатся контролировать свой уровень знаний.
На лекционных занятиях работа по ИОУП ведется на 5 этапе урока. Дети пробуют выполнять задания по уровням. Учитель контролирует правильность учебных действий. Оценки при этом не ставятся, так как ребенок, в силу своих психологических особенностей, может быть сейчас не готов выполнять на “5”. Одни дети запоминают сразу, другим нужно прочитать дома и только потом решить на какую оценку он может ответить. Здесь происходит только закрепление того, что услышал ученик.
На лабораторных занятиях большой процент времени идет на самостоятельную работу по ИОУП и сдача тем. Основная задача этого этапа – закрепить полученные знания, а не наказать за незнание. Здесь могут быть применены множество приемов:
А) Групповой зачет по теме в группе или путем собеседования.
Б) Взаимопроверка тем между участниками группы
В) Взаимопроверка учащимися, опережающими своих товарищей
Г) Тестирование.
Организация выполнения ИОПланов.
- ИОП должны быть у каждого ученика;
- Содержать задания минимум на месяц, чтобы не сдерживать учащихся, которые идут с опережением;
- Учащийся сам выбирает уровень выполнения на “3”, на “4”, “5”;
- Ребенок имеет право на самоопределение. Можно пересамоопределиться на более высокий уровень, но не наоборот. (Если ребенок выбрал, например 2-ой уровень, на “4”, и не выполнил его, то ему дается время для пересдачи; “3” не ставится, не разрешается брать более низкий уровень) можно дать индивидуальные задания. Здесь воспитывается чувство ответственности за взятое дело.
Выполнение должно быть поэтапное, то есть от параграфа к параграфу, от темы к теме.
- Учащиеся не могут сдавать в день более, чем одну тему, чтобы сохранить работоспособность, не переутомиться и качественно выполнить.
- Во время устного ответа не рекомендуется перебивать учащегося в течении 5 мин (условно), даже если он говорит неправильно.
- Только после ответа учитель может задавать уточняющие вопросы. Это заставляет ребенка готовить логически связный рассказ, не рассчитывая на подсказку, а также происходит развитие монологической речи.
В случае пропусков занятий, учащиеся не освобождаются от отработки учебных заданий. В 5-6 классах допускается пересдача несколько раз. В 7-8 классах не более двух раз. В 9-11 классах требования ужесточаются. Оценка при пересдачи не снижается.
При сдаче ИОП(ов) первого и второго уровней, соответствующих оценкам “удовлетворительно” и “хорошо”, ученик имеет право пользоваться опорой. Речь идет о том, что умение давать краткий логический ответ формируется у школьников постепенно, годами. Предоставляя возможность пользоваться опорой (конспектом, алгоритмом, таблицей), учитель способствует формированию данного навыка путем эффективного воспроизведения излагаемой учеником информации. Помимо этого, опора в виде конспекта или алгоритма психологически защищает, следователь раскрепощает ученика, предоставляя ему возможность быть уверенным в том, что при необходимости он может ею воспользоваться. Кроме того, при индивидуально-ориентированной системе контроль направлен на знание, а не на выявление уровня незнаний.
Для устранения перегрузки учащихся учитель руководствуется следующими критериями к объему выполняемых учащимися заданий
Оценка | Количество заданий к параграфу | Количество заданий к разделу или теме |
Удовлетворительно | Не более четырех устных и трех письменных заданий | Не более десяти устных и восьми письменных заданий |
Хорошо | Не более трех устных и двух письменных заданий | Не более восьми устных и шести письменных заданий |
Отлично | Не более двух устных и одного письменного задания | Не более шести устных и четырех письменных заданий |
Кроме того, следует обратить внимание на тот факт, что чем выше уровень оценки, тем меньшее количество заданий должен выполнить учащийся. Это связано:
- с качественной степенью трудности заданий по уровням дифференциации;
- со стимулированием учащихся на выбор более высокого уровня фрагментов-заданий;
- с ориентацией первого уровня фрагментов-заданий на формирование базовых знаний,
- умений, навыков, способствующих дальнейшему успешному обучению учащихся;
с созданием условий для формирования реальной самооценки, произвольной регуляции учебной деятельности учащихся. Например, выбрав для выполнения задания более высокого уровня, по причине их малого количества, ученик реально сталкивается с трудностями: для их выполнения, оказывается, необходимо знать материал первых двух уровней. В последующем он либо выберет оптимальный для него уровень заданий, либо останется на выбранном им уровне, основательно готовясь к ответу с учетом требований предыдущих уровней.
Уменьшение количества заданий, соответствующих оценкам “хорошо” и “отлично”, также должно способствовать развитию у учащихся творческого подхода к получению знаний, что является немаловажным фактором развития познавательных процессов у каждого их них.
При приемке ИОП(ов) учителю рекомендуется персонально выслушивать ответы каждого ученика (не менее 4-х раз в четверть). При использовании данного правила создаются условия для реализации важнейшего психологического принципа “пристального центрированного внимания”, суть которого заключена в удовлетворении потребности притязания каждого школьника на признание со стороны учителя