"У войны не женское лицо"

Разделы: Классное руководство


Оформление кабинета: плакат “У войны не женское лицо…”, фотографии военных лет, отображающие жизнь женщин на фронте.

Технические средства: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон.

Вступительное слово преподавателя.

Война… великая отечественная….Как далека она от нас, сегодняшних школьников. Только по книгам, фильмам, да по воспоминаниям фронтовиков мы можем представить себе, какой ценой завоевана победа. “Война ж совсем не фейерверк, а просто трудная работа” – писал поэт фронтовик М. Куликов…

И эту нечеловечески трудную ратную работу выполняли не только мужчины, защитники Родины испокон веков, но и женщины, девушки, вчерашние школьницы.

Еще вчера девчонки списывали контрольные, читали стихи, назначали свидания, примеряли белые выпускные платья, а завтра была война….

Звучит фоновая музыка “Вставай страна огромная”, ученица читает стихи:

Ах, война, что ты подлая сделала,
Вместо свадеб - разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги – ну куда от них денешься
Да зелёные крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведем свои счеты потом!
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад….
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад. (Окуджава)

2-я ведущая:

Сразу после школы, в первые дни войны ушла добровольцем в действующую армию Юлия Друнина и до конца 1944года служила санинструктором в стрелковом, а потом в артиллерийском полку. Награждена орденом красной звезды и медалью “За отвагу”. В боях была ранена и контужена. Демобилизована из армии по ранению.

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в “мать” и “перемать”,
Потому что имя ближе, чем “Россия”,
Не могла сыскать.

Эта девушка, как многие другие, видела воочию страшное лицо войны, слышала грохот снарядов, заставляла себя подняться из окопа, чтобы помочь товарищам.

Я только раз видала рукопашный,
Раз - наяву. И тысячу - во сне….
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Сколько фронтовиков так вот узнавали себя в правдивых, талантливых, точных по слову стихах Юлии Друниной, поэта, который блестяще подтвердил главное правило русской поэзии, четко сформулированное еще Константином БАТЮШКОВЫМ: "Живи, как пишешь и пиши, как живешь... Иначе все отголоски лиры твоей будут фальшивы". А фальшивых "отголосков лиры" у Юлии Друниной быть не могло - она предельно искренна каждой строкой.

Мы стояли у Москвы-реки,
Тёплый вечер платьем шелестел.
Почему-то вдруг из-под руки
На меня ты странно посмотрел -
Так порою на чужих глядят.
Посмотрел и улыбнулся мне:
- Ну, какой же из тебя солдат?
Как была ты, право, на войне?
Неужель спала ты на снегу,
Автомат пристроив в головах?
Я тебя представить не могу
В стоптанных солдатских сапогах!..
Я же вечер вспомнила другой:
Миномёты били, падал снег.
И сказал мне тихо дорогой,
На тебя похожий человек:
- Вот лежим и мёрзнем на снегу,
Будто и не жили в городах...
Я тебя представить не могу
В туфлях на высоких каблуках...

3 ведущая:

Война - дело мужское". Однако в ХХ столетии участие женщин в войне, причём не только в качестве медицинского персонала, но и с оружием в руках, становится реальностью. Особенно массовым это явление стало в период Второй мировой.

После революции политика советского государства в женском вопросе, направленная на вовлечение женщин в общественное производство, способствовала быстрому развитию эмансипации со всеми её последствиями. В результате участие женщин в наиболее тяжёлом физическом труде, приобщение их к традиционно "мужским" профессиям, к занятиям военно-прикладными видами спорта преподносилось общественному мнению как величайшее достижение социализма, проявление подлинного "равенства полов" и освобождение женщины от "домашнего рабства". Идеи эмансипации были наиболее популярны в молодёжной среде, а массовые комсомольские призывы, наборы и мобилизации под лозунгами "Девушки - на трактор!", "Девушки - в авиацию!", "Девушки - на комсомольскую стройку!" и т.д. явились своего рода психологической подготовкой к массовому участию советских женщин в грядущей войне, которая вошла в историю нашей страны как Великая Отечественная. С её началом сотни тысяч женщин устремились в армию, не желая отставать от мужчин, чувствуя, что способны наравне с ними вынести все тяготы воинской службы, а главное - утверждая за собой равные с ними права на защиту Отечества.

Глубокий патриотизм поколения, воспитанного на героических символах недавнего революционного прошлого, но имевшего в большинстве своём книжно-романтические представления о войне, отличал и тех 17-18-летних девочек, которые осаждали военкоматы с требованием немедленно отправить их на фронт. Вот что записала в своём дневнике 27 мая 1943 г. лётчица 46-го Гвардейского Таманского женского авиаполка ночных бомбардировщиков Галина Докутович: "Помню 10 октября 1941 г. Москва. В этот день в ЦК ВЛКСМ было особенно шумно и многолюдно. И, главное, здесь были почти одни девушки. Пришли они со всех концов столицы - из институтов, с учреждений, с заводов. Девушки были разные - задорные, шумные, и спокойные, сдержанные; коротко стриженные и с длинными толстыми косами; механики, парашютистки, пилоты и просто комсомолки, никогда не знавшие авиации. Они по очереди заходили в комнату, где за столом сидел человек в защитной гимнастёрке. "Твёрдо решили идти на фронт?" "Да!" "А вас не смущает, что трудно будет?" "Нет!"

Педагог:

Они были готовы к подвигу, но не были готовы к армии, и то, с чем им пришлось столкнуться на войне, оказалось для них неожиданностью. Гражданскому человеку всегда трудно перестроиться "на военный лад", женщине - особенно. Армейская дисциплина, солдатская форма на много размеров больше, мужское окружение, тяжёлые физические нагрузки - всё это явилось нелёгким испытанием. Но это была именно та "будничная вещественность войны, о которой они, когда просились на фронт, не подозревали". Потом был и сам фронт - со смертью и кровью, с ежеминутной опасностью и "вечно преследующим, но скрываемым страхом" Потом, спустя годы, те, кто выжил, признаются: "Когда посмотришь на войну нашими, бабьими глазами, так она страшнее страшного". Потом они сами будут удивляться тому, что смогли всё это выдержать. И послевоенная психологическая реабилитация у женщин будет проходить сложнее, чем у мужчин: слишком велики для женской психики подобные эмоциональные нагрузки.

"Мужчина, он мог вынести, - вспоминает бывший снайпер Т.М.Степанова. - Он всё-таки мужчина. А вот как женщина могла, я сама не знаю. Я теперь, как только вспомню, то меня ужас охватывает, а тогда всё могла: и спать рядом с убитым, и сама стреляла, и кровь видела, очень помню, что на снегу запах крови как-то особенно сильный... Вот я говорю, и мне уже плохо... А тогда ничего, тогда всё могла". Вернувшись с фронта, в кругу своих ровесниц они чувствовали себя намного старше, потому что смотрели на жизнь совсем другими глазами - глазами, видевшими смерть. "Душа моя была уставшая", - скажет об этом состоянии санинструктор О.Я.Омельченко.

Феномен участия женщины в войне сложен уже в силу особенностей женской психологии, а значит, и восприятия ею фронтовой действительности. "Женская память охватывает тот материк человеческих чувств на войне, который обычно ускользает от мужского внимания, - подчёркивает автор книги "У войны - не женское лицо..." Светлана Алексиевич. - Если мужчину война захватывала, как действие, то женщина чувствовала и переносила её иначе в силу своей женской психологии: бомбёжка, смерть, страдание - для неё ещё не вся война. Женщина сильнее ощущала, опять-таки в силу своих психологических и физиологических особенностей, перегрузки войны - физические и моральные, она труднее переносила "мужской" быт войны". В сущности, то, что пришлось увидеть, пережить и делать на войне женщине, было чудовищным противоречием её женскому естеству.

Другая сторона феномена - неоднозначное отношение военного мужского большинства, да и общественного мнения в целом к присутствию женщины в боевой обстановке, в армии вообще. Самой природой заложена в женщине функция материнства, продолжения человеческого рода. Женщина даёт жизнь. Тем противоестественнее кажется словосочетание "женщина-солдат", женщина, несущая смерть.

В период Великой Отечественной в армии служило 800 тысяч женщин, а просилось на фронт ещё больше. Не все они оказались на передовой: были и вспомогательные службы, на которых требовалось заменить ушедших на фронт мужчин, и службы "чисто женские", как, например, в банно-прачечных отрядах. Наше сознание спокойно воспринимает женщину-телефонистку, радистку, связистку, врача или медсестру, повара или пекаря, шофёра и регулировщицу - то есть те профессии, которые не связаны с необходимостью убивать. Но женщина-лётчик, снайпер, стрелок, автоматчик, зенитчица, танкист и кавалерист, матрос и десантница - это уже нечто иное.

Сегодня, спустя почти шестьдесят лет, мы знаем очень мало о фактах жизни женщин на войне: об их быте, заботах и невзгодах, ранениях, увечьях и гибели. Если в первые послевоенные десятилетия якобы "неподобающие" темы намеренно не обсуждались, открыто, то позднее, когда о проблеме "женщины на войне" стали говорить более подробно, она все-таки сводилась к общепринятым военным воспоминаниям, отражавшим заслуги, победы и подвиги. Повседневность же с ее трудностями, потерями и жертвами по-прежнему оставалась на заднем плане. О выдающихся военных заслугах некоторых женщин, бывших на фронте снайперами, пилотами, разведчицами или санитарками, мы знаем довольно много. Но до сих пор имеется лишь разрозненная и зачастую противоречивая информация о том, что касается великого множества остальных женщин-фронтовичек, их функциональных обязанностей, вопросов их мобилизации, жизни в сугубо мужском армейском коллективе, жертв с их стороны.

Женщины, были ли они вольнонаемными, добровольцами или мобилизованными, пропадали без вести, получали ранения и увечья, гибли и попадали в плен. По окончании войны подавляющая часть женщин была демобилизованы независимо от того, как они это воспринимали. После радости победы и возвращения домой многим бывшим фронтовичкам, оказалось, нелегко освоиться в гражданской жизни. Далеко не все имели профессию, поэтому страдали материально, а зачастую это осложнялось физическими и душевными травмами, полученными во время войны.

3 ведущая:

Солдатские матери… это они вырастили и воспитали бойцов, которые в трудный для Родины час встали на ее защиты. Это они проводили на детей на фронт, перекрестив их перед дальней дорогой. это они не спали ночами и ждали писем с фронта, с тревогой и надеждой встречая почтальона. Часто почта приносила им горькие известия. Перед нами одна из 20 млн похоронок: “Анна Федоровна! Сообщаю, что ваша дочь Ананьева Вера Александровна 3 августа 1943 года, как одна из лучших радисток, была переброшена в тыл противника в районе Кобыжча Киевской области для выполнения специального задания. После приземления группа подверглась нападению со стороны немцев, и в бою Ваша дочь вместе с пятью товарищами пала смертью героя…”

Стих о матери

 Женщина и на войне остается женщиной. В редкие минуты отдыха с особым чувством вспоминают они свои прежние мирные занятия и увлечения.

Фрагмент фильма “А зори здесь тихие”, где девушки танцуют.

4 ведущая:

У многих мужчин было чувство вины за то, что воюют девчонки, а вместе с ним - смешанное чувство восхищения и отчуждения. "Когда я слышал, что наши медицинские сестры, попав в окружение, отстреливались, защищая раненых бойцов, потому что раненые беспомощны, как дети, я это понимал, - вспоминает ветеран войны М.Кочетков, - но когда две женщины ползут кого-то убивать со "снайперкой" на нейтральной полосе - это всё-таки "охота"... Хотя я сам был снайпером. И сам стрелял... Но я же мужчина... В разведку я, может быть, с такой и пошёл, а в жёны бы не взял".

Но не только это "несоответствие" женской природы и представлений о ней тому жестокому, но неизбежному, что требовала от них служба в армии, на фронте, вызывало противоречивое отношение к женщинам на войне. Чисто мужское окружение, в котором им приходилось находиться в течение длительного времени, создавало немало проблем. С одной стороны, для солдат, надолго оторванных от семьи, в том их существовании, где, по словам Давида Самойлова, "насущной потребностью были категории дома и пренебрежения смертью, - единственным проблеском тепла и нежности была женщина", а потому "была величайшая потребность духовного созерцания женщины, приобщения её к миру", "потому так усердно писали молодые солдаты письма незнакомым "заочницам", так ожидали ответного письма, так бережно носили фотографии в том карманчике гимнастерки, через который пуля пробивает сердце". Об этой потребности "духовного созерцания женщины" на фронте вспоминают и сами фронтовички. "Женщина на войне... Это что-то такое, о чём ещё нет человеческих слов, - говорит бывшая санинструктор О.В.Корж. - Если мужчины видели женщину на передовой, у них лица другими становились, даже звук женского голоса их преображал". По мнению многих, присутствие женщины на войне, особенно перед лицом опасности, облагораживало человека, который был рядом, делало его "намного более храбрым".

Песня “Случайный вальс”, исполняют ученицы.

Да, эти девушки взвалили на свои плечи огромную тяжесть – ратный труд. А далеко от передовой тысячи и тысячи женщин трудились в тылу: выращивали хлеб, собирали оружие, шили одежду. И ждали. Ждали своих любимых – мужей, отцов, сыновей, братьев. Ждали и верили, что они вернутся. И это помогало, поддерживало бойцов в трудные минуты.

Стихотворение “Жди меня”, под фоновую музыку “в землянке”.

Заключительное слово педагога:

У войны не женское лицо. Но трудно оценить вклад женщин в Победу, не только на фронте, но и в тылу. Мы должны помнить о “тихих подвигах” наших прабабушек.

В заключение: демонстрация фрагмента фильма “Трагедия века” под фонограмму песни в исполнении В. Толкуновой “Если б не было войны…”.