Табличная форма представления информации

Разделы: Информатика


Ход урока

Введение (для учителя)

Урок проводится с учащимися 5 класса, которые работают по программе Л. Босовой, используют на уроке учебник этого автора “Информатика 5 класс” и “Рабочую тетрадь для 5 класса”. На данном уроке компьютерная поддержка не предусмотрена. При наличии свободного времени в конце урока можно предложить детям поработать с программой Морской бой из пакета Роботландия.

1. Актуализация знаний.

Здравствуйте, ребята! На уроке мы продолжим с вами работать с текстовой информацией. Откройте учебник [1] на странице 37 и внимательно прочитайте текст “Оценки за год”, ответе на вопросы, приведённые после текста:

1). Об оценках скольких учеников говорится в этом тексте?

2). По каким предметам приведены годовые оценки учеников?

3). Сколько учеников имеют только отличные оценки?

4). Кто из учеников имеет “4” и “5” по математике?

Даю вам на эту работу 3 минуты. (Этого времени заведомо недостаточно для данной работы, мало кто из ребят с ней справится, при ответе на вопросы будет много ошибок)

Чтобы справиться с этой работой, данную текстовую информацию нужно представить в виде таблицы, которую вы найдёте на странице 38, тогда ответить на поставленные вопросы будет очень легко.

Фамилия Предмет
Русский язык Литература Математика Природоведение
Алексеева 5 5 5 5
Галкин 4 4 3 5
Дроздов 4 4 5 5
Мухин 3 3 3 4
Прохорова 5 5 5 5
Радугина 4 5 4 4

2. Новый материал

Работать с табличной информацией вам приходится на каждом уроке (Дети вспоминают учебные дисциплины, называют таблицы, составленные на последних уроках. Например, биология, математика, русский язык). Примером таблицы может служить расписание уроков, которое вы видите каждый день.

Но очень большое значение таблицы имеют для решения логических задач в математике и информатике. Разберём задачу и запишем её решение в виде таблицы.

Задача №1.

Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в спортивном соревновании по плаванью. На вопрос, какие места они заняли, мальчики ответили:

1). Коля не занял ни первое, ни четвёртое место.

2). Боря был вторым.

3). Вова не был последним.

Какое место занял каждый мальчик?

Решение задачи.

Для решения этой задачи можно составить таблицу и занести туда данные, полученные непосредственно из условия задачи.

Имя Место в соревновании
1 2 3 4
Коля ––     ––
Боря   +    
Вова       ––
Юра        

Если Боря занял 2 место, то другого места Боря не мог занять и некто другой уже не смог занять 2 место, поэтому таблица будет выглядеть следующим образом:

Имя Место в соревновании
1 2 3 4
Коля –– ––   ––
Боря –– + –– ––
Вова   ––   ––
Юра   ––    

Из этой таблицы следует, что Коля занял 3 место, и никто другой 3 место уже занять не мог.

Имя Место в соревновании
1 2 3 4
Коля –– –– + ––
Боря –– + –– ––
Вова   –– –– ––
Юра   –– ––  

Далее из таблицы видно, что Вова занял 1 место, а Юра – 4 место. Итоговая таблица с решением задачи будет выглядеть следующим образом:

Имя Место в соревновании
1 2 3 4
Коля –– –– + ––
Боря –– + –– ––
Вова + –– –– ––
Юра –– –– –– +

(После разбора данной задачи детям предлагается небольшая самостоятельная работа по решению задач табличным способом. Ниже приводятся несколько вариантов задач с решением. На работу отводится 5 минут.)

Самостоятельная работа.

I вариант

В кафе встретились три друга Белов, Чернов, Рыжов. “Замечательно, что у одного из нас белые, у другого чёрные, а у третьего рыжие волосы, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии” ,–– заметил черноволосый. “Ты прав”, –– сказал Белов. Какой цвет волос у каждого мальчика?

Решение задачи.

Фамилия Цвет волос
белый чёрный рыжий
Белов –– –– +
Чернов + –– ––
Рыжов –– + ––

II вариант

Встретились три подруги Белова, Краснова и Чернова. На одной было чёрное платье, на другой красное, а на третьей белое платье. Девочка в белом платье сказала Черновой: “Нам троим надо поменяться платьями, а то цвета наших платьев не соответствуют нашим фамилиям”. Кто в какое платье был одет?

Решение задачи.

Фамилия Цвет платья
белый красный чёрный
Белова –– –– +
Краснова + –– ––
Чернова –– + ––

III вариант

(Это задачу можно предложить более сильным детям, если таких в классе нет, то хватит и двух вариантов задач. Для быстроты работы следует выдать детям листок с напечатанной таблицей, а они только заполняют её, это экономит время на уроке)

Катя, Соня, Галя и Тамара родились 2 марта, 17 мая, 2 июля и 20 марта. Соня и Галя родились в одном месяце, а у Гали и Кати дни рождения обозначаются одинаковыми числами. Кто когда родился?

Решение задачи

Имя День рождения
2 марта 17 мая 2 июля 20 марта
Катя –– –– + ––
Соня –– –– –– +
Галя + –– –– ––
Тамара –– + –– ––

(После проведения самостоятельной работы всем классом решается ещё одна логическая задача.)

Задача №2

В семье было четверо детей пяти, восьми, тринадцати и пятнадцати лет. Их имена Аня, Боря, Вика, Галя. Одна из девочек ходит в детский садик. Аня старше Бори. Сумма возрастов Ани и Вики делится на три. Сколько лет Боре?

Решение задачи.

Для решения этой задачи можно составить таблицу и занести туда данные, полученные непосредственно из условия задачи. Если одна из девочек ходит в детский садик, то Боре не может быть 5 лет и Ане тоже не может, ведь она старше Бори, Боре не может быть и 15 лет, Ане не может быть 15 лет и 8 лет (тогда она не будет старше Бори) тогда ей может быть только 13 лет! И больше никому из детей не может быть 13 лет.

Имя Возраст
5 лет 8 лет 13 лет 15 лет
Аня –– –– + ––
Боря ––   –– ––
Вика     ––  
Галя     ––  

Теперь нужно напомнить детям признак делимости на три. Число делится на три, если сумма его цифр делится на три. Из условия задачи мы можем предположить только две пары чисел, которые делятся на три:

5+13=18- делится на 3 и 8 + 13 = 21 - делится на три. Но вторая сумма нам не подходит, так как 8 лет может быть только Боре (на этом решение задачи можно завершить, но лучше определить возраст каждого ребенка), значит Ане и Вике 5 и 13 лет. Из этого следует, что Вике 5 лет, а Гале может быть только 15 лет.

Имя Возраст
5 лет 8 лет 13 лет 15 лет
Аня –– –– + ––
Боря –– + –– ––
Вика + –– –– ––
Галя –– –– –– +

Домашнее задание: найти или придумать самим подобную задачу и принести её решение на следующий урок.

Список литературы: Л.Босова, Информатика 5 класс, БИНОМ, 2006 год

Презентация