Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
- Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина;
- Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества.
В статье №2 Закона РФ “Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”.
Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.
На мой взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие “патриотизм” становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.
Вот почему, готовясь принять в свои руки пятиклассников, я обратила внимание на патриотическое направление в воспитательной работе с классом. Мною составлена программа по патриотическому воспитанию, рассчитанная на три года (с пятого по седьмой классы), которой я хочу поделиться с вами, уважаемые коллеги.
С учётом особенностей классного коллектива и реальных возможностей сложились следующие
Цели и задачи программы:
- Создание условий для формирования духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны;
- Развитие нравственных взаимоотношений в семье;
- Создание условий для формирования способности к восприятию добра, справедливости, красоты окружающего мира;
- Воспитание Человека, способного встать на защиту государственных интересов России.
ЭТАПЫ ПРОГРАММЫ.
I. “Я гражданин России”. (5 класс)
II. “В судьбе страны – судьба моей семьи” (6 класс)
III. “Военно-патриотическое воспитание” (7 класс)
I этап “Я гражданин России”
Цели:
- Изучение истории родного города, Хакасии;
- Воспитание чувства любви к малой и большой Родине;
- Изучение жизни и подвигов участников Великой Отечественной войны.
Мероприятия, проводимые в рамках первого года программы:
Сентябрь – октябрь.
- День Знаний “Тебе, Хакасия, пою я песнь свою!”
- Беседа “Ермак и Хакасия”(встреча с краеведом Захаровым).
- Экскурсия на предприятия города.
- Заочное путешествие “Улицы Абазы”
- Классный вечер “Поэзия родного города”.
Ноябрь – декабрь.
- Классный час “Фольклор народов Хакасии”
- Вечер “Народные традиции” (Хакасская кухня, костюмы, обряды)
Январь – март.
- Цикл бесед “История Российской
государственной символики”
- Государственные флаги России XIX – XX веков.
- История гимнов на Руси. Создание гимна Российской империи.
- Эволюция герба России.
- Классный час “Мы граждане России”.
- Поисковая работа: сбор информации о ветеранах Великой Отечественной войны в Книгу Памяти г. Абазы.
Апрель – май.
- Викторина “Гордимся подвигами предков, изучаем и любим историю страны.
- Вечер-встреча с ветераном Великой Отечественной войны “Дедушкин орден на ладони внука”.
II этап “В судьбе страны – судьба моей семьи”.
“Семья – это среда, где человек должен учиться творить добро”.
(В. Сухомлинский)
Цели:
- Возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.
- Развитие у ребят осознанного восприятия семейных ценностей.
- Воспитание чувства гармонического видения мира;
- Установление тесного сотрудничества между школой и семьёй.
- Урок-игра “Любовь и сердце мамы”
- Беседа-рассуждение “Забота мамы”
- Урок-игра “Мудрость и любовь отца”
- Беседа-размышление “Роль отца”.
- Конкурс сочинений “Наши родители”
- Диалог-обсуждение “Наши братья и сёстры”
- Беседа с элементами игры “Дружная и счастливая семья”.
- Творческая мастерская “Генеалогическое древо моей семьи”.
- Лекция-рассуждение “Воспитание человечности”
III этап “Военно-патриотическое воспитание”
Цели:
- Воспитание мужества, чувства локтя, любви к Отчизне.
- Приобщение ребят к изучению традиций Вооружённых сил России.
- Формирование потребности в здоровом образе жизни.
- Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
- Знакомство со структурой Вооружённых сил, назначением видов и родов войск.
Сентябрь – декабрь. “Изучаем историю Вооружённых сил”
- Заочное путешествие “Древние виды стрелкового оружия;
- Урок-сообщение “Системы стрелкового оружия современной армии;
- Классный час “Современные рода войск”
- Викторина “Крылатые слова полководцев”
- Встреча с воинами-интернационалистами, участниками боевых действий в Афганистане и Чеченской Республике.
Январь – март. “За здоровый образ жизни”.
- Весёлые старты “Будешь сильным, будешь ловким Со спортивной подготовкой.
- Викторина “Добрые молодцы и мудрые девицы”.
- Поисково-исследовательская работа “Сёстры милосердия в истории и современности.
- Беседа “Состав табачного дыма и его воздействие на организм человека”.
- Заочное наставление курящим родителям “Пассивное курение”
- Деловая игра “Не начинайте курить!”
- Классный вечер “Будь здоров, дорогой!”
- Мини-Зарница (подведение итогов трёхгодичного цикла патриотического воспитания).
В процессе реализации данной программы мне бы хотелось, чтобы дети научились осознавать себя частичкой Большого мира, почувствовали свою необходимость, нужность в этой жизни, научились видеть в себе людей, полезных обществу, своей семье, своей стране.
Таким образом, если мне удастся воспитать хоть кого-то из своих ребят Человеком социально ориентированным, с чётко обозначенной гражданской позицией, патриотом своего Отечества, способным жить в многообразном мире в гармонии со всеми людьми, значит, я на правильном пути.
Литература.
- Газман О. С. “Общественное гражданское воспитание: взгляд в будущее”. Советская педагогика, №7, 1990 год
- Аронов А. А. “Воспитывать патриотов”. Москва, Просвещение, 1989 год.
- Можейко И. В. “Государственная символика России” Москва, 2003 год.
- Журналы “Воспитание школьников”. № 1, 2, 6, 2003 год