Место проведения: четыре классные комнаты, оформленные согласно их названиям: “Лаборатория фокусника”, “Сказочный замок”, “Гора Мудрости”, “Рыбацкий остров”.
В игре-путешествии принимают участие учащиеся четырех 5-х классов. Учащиеся строятся в экскурсионном бюро, где им вручаются туристические путевки и объясняются правила игры.
Правила игры:
- Учащиеся отправляются в путешествие и попадают на одну из остановок, согласно туристической путевке.
- “Жители” этой остановки (учащиеся 8-го класса) проводят с пятиклассниками-туристами различные математические конкурсы.
- Через 20 минут по музыкальному сигналу туристы отправляются на другую остановку и т.д.
- По окончанию игры в экскурсионном бюро подводятся итоги.
Ход игры
Учитель. Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые. Мы рады приветствовать Вас в нашем экскурсионном бюро. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Математика.
Во время путешествия, вы побываете на “Рыбацком острове”, в “Сказочном замке”, на “Горе мудрости”, в “Лаборатории фокусника”. Во время посещения станций вы должны показать свою находчивость, сообразительность.
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело -
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не беда, что путь будет труден,
Достижения крупным людям
Никогда не давались легко.
А сейчас руководителям каждой группы туристов мы вручаем туристические путевки. Каждая остановка у вас по 20 мин. и по музыкальному сигналу вы будете переходить на другую станцию согласно выданной путевке. По окончании путешествия мы ждем вас здесь в экскурсионном бюро. Счастливого вам пути. (Звучит сигнал и ребята расходятся по станциям).
Туристическая путевка выдана группе туристов 5 “А” | Во время путешествия необходимо сделать следующие остановки: |
Цель путешествия: убедиться в том что математика увлекательная наука. |
“Рыбацкий остров” “Сказочный замок” “Гора Мудрости” “Лаборатория фокусника” |
Счастливого пути ! |
ОСТАНОВКИ.
I. “Гора Мудрости”.
Цель: подняться на вершину горы выполняя различные задания.
1. Задачи у подножия горы.
1. Какие 2 числа, если их перемножить дают столько же, сколько получается от их сложения? (2 и 2)
2. Яйцо всмятку варится 3 минуты. Сколько времени потребуется, чтобы сварить всмятку 5 яиц? (3 минуты)
3. Какие 3 числа, если их сложить или умножить дают один и тот же результат? (1, 2, 3)
4. 2 отца и 2 сына купили 3 апельсина. Каждому из досталось по апельсину. Как это могло случиться? (Дед, отец, сын)
5. Какой цифрой оканчивается произведение: 13x14x15x16x17? (0)
2. Аукцион пословиц и поговорок с числами.
- Одна голова хорошо, а две лучше.
- Одна рука узла не вяжет.
- У семи нянек, дитя без глазу.
- Семь раз отмерь - один отрежь.
- Один в поле не воин.
- Хвастуну цена - три копейки.
- Семеро одного не ждут.
- Двое пашут, семеро руками машут.
- Палка о двух концах.
- Седьмая вода на киселе.
3. Разгадывание ребусов.
4. Назвать автора первого русского учебника по математике.
Чтобы узнать автора первого русского учебника по математике, нужно ответить на вопросы; тогда вы имеете право открыть любую букву(на доске табло с закрытыми буквами фамилии Магницкого. (Леонтий Филиппович Магницкий (1669 - 1739).
Вопросы:
- Старинная мера длины(аршин).
- Одна сотая часть числа (процент).
- Формула пути (S=v*t).
- Знак сложения? (+).
- Старинная мера веса (пуд).
- Одна сотая метра (1 см).
- Формула периметра квадрата (P=4*a).
- Знак вычитания (-).
- Сколько раз в году встает солнце (3650.
- Первый месяц зимы? (декабрь).
- Формула площади прямоугольника (S=a*b).
- Кирпич весит 2 кг и еще полкирпича. Сколько весят 4 кирпича? (16 кг).
Затем ведущий знакомит учащихся с биографией Л.Ф. Магницкого.
В июне 1669 г. в семье крестьянина Осташковской слободы Тверской губернии Филиппа Теляшина родился мальчик, которого назвали Леонтием. С детских лет Леонтий выделялся среди сверстников многообразием интересов. Он самостоятельно овладел латинским, греческим, немецким и итальянским языками. Желание учиться привело его в Московскую славяно-греколатинскую Академию. В годы учебы в Академии он все свое свободное время посвящает изучению математики. Знания Леонтия Филипповича в области математики удивляли многих. Им заинтересовался и царь Петр I.
При первой же встрече с Петром I Леонтий Филиппович произвел на него сильное впечатление незаурядным умственным развитием и обширными знаниями. В знак признания достоинств Леонтия Петр I пожаловал ему фамилию Магницкий, подчеркивая тем самым, что развитый ум и знания привлекают к человеку других людей с такой же силой, какой магнит притягивает железо.
В январе 1701 г. по указу Петра I в Москве была открыта школа математических и навигацких (мореходных) наук. В этой школе начал свою учительскую деятельность Л.Ф. Магницкий. Петр I поручает ему создание учебника по математике. И в 1703 г. в январе была издана книга, называемая “Арифметика, наука числительная”. Эта книга громадная, в ней 600 страниц большого формата. Кроме “Арифметики” Магницкий написал еще ряд книг по математике. В этой Московской школе Магницкий трудился до последнего своего дня. Умер в октябре 1739 г. На его могиле имеется надгробная надпись: “Он научился наукам дивным и неудобовероятным способом”.
II. “Лаборатория фокусника”
В этой “лаборатории” туристы играют в различные игры (Например, отгадывание полученных чисел, “Любимая цифра”, “Кто первый скажет сто”, “Не сбейся”, “Волшебные часы” и др.
“Кто первый скажет сто”. Играют двое - ученик и ведущий (на доске). Задание: назвать любое число, меньше 10. К этому числу прибавить другое число не больше 10 (ведущий). Ученик прибавляет то же число до тех пор, пока не будет названо число 100 (чтобы победить, нужно чтобы у ведущего были числа 56, 67, 78, 89).
“Волшебные часы”. Оборудование. Модель циферблата, указка. Ученик записывает на листе бумаги крупно какой-либо час и показывает присутствующим. Ведущий: “Я буду на “часах” показывать различные цифры и при этом каждый раз указкой стану ударять по циферблату. При каждом ударе указкой вы к задуманному числу прибавляете 1, так считаете про себя до тех пор, пока счет не дойдет до 20. Тогда скажете: “Стоп!”. Моя указка покажет час, который был задуман”. Пояснение: первые 7 ударов делает по любым числам. Восьмой удар надо сделать на числе 12, затем 11, 10, 9, и т.д.
“Любимая цифра”. Ведущий записывает число 37. Вызывает ученика и спрашивает: “Какую любимую цифру ты хотел бы видеть в произведении?”. Например: ученик ответил 5. Ведущий просит умножить 37 на 15 (37*15=555) и ученик видит все 5. Объяснение. При умножении 37 на 3 получается 111. Чтобы получить число в 5 раз больше чем 111, надо умножить на число в 5 раз больше чем 3, т. е. на 15.
“Числовые фокусы”
1. Один ученик пишет трехзначное число, другой припишет к нему то же самое число, третий разделит полученное шестизначное число на 7, четвертый разделит это частное на 11, а пятый разделит то, что получилось на 13. Получится задуманное число.
Разгадка: 1001=7*11*13. Если к трехзначному числу приписать еще одно такое же число, то первоначальное число умножится на 1001.
2. Фокусник: “Не показывая мне, напишите столько многозначных чисел, сколько вам хочется. А затем я подойду, очень быстро напишу еще столько же чисел и моментально все их сложу”. Например: 7621
3051
2794
4518
А вы должны приписать такие же числа, которые дополняют данные до 9999, т. е. 5481
7205
6942
2378
Итак: 9999*4=?, 1000*4-4=4000-4=39996.
3. Задумать число. Прибавить к нему следующее по порядку, прибавить к результату 9. Разделить на 2. Вычесть задуманное число. Получилось 5.
III. “Рыбацкий остров”
Туристы помогают рыбаку ловить рыбу. Поймав “рыбку”, они должны решить математическую задачу. Ходом этой игры руководит хозяин острова (ученик 8-го класса). На обратной стороне “рыбки” задачи.
- Два рыбака поймали вместе 33 карпа. Когда I по оплошности выпустил 5 штук, и II отдал I 6 штук, то оказалось, что у них карпов стало поровну. Сколько карпов у каждого было? (13,20).
- Три сазана весят как 4 налима. Один сазан весит больше 1 налима на 8 кг. Сколько весит налим? (24 кг).
- Общий возраст кита, белуги и сома 120 лет. Кит живет на 20 лет больше, а белуга на 10 лет больше, чем сом. Сколько лет может прожить кит? (500.
- Первый рыбак поймал 8 окуней, второй 10 окуней. Стали варить уху. Шел мимо прохожий, попросился к рыбакам на ужин и дал им 60 руб. Как должны рыбаки поделить деньги? (I – 20 руб., II – 40 руб.).
- Трое рыбаков поймали 75 окуней. Стали варить уху. Когда один дал 8 окуней, другой – 12, а третий – 7, то окуней у них осталось поровну. Сколько окуней поймал каждый? (I – 24, II – 28, III - 23).
IV. “Сказочный замок”
1. Сказка-задача.
Сказочница рассказывает сказку “Волк и лиса”: взял дед лису положил на воз, а сам пошел впереди. А лисица улучила момент и стала выбрасывать из воза рыбу. В первую минуту она выбросила одну рыбу, во вторую —2, в третью - 4, в четвертую - 8... Через 7 минут лиса выбросила всю рыбу и сама потихоньку ушла. Сколько рыбок досталось лисе? (127; 1+2+4+8+16+32+64)
2. Инсценировка отрывка из сказки “Лиса и волк”.
Собрала лиса рыбу и сидит ест. Подходит к ней волк и говорит: “Здравствуй, лиса. Ой, сколько у тебя рыбы! Поделись со мной”. “Хорошо, - говорит лиса - вот тебе волк 1 рыбка, а мне 2, тебе - 3, а мне 4, тебе - 5, а мне 6 и т.д.”. Разделила лиса рыбу, последний раз бросила себе 20 штук, и на этом рыба кончилась.
Вопрос: кто больше получил рыбы и на сколько?
Ответ: лиса получила на 10 рыбок больше. Волк: 13 5 7 9 11 13 15 17 19. Лиса: 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20
3. Инсценировка отрывка из сказки “Приключения Буратино”.
Буратино приходит к черепахе Тортиле за золотым ключиком. Она предлагает определить ему, в какой из трех коробочек синей, зеленой) лежит ключик. На красной коробочке написано: “Здесь лежит золотой ключик”, на синей: “Зеленая коробочка пуста”, а на зеленой: “Здесь сидит змея”. Тортила говорит: “Все надписи не верны”. Вопрос: В какой же коробочке золотой ключик? Ответ: в зеленой.
V. Подведение итогов.