Цель программы: реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного, основного общего образования, придание педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
Исполнители: директор школы, социальный педагог, психолог, зам.директора по д/о, зам.директора по воспитательной работе, зам. директора по учебной работе, воспитатели, учителя начальных классов.
Объекты программы: дети дошкольного и школьного возраста, родители, педагоги.
Цели непрерывного образования:
- Воспитание нравственного человека.
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
- Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.
Задачи непрерывного образования:
- на дошкольной ступени:
- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
- развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста).
на ступени начальной и средней школы:
- осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
- готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др);
- желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
- инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности:
- совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализации процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Проблемы непрерывного образования.
- Автономность подсистем образовательно-воспитательной системы, т.е. сохранение дискретного характера отдельных ступеней образования. Формирование и развитие образования в каждом звене осуществляется без опоры на предшествующее образование и без учета дальнейших перспектив.
- Разрыв между конечными целями и требованиями при обучении отдельным предметам на различных этапах образовательного процесса. Несогласованность между “входными” и “выходными” требованиями детского сада и школы.
- Необеспеченность учебного процесса в системах преемственного образования учебно-методическими материалами и дидактическими пособиями, несовершенство существующих учебных пособий и их несоответствие новым целям и требованиям обучения.
- Несовершенство существующих систем диагностики при переходе учащихся с одного образовательного уровня на другой.
- Отсутствие системности при отборе содержания обучения и организации учебного материала по ступеням.
- Слабая управленческая и организационная преемственность, т.е. трудности в общем руководстве всем процессом воспитания, обучения и развития учащихся в обеих подсистемах комплекса “детский сад- школа”.
- Неполное соблюдение психологической преемственности (необходимость в специалистах, умеющих работать с детьми 3-10 лет, сочетающих профессиональный потенциал воспитателей и учителей начальных классов).
- Отсутствие единых программ воспитания и обучения.
- Недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования.
Преемственность образовательного процесса:
1. Целевая – согласованность целей и задач воспитания и обучения на отдельных ступенях развития.
Цель дошкольного образования | Цель начального образования |
общее развитие ребенка, задаваемое государственным стандартом в полном объеме в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства, как самоценного периода жизни человека. | продолжить общее развитие детей с учетом возрастных возможностей, специфики школьной жизни, наряду с освоением важнейших учебных навыков, в чтении , письме, математике и становлением учебной деятельности (мотивации, способов и типов общения) |
2. Содержательная – обеспечение “сквозных” линий в содержании, повторений, пропедевтика, разработка единых курсов изучения отдельных программ. Создание на каждом этапе базы для последующего изучения учебного материала на более высоком уровне за счет расширения и углубления тематики, путем обеспечения “сквозных” линий, использование принципа концентричности в организации содержания учебных программ и межпредметных связей. Содержательная преемственность обеспечивается через федеральный компонент программы: программа школы и типовая программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста, парциальные программы – единые.
3. Технологическая – преемственность форм, средств, приемов и методов воспитания и обучения.
- Создание новых методик, технологий и средств обучения, разработка общих подходов к организации учебно-воспитательного процесса в подготовительной группе детского сада и начальном звене, при которой обучение дошкольников осуществляется на основе специфических для этого возраста видов деятельности: отказ в д/саду от учебно-дисциплинарной модели и переход к личностно-ориентированному обучению. Обучение в школе: учебно-воспитательный процесс должен быть насыщен игровыми приемами, драматизацией, различными видами предметно- практической деятельности, т. е. руководство деятельностью первоклассников должно осуществляться с использованием методов и приемов дошкольного воспитания.
- взаимодействие применяемых на разных ступенях образовательной лестницы средств, форм, методов обучения характеризует требования, предъявляемые к знаниям, умениям, навыкам учащихся на каждом этапе обучения.
4. Психологическая - совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в детском саду и школе с учетом общих возрастных особенностей:
- учет возрастных особенностей
- снятие психологических трудностей,
- адаптация переходных периодов,
- обеспечение их достаточной двигательной активностью;
- общение в формах неурочного типа с опорой на диалоговое взаимодействие;
- обучение на интегративной основе, связь знаний с повседневной жизнью;
- использование методов, активизирующих мышление, воображение, поощрение инициативности учащихся, их активности на занятиях.
- снятие психологических трудностей адаптационных переходных периодов.
5. Управленческая и структурно-организационная – наличие общего руководства, жесткая структура комплекса.
Хорошо отработанная нормативно-правовая база: Устав, локальные акты, четкое распределение обязанностей между администрацией, общее финансирование, база данных на детей и сотрудников.
Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования.
- Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми.
- Предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности партнера, средств и пр.;
- Ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
- Создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранение его индивидуальности;
- Формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка, опора на игру при формировании учебной деятельности;
- Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных норм активности.
Основания для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования.
- Состояние здоровья и физическое развитие детей;
- Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности;
- Умственные и нравственные способности учащихся;
- Сформированность их творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития;
- Развитие коммуникативности, т. е. умения общаться с взрослыми и детьми.
Алгоритм работы по преемственности детского сада и школы.
1 этап - поступление ребенка в детский сад:
|
2 этап: подготовка ребенка к обучению.
Методическая работа:
- проведение общих метод объединений, педагогических советов воспитателей и учителей начальных классов по проблемным вопросам воспитания и обучения детей.
- проведение открытых уроков и занятий
- участие педагогов (воспитателей) в творческих группах: экология, валеология, информатика.
- воспитание и обучение.
- разработка “сквозных” программ по патриотическому, трудовому, эстетическому, экологическому воспитанию,
- ведение диагностических карт на каждого ребенка с целью дальнейшего отслеживания роста и развития детей,
- выявление наиболее острых проблемных вопросов при обучении детей в начальной школе и среднем звене (школьная незрелость, дезатаптация первоклассников в школе, % неуспевающих и второгодников)
На втором этапе, самом длительном с детьми задействованы воспитатели, учителя, психолог, медицинская сестра, организатор по воспитательной работе, учитель ОБЖ.
3 этап – плавный переход из детского сада в школу.
Педагогическая и психологическая диагностика детей, характеристики на детей, адаптация первоклассников в школе. Заполнение диагностических карт на каждого ребенка. Заседание психолого-педагогического консилиума по приему в первый класс. Дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям. Проведение общих родительских собраний, консультаций, бесед с психологом.
На основании созданной программы составляется перспективный план работы и план на год, план методических объединений и план открытых мероприятий.
Ожидаемые результаты:
- целостный педагогический процесс
- реализация единой линии развития ребенка
Приложение 1 – план совместной работы со школой
Приложение 2 – презентация семинара по преемственности