Программа по патриотическому воспитанию

Разделы: Классное руководство


Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

  • Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина;
  • Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества.

В статье №2 Закона РФ “Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”.

Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.

На мой взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие “патриотизм” становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.

Вот почему, готовясь принять в свои руки пятиклассников, я обратила внимание на патриотическое направление в воспитательной работе с классом. Мною составлена программа по патриотическому воспитанию, рассчитанная на три года (с пятого по седьмой классы), которой я хочу поделиться с вами, уважаемые коллеги.

С учётом особенностей классного коллектива и реальных возможностей сложились следующие

Цели и задачи программы:

  • Создание условий для формирования духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны;
  • Развитие нравственных взаимоотношений в семье;
  • Создание условий для формирования способности к восприятию добра, справедливости, красоты окружающего мира;
  • Воспитание Человека, способного встать на защиту государственных интересов России.

ЭТАПЫ ПРОГРАММЫ.

I. “Я гражданин России”. (5 класс)

II. “В судьбе страны – судьба моей семьи” (6 класс)

III. “Военно-патриотическое воспитание” (7 класс)

I этап “Я гражданин России”

Цели:

  • Изучение истории родного города, Хакасии;
  • Воспитание чувства любви к малой и большой Родине;
  • Изучение жизни и подвигов участников Великой Отечественной войны.

Мероприятия, проводимые в рамках первого года программы:

Сентябрь – октябрь.

  1. День Знаний “Тебе, Хакасия, пою я песнь свою!”
  2. Беседа “Ермак и Хакасия”(встреча с краеведом Захаровым).
  3. Экскурсия на предприятия города.
  4. Заочное путешествие “Улицы Абазы”
  5. Классный вечер “Поэзия родного города”.

Ноябрь – декабрь.

  1. Классный час “Фольклор народов Хакасии”
  2. Вечер “Народные традиции” (Хакасская кухня, костюмы, обряды)

Январь – март.

  1. Цикл бесед “История Российской государственной символики”
    • Государственные флаги России XIX – XX веков.
    • История гимнов на Руси. Создание гимна Российской империи.
    • Эволюция герба России.
  2. Классный час “Мы граждане России”.
  3. Поисковая работа: сбор информации о ветеранах Великой Отечественной войны в Книгу Памяти г. Абазы.

Апрель – май.

  1. Викторина “Гордимся подвигами предков, изучаем и любим историю страны.
  2. Вечер-встреча с ветераном Великой Отечественной войны “Дедушкин орден на ладони внука”.

II этап “В судьбе страны – судьба моей семьи”.

“Семья – это среда, где человек должен учиться творить добро”.

(В. Сухомлинский)

Цели:

  • Возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.
  • Развитие у ребят осознанного восприятия семейных ценностей.
  • Воспитание чувства гармонического видения мира;
  • Установление тесного сотрудничества между школой и семьёй.
  1. Урок-игра “Любовь и сердце мамы”
  2. Беседа-рассуждение “Забота мамы”
  3. Урок-игра “Мудрость и любовь отца”
  4. Беседа-размышление “Роль отца”.
  5. Конкурс сочинений “Наши родители”
  6. Диалог-обсуждение “Наши братья и сёстры”
  7. Беседа с элементами игры “Дружная и счастливая семья”.
  8. Творческая мастерская “Генеалогическое древо моей семьи”.
  9. Лекция-рассуждение “Воспитание человечности”

III этап “Военно-патриотическое воспитание”

Цели:

  • Воспитание мужества, чувства локтя, любви к Отчизне.
  • Приобщение ребят к изучению традиций Вооружённых сил России.
  • Формирование потребности в здоровом образе жизни.
  • Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
  • Знакомство со структурой Вооружённых сил, назначением видов и родов войск.

Сентябрь – декабрь. “Изучаем историю Вооружённых сил”

  1. Заочное путешествие “Древние виды стрелкового оружия;
  2. Урок-сообщение “Системы стрелкового оружия современной армии;
  3. Классный час “Современные рода войск”
  4. Викторина “Крылатые слова полководцев”
  5. Встреча с воинами-интернационалистами, участниками боевых действий в Афганистане и Чеченской Республике.

Январь – март. “За здоровый образ жизни”.

  1. Весёлые старты “Будешь сильным, будешь ловким Со спортивной подготовкой.
  2. Викторина “Добрые молодцы и мудрые девицы”.
  3. Поисково-исследовательская работа “Сёстры милосердия в истории и современности.
  4. Беседа “Состав табачного дыма и его воздействие на организм человека”.
  5. Заочное наставление курящим родителям “Пассивное курение”
  6. Деловая игра “Не начинайте курить!”
  7. Классный вечер “Будь здоров, дорогой!”
  8. Мини-Зарница (подведение итогов трёхгодичного цикла патриотического воспитания).

В процессе реализации данной программы мне бы хотелось, чтобы дети научились осознавать себя частичкой Большого мира, почувствовали свою необходимость, нужность в этой жизни, научились видеть в себе людей, полезных обществу, своей семье, своей стране.

Таким образом, если мне удастся воспитать хоть кого-то из своих ребят Человеком социально ориентированным, с чётко обозначенной гражданской позицией, патриотом своего Отечества, способным жить в многообразном мире в гармонии со всеми людьми, значит, я на правильном пути.

Литература.

  1. Газман О. С. “Общественное гражданское воспитание: взгляд в будущее”. Советская педагогика, №7, 1990 год
  2. Аронов А. А. “Воспитывать патриотов”. Москва, Просвещение, 1989 год.
  3. Можейко И. В. “Государственная символика России” Москва, 2003 год.
  4. Журналы “Воспитание школьников”. № 1, 2, 6, 2003 год