Материал, направляемый на Фестиваль педагогических идей, является попыткой систематизации опыта, накопленного в школе № 4 города Абинска Краснодарского края. Опыт получен в результате организации и проведения комплексной научно-исследовательской экспедиции школьников в период летних каникул.
Актуальность такого обобщения очевидна: в настоящее время многие образовательные учреждения проводят интересную работу по изучению природы, исторического прошлого своего родного края. В нашей школе эта большая работа проводится в рамках летней экспедиции.
Задумывая этот проект, гипотетически предположили, что если педагоги при поддержке родительского сообщества, с помощью ученых, специалистов, работников музеев смогут создать условия для научно-поисковой работы в период лета, то это будет качественно новый шаг в дополнительном образовании учащихся. Это поставит учителя и учеников в позицию исследователей. Учитель будет создавать новые программы, методики расширения образования, а ученик получит возможность приобрести новые знания и новый опыт креативной деятельности.
Определился концептуальный подход к развитию этого вида образовательной деятельности. В ходе организации и проведения экспедиции субъектами становятся педагог и ученик – старшеклассник. Педагог совместно с учеником ищет решение исследовательской задачи. Исследование понимается нами, как творческий процесс познания мира, себя и своего места в этом мире.
Вот уже десять лет педагоги-энтузиасты средней школы № 4 успешно создают такое образовательное пространство, в которым реализуются творческие способности учащихся и самих педагогов.
Школьная экспедиция от своих первых участников получила название “Академия X”, а также флаг, песню и заповеди.
Комплексная экспедиция представляет собой:
– выездную форму учебно-воспитательной работы и кабинетную.
Выездная форма работы экспедиции – это яркое эмоциональное событие в жизни детей. Жизнь в полевом палаточном лагере в окружении гор, вдали от родительской опеки привлекает ребят новизной и содержанием. Подготовка к экспедиции начинается после новогодних каникул. Готовятся программы, формируются отряды, готовится учебное оборудование, оснащение полевого лагеря всем необходимым. 7–10 дней участники экспедиции ежедневно ведут исследовательскую и поисковую работу, фиксируя весь ход работы в полевых дневниках, делая зарисовки, фотографии, собирая коллекционный материал.
Кабинетная работа – это обработка материалов: работа с литературой, консультации с учеными, работниками музеев, лабораторные исследования, подготовка коллекций, фотоматериалов.
Все участники экспедиции живут в одном полевом лагере, как правило – это 120–130 мальчишек и девчонок. В одном районе подбирается и поле деятельности для всех отрядов. Отряды исследуют район по своим программам и методикам. При этом существует единая программа исследовательской деятельности, подведения итогов, организации жизни и быта, досуговой деятельности.
Обобщение и анализ собранного материала, написание исследовательских работ, выступление на школьных Ломоносовских чтениях, на районных и краевых конференциях “Первые шаги в науку” дают возможность старшеклассникам повысить свою компетентность, самореализоваться.
Одно из привлекательных направлений в работе экспедиции - археологическое, По заданию краевого музея-заповедника имени Ф. Фелицина, городского музея юные археологи описывали и наносили на карту курганы, разрушенные и уцелевшие дольмены. В разные годы были найдены ценные интересные находки. Отчеты и находки были переданы в музей. Материалы отряда юных археологов нашли свое достойное продолжение в факультативной работе по историческому краеведению, в выступлениях на научных конференциях школьников и студентов. Дважды работы юных археологов были представлены на Всероссийской конференции “Отечество” в Москве.
Не просто попасть в отряд химиков. Это интересное и важное направление в работе экспедиции. Выездная лаборатория разворачивает свою работу на природе. Объектами её исследований становились водные источники, лечебные грязи, лекарственные растения, пищевые продукты, молоко коров, пасущихся на горных склонах.
Самый многочисленный отряд – это отряд юных геологов. Объектами исследований юных геологов стали грязевые вулканы, окаменелости, выходы пластов глины. Собрана большая коллекция минералов. Исследовательские работы школьников были представлены на районных и краевых научных конференциях, на Всероссийской студенческой конференции в городе Саратове, на У Всероссийском слете юных геологов городе Уфе.
Отряд юных биологов-экологов описывал растительный мир предгорий, природные сообщества, собирал гербарий, вел работу по очистке и благоустройству родников.
Участники этнографической экспедиции работают в горных казачьих станицах Эриванской и Шапсугской. За эти годы составили словарь диалектных слов, описали топонимическое значение некоторых географических названий, собрали сведения о Николаевского укреплении XVIII века. По воспоминаниям очевидцев сделали эскизы разрушенного храма. Местные жители с уважением и пониманием относятся к работе школьников. Это придаёт еще большую значимость этому интеллектуальному труду, делает детей участниками созидательного процесса.
Подготовка школьной экспедиции проходит по следующим этапам:
– выбор места стоянки лагеря и района исследований;
– подготовка научной программы экспедиции, программы работы каждого отряда, отбор методик, оснащение учебным оборудованием;
– формирование отрядов на добровольной основе;
– подготовка программы досуга (выпуск газеты, спортивные соревнования, вечера, конкурсы;
– согласование по вопросам питания, водного режима с органами СЭС;
– подготовка кострового снаряжения, пищеблока, инвентаря, спортивного снаряжения;
– оснащение аптечкой первой помощи, подбор медработника;
– заготовка продуктов питания;
– организационный сбор перед выездом, инструктаж по технике безопасности, медицинский осмотр участников экспедиции.
Работа экспедиции на выезде также организуется по отработанной схеме:
– 1 день. Заезд, Благоустройство лагеря, хозяйственного блока. Открытие лагеря, Заседание научного Совета;
– восемь последующих дней – это дни работы отрядов, которые отправляются по маршрутам и работают каждый по своей программе;
– в последний день проводится закрытие лагеря, снимается все оборудование, проводится линейка с кратким отчетом об итогах работы каждого отряда, проводится награждение участников, отличившихся в жизни лагеря.
Важным этапом экспедиции является конференция по итогам летней работы.
Она проводится в школе в последнюю субботу сентября. В период летних каникул и в сентябре месяце приводятся в поря док все материалы, коллекции, печатается и оформляется фотоматериал, выпускаются газеты, оформляются выставки интересных находок, готовятся краткие научные сообщения. Это мероприятие проводится торжественно, приглашаются гости – мер города или его заместитель, специалисты экологической службы, СМИ, представители других школ, родители – участники экспедиции. Во время подготовки конференции и во время её проведения решаются важные образовательные задачи:
– ученики учатся обобщать материал, делать научный отчет;
– учатся выделять в содержании отчета главные, наиболее существенные идеи и концентрировать на них своё внимание;
– ученики учатся работать в группе, правильно распределять время, объем работы, высказывать предположения, проявлять оригинальность и изобретательность.
Решаются многие воспитательные задачи:
– создаётся “ситуация успеха” для многих ребят;
– присутствие в зале педагогов, родителей, именитых гостей повышает статус старшеклассника;
– отчет всего отряда – эта коллективная работа рождает “чувство локтя”.
Дальнейшая работа с материалами исследований, полученных в экспедиции, строится таким образом:
– пишутся отчеты по заданию музеев;
– готовятся проекты на районную конференцию “Первые шаги в науку”, на заседание Малой Академии наук, которая создана при районном научном обществе учащихся;
– готовятся доклады на кафедры Кубанского государственного университета, с которыми сотрудничаем уже ни один год;
– готовятся выступления на школьные Ломоносовские чтения для учеников 5–7 классов;
– некоторые проекты выносятся на экзаменационную защиту (на итоговую аттестацию или летнюю сессию).
Школьная научно-исследовательская экспедиция заняла важное место в организации учебно-воспитательного процесса нашей школе. Материалы, полученные в ходе экспедиции, легли в основу некоторых элективных курсов для профильных классов. Прошли экспертизу краевого института дополнительного профессионального педагогического образования программы элективных курсов “Литература Кубани”, “Слово о матери” автор Т.Ф. Щербак –руководитель отряда этнографов; “Техника лабораторных работ” и “Качественный анализ” автор Э.В. Садайло – руководитель отряда юных химиков; программа объединения “Юный геолог” автор Н.П. Замилова – руководитель отряда геологов.
Школьная экспедиция помогла сделать профессиональный выбор многим выпускникам. Благодаря навыкам, умениям, полученным в исследовательской деятельности, наши выпускники стали активными участниками студенческих научных обществ, выросли в хороших специалистов.
И самое, пожалуй, главное – школьная экспедиция формирует единый коллектив педагогов, учащихся, родителей, объединенных общими идеями и интересами.