Предметная интеграция сегодня выступает в роли мозаичного холста, элементами которого может выступать предметное содержание образовательного процесса.
Эпиграф урока: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать” - (русская пословица).
Оборудование к уроку.
- Компьютер, проектор, экран, презентация (Приложение 1).
- Таблица “Зрительный анализатор”, видеофильм “Зрение”, модель глаза.
- Раздаточный материал: задания группам, схема глазного яблока:
Структура урока.
- Организационный момент - (1 мин).
- Формулирование цели и задач урока (мотивация) – (4 мин).
- Объяснение нового материала – (15 мин).
- Первичное закрепление знаний (понимание и умение) – (8 мин).
- Закрепление – задания (применение) – (14 мин).
- Подведение итогов работы – (2 мин).
- Домашнее задание – (1 мин).
Результат урока:
Ход урока
1. Организационный момент.
(Слайд 1-2.)
Здравствуйте. По глазам вижу, что вы готовы к уроку, который мы сегодня проведем вместе с Людмилой Геннадьевной, а почему, вы ответите в конце нашей совместной работы.
2. Формулирование темы, цели и задач урока.
(Слайд 3.)
Давайте, определим тему нашего урока. Прослушайте отрывок из мультфильма и ответьте на вопрос: “С кем играл котенок?”
А теперь посмотрите фрагмент и ответ очевиден.
(Слайд 4.)
Лучше один раз увидеть, чем, сто раз услышать.
90% информации об окружающем мире мы получаем с помощью зрения. А как называется орган зрения человека? Глаз. Это ключевое слово нашего урока.
(Слайд 5.)
Открываем тетради, пишем число и тему урока: “ Глаз как орган зрения и оптический прибор”.
(Слайд 6.)
Цели урока: формирование единой естественнонаучной картины мира.
Задачи:
- знать анатомическое строение глаза, механизмы работы оптической системы глаза;
- понимать, как формируется изображение;
- уметь анализировать изучаемые явления;
- применять теоретические знания в проектной деятельности.
3. Объяснение нового материала (учитель биологии).
Турецкая пословица гласит “Вкус пищи узнают солью, вкус мира – глазами”. Красивая пословица, но с точки зрения физиолога не совсем верная. Мы видим благодаря не только глазам, а всему зрительному анализатору. Зрение – это удивительная совместная работа глаза и мозга. Зрительный анализатор состоит из трех частей: рецепторного органа, нервного пути и мозгового центра. Рецепторный орган – это глаз. Чтобы понять, каким образом он участвует в восприятии зрительных образов, необходимо знать его строение. Сейчас мы вместе с вами рассмотрим строение глазного яблока.
Я буду на таблице показывать части глазного яблока, а вы – находить их на своей схеме (рис.1). (Схема должна быть у каждого ученика).
Рис.1
Глазное яблоко расположено в глазнице черепа и подвижно благодаря мышцам, которые регулируют его положение. Снаружи глаз покрыт белочной оболочкой – она защищает от механических повреждений и помогает сохранять форму. В передней части белочная оболочка переходит в роговицу. Она прозрачна и пропускает свет. Это самая сильная “линза” глаза. Большая часть света преломляется на границе роговицы и водянистой влаги. За белочной оболочкой находится сосудистая оболочка. Это тонкий пигментный слой, поглощающий световые лучи. Спереди, напротив роговицы, сосудистая оболочка переходит в радужную оболочку, которая может быть разного цвета в зависимости от количества находящегося в ней пигмента. В центре радужной оболочки находится круглое отверстие – зрачок. Зрачок расширяется или сужается в зависимости от количества света, падающего на глаз. Наконец, внутренняя стенка глазного яблока выстлана очень тонкой оболочкой – сетчаткой она имеет сложное строение. Что собою представляет сетчатка, и какую функцию она выполняет, мы узнаем, просмотрев фрагмент видеофильма “Зрение”. (Просмотр видеофрагмента о сетчатке глаза).
А теперь ребята, давайте ответим на вопрос: что же представляет собою сетчатка, и какова её роль в зрении? (Обобщив ответы учащихся, учитель подводит их к выводу, что глаз лишь часть сенсорной системы, преобразующей энергию света в биоэлектрическую энергию).
Используя таблицу, подпишите основные элементы зрительного анализатора в своих схемах.
Мы рассмотрели глаз как часть зрительного анализатора, а теперь выясним механизм его работы как оптической системы. (Слайд 7.)
Объяснение нового материала (учитель физики). Презентация.
(Слайд 8.)
Для того чтобы понять, как работает глаз, нам необходимы знания о линзах. По предложенному слайду дать характеристику линз. Линза – прозрачное тело, ограниченное с двух сторон сферическими поверхностями. Они бывают собирающими (выпуклыми) и рассеивающими (вогнутыми). Основные характеристики линз – фокусное расстояние (F) и оптическая сила линзы (D): D = 1/F
(Слайд 9.)
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Внимание, на экран. Сейчас мы дополним информацию о строении и функциях глаза, используя физические понятия. Роговица, водянистая влага, хрусталик и стекловидное тело образуют оптическую систему глаза. Сетчатая оболочка (сетчатка) выступает в роли экрана, где формируется изображение предмета.
(Слайд 10.)
Основным элементом оптической системы глаза является хрусталик – эластичное линзоподобное тело (двояковыпуклая линза). В зависимости от рассматриваемого предмета кривизна хрусталика способна меняться за счет гладких мышц ресничного тела. Такое приспособление глаза называют аккомодацией.
(Слайд 11.)
Механизм работы оптической системы глаза следующий: лучи света от предмета, преломляясь на границе воздух – роговица проходят через хрусталик (линзу с меняющейся оптической силой) и создают изображение на сетчатке. Средняя оптическая сила глаза составляет: + 59 диоптрий. Поскольку фокусное расстояние у такой линзы очень маленькое (17 мм), то все наблюдаемые нами объекты располагаются за двойным фокусным расстоянием. Значит, изображение на сетчатке глаза получается уменьшенным, действительным и перевёрнутым (мозг “переворачивает” обратное изображение, и оно воспринимается как прямое).
(Слайд 12.)
Ход лучей в оптической системе глаза.
(Слайд 13.)
Возвращаемся к схеме строения глазного яблока (рис.1). Постройте ход световых лучей через оптическую систему глаза так, чтобы они сфокусировались на сетчатке.
(Слайд 14.)
Сравните ход лучей, построенных вами на схеме с правильным построением, откорректируйте чертеж.
(Слайд 15.)
При нормальном зрении световые лучи от предметов проходят, преломляясь, через оптическую систему глаза и фокусируются на сетчатке. При нарушении зрения изображения предметов могут оказаться перед или за ней. При близорукости изображение расположено перед сетчаткой, при дальнозоркости – перед ней. И в том и другом случае сетчатка воспринимает нечеткое изображение.
(Слайд 16.)
Исправляют дефекты зрения с помощью очков: близорукость очками с рассеивающими линзами, а дальнозоркость очками с собирающими линзами. Кроме того коррекцией зрения и лечением глазных болезней занимаются специалисты глазных клиник – офтальмологи.
5. Закрепление. Создание мини – проектов (пути решения задач, поставленных учителем ).
Вы получили теоретические знания о глазе как органе чувств и его оптической системе. А теперь перейдем к практической деятельности. Каждая группа должна создать мини – проект. В конце работы представители групп покажут, что у них получилось.
Задание первой группе. Приготовьте сообщение на тему: “Как помочь Мартышке”.
Для этого:
- вспомните басню Крылова “Мартышка и очки”;
- определите, какой дефект зрения приобрела мартышка к старости и подберите ей очки для правильной коррекции зрения.
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Задание второй группе. Радужный кросс – опрос.
Цель: установите соответствие между понятием и его смысловым значением.
Для этого:
- ознакомьтесь с таблицей понятий, к которым необходимо подобрать смысловые значения;
- обратите внимание на цветовой фон таблицы понятий;
- подберите к предложенным понятиям их смысловые значения, обратите внимание на цветовой фон получившейся таблицы соответствия;
- приготовьте отчет о проделанной работе;
- почему задание называется радужный кросс – опрос? (какая закономерность образуется в цветовой гамме соответствий?).
Понятие | Смысловое значение |
Глаз | |
Дальнозоркость | |
Линза | |
Хрусталик | |
Аккомодация | |
Очки | |
Зрение | |
Понятие | Смысловое значение |
иногда называют “живым” фотоаппаратом | |
при этом недостатке глаза фокус лежит перед сетчаткой | |
оптическое тело, имеющее сферическую поверхность | |
расположен за зрачком, похож на собирающую линзу | |
способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и на далеком расстоянии | |
устройство, корректирующее недостатки зрения | |
самое совершенное и самое восхитительное из всех наших чувств |
Задание третьей группе. Используя модель глазного яблока и схему, расскажите об анатомическом строении глаза.
Задание четвертой группе. Прочитайте текст и сформулируйте правила гигиены зрения. Дайте им обоснование.
У некоторых людей возникают нарушения зрения. Если же выполнять несложные правила, то можно их предотвратить.
Очень вредно держать книги и тетради на расстоянии ближе 30 сантиметров от глаз. Когда мы рассматриваем предметы на близком расстоянии, мышечный аппарат глаза напрягается, меняется кривизна хрусталика, возникает быстрое утомление и ухудшение зрительного восприятия. При постоянном плохом освещении и неправильной посадке вырабатывается привычка рассматривать всё вблизи. В результате развивается близорукость.
Пребывание на природе, где обеспечен большой кругозор - прекрасный отдых для глаз.
Для нормальной работы глаз важно хорошее освещение. Стол для занятий нужно ставить так, чтобы свет падал слева.
Вредно читать в движущемся транспорте, особенно при плохом освещении. Из-за постоянных толчков книга то удаляется от глаз, то приближается к ним, то отклоняется в сторону. При этом кривизна хрусталика то увеличивается, то уменьшается, а глаза всё время поворачиваются, “ловя” ускользающий текст. В результате наступает ухудшение зрения. Когда мы читаем лёжа, положение книги в руке по отношению к глазам постоянно меняется и эта привычка наносит большой вред зрению.
Глаза следует беречь от травм. Это самая частая причина помутнения роговицы и слепоты. Причиной глазных травм у детей часто являются шалости, драки.
Очень вредное воздействие на зрение оказывает курение, употребление спиртных напитков. Никотин, алкоголь и различные токсические вещества могут вызвать тяжёлые поражения зрительного нерва и привести к потере зрения.
Берегите свои глаза!
2. Покажите 1-2 упражнения для глаз, препятствующие развитию их утомления.
6. (Слайд17 -18) Подведение итогов урока.
Глаза — самый ценный и удивительный дар природы. В них отражаются все наши чувства: радость, страдание, равнодушие, любовь и ненависть. Глаза являются не только зеркалом души, но и как бы зеркалом общего состояния здоровья. Это самый важный орган чувств и поэтому они заслуживают исключительного внимания. Почему сегодняшний урок мы провели вместе с Людмилой Геннадьевной?
Такими совместными уроками мы как пазлами собираем картину окружающей нас действительности. Потому, что познание мира возможно только при наличии взаимосвязи всех школьных учебных предметов.
(Слайд 17.)
Домашнее задание. В тетрадях по физике составить отчет об уроке в виде слайда “Как прекрасен этот мир, посмотри!”. Спасибо за урок. Увидимся!
Используемая литература.
- Перышкин. Физика 8. – М. : Просвещение, 2002.
- Батуев А.С. Биология. Человек. – М.: Дрофа, 1999.
- Богданов К.Ю. Физик в гостях у биолога. – М.: Наука, 1986.
- Залесский М. Занимательная анатомия. – М.: Росмен, 2000.
- Аксенова М. Энциклопедия для детей. Биология. – М.: Аванта+, 1999.
- http://www.si-med.ru/guide/?id=1&m_id=8