Впервые термин “информационное общество” появился в 60-е годы, он был озвучен в докладе группы японских ученых при описании обстановки в стране и приоритетных путей ее развития. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он характеризует общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация и есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому.
Количество информации, циркулирующее в обществе, начиная с середины XX века, стало стремительно возрастать. Был найден закон увеличения информации в обществе, представляющий собой экспоненциальную функцию, что и позволило говорить об “информационном взрыве”. Появилась уверенность в том, что справиться с такой лавиной информации человек не сможет. Для этого нужны специальные средства обработки информации, ее хранения и использования.
А. Тоффлер ввел в научный оборот теорию трех революций, согласно которой человечество пережило уже аграрную и индустриальную революции и стоит на пороге информационной революции.
Грядущую эру в истории человечества стали называть не только информационным обществом, но и обществом знаний, постиндустриальным обществом, инфосферой. В конце 20 века в сферах производства, где требуются специалисты, владеющие высокими технологиями, было занято около 20% населения, а в начале XXI века в данной сфере уже занято более 60%.
Информационное общество требует информационно грамотных людей, поэтому все индустриально развитые державы имеют свои программы информатизации. Есть такая программа и в России, она разработана на период до 2010 г. и называется “Электронная Россия”. Одним из пунктов данной программы является развитие системы подготовки специалистов в области ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и квалифицированных пользователей.
Б.С. Гершунский в книге “Философия образования для XXI века” разработал иерархию уровней образования, которая включает:
- грамотность;
- образованность;
- профессиональную компетентность;
- культуру;
- менталитет.
Образованность - это грамотность, доведенная до общественного и личностно необходимого минимума.
Профессиональная компетентность - ориентирована на определенную сферу трудовой деятельности человека, сфера социального образования.
Информационная компетентность - это способность интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации, структурировать имеющуюся информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя.
Культура - высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности. На этом уровне может выразиться индивидуальность.
Менталитет - квинтэссенция культуры.
Таким образом, информационно грамотная личность – это человек, способный эффективно работать с информацией во всех аспектах ее деятельности, в том числе и с помощью современных средств обработки информации. В школе формирование информационной культуры возможно через:
- кружковую работу;
- интегрированные уроки;
- интегрированные творческие проекты.
Кружковая работа – расширяет кругозор учащихся, позволяет осваивать знания, умения и навыки, выходящие за пределы школьной программы. Направления могут быть самые различные. Например, в нашей школе работают изо-, танцевальная и хоровая студии, кружки “Очень умелые ручки”, “Бисероплетение”, “Лоскутная пластика”, “Информатика для всех”, детский театр кукол “Петрушка”, школьный пресс-центр “Перемены”, центр ученического проектирования “Исток” и др.
Интегрированный урок – это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Такой урок имеет ряд преимуществ:
- Способствует формированию информационной компетентности учащихся;
- Способствует обогащению мышления и чувств учеников за счет включения интересного нетрадиционного материала;
- Позволяет с разных сторон познавать явления или предметы изучения.
Интегрированные уроки отличаются от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов, в основе интегрированных уроков – близость содержания ведущих тем разных предметов и логических взаимосвязей. В интегрированных уроках объединяются блоки знаний по разным предметам, подчиненные одной теме. Таким образом, интеграция представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения, способствующей созданию нового целого монолита знаний.
Интегрированные уроки – расширяют кругозор, обеспечивают системность обучения, показывают взаимосвязь между различными дисциплинами, дают учащимся целостное восприятие мира, поэтому очень важно правильно определить главную цель урока. Когда общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации. Интегрированные уроки в ОО “Технология” возможны со всеми предметами школьной программы, т.к. данная область интегративна по своей сути.
Интегрированные проекты – позволяют обобщить, систематизировать и закрепить, полученные знания, умения и навыки на практике. Способствуют развитию творческого потенциала учащихся, реализуют деятельностный и личностно-ориентированный подходы к обучению и воспитанию.
Наша школа четыре года работает по теме “Обучение, ориентированное на инновации с сохранением лучших традиций школы – путь к совершенствованию мастерства учителя и повышению знаний учащихся”, что включает и работу по методу проектов. За эти годы мы прошли путь от урочных и внеклассных проектов до, сложных межпредметных, интегрированных и социальных.
Остановимся более подробно на особо интересных, уже реализованных проектах в ОО “Технология” - это интегрированные творческие проекты.
Интегрированные проекты - это работа с информацией с помощью современных средств и способов, где взаимодействие “учитель–ученик” происходит на новом качественном уровне. Виды интегрированных проектов, представленных в электронном виде, могут быть следующими: презентации; электронные учебники; электронные журналы; сайты.
“Электронный журнал”, “Электронные учебники по технологии и предпринимательству” и сайт “Азбука потребительских знаний”. Эти проекты выполняются учащиеся 11-х классов уже в течение четырех лет в рамках интегрированных экзаменов: ИВТ - технология и ИВТ – экономика и ежегодно дополняются и обновляются. Данные проекты являются наглядными учебными пособиями, выполненными учащимися по заявке педагогов школы и используются на уроках технологии, ИВТ и в процессе преподавания элективных курсов по экономике и основам потребительских знаний.
Электронный журнал – удачно сочетает в себе отдельные разделы, выполненные учащимися о школьной жизни: “Мастер-классы”, “Декады ШМО “Веста””, участие школьников в городских мероприятиях, “Школьная мода” и др., а так же дайджест популярных изданий: “Секреты макияжа”, “Профессиональный гороскоп”, “Тонкий юмор”, тесты и др.
Электронные учебники по экономике и технологии представляют собой объединенные проекты, выполненные учащимися индивидуально по главам. В учебнике по экономике рассмотрены следующие темы: “Главные вопросы экономики”, “Банковская система”, “Предпринимательство: вчера, сегодня и завтра”, “Основы маркетинга”, “Основы менеджмента”, “Основы бухгалтерского учета” и “Экономика в лицах”. Учебник по технологии объединил следующие главы: “Секреты кулинарии”, “Этот удивительный мир цветов”, “Дизайн современного дома”, “Мода и стиль”, “Профессиональное самоопределение” и др. Каждая тема – это самостоятельный законченный проект, в котором содержится основная теоретическая информация по данному разделу, сопровождаемая рисунками, фотографиями, таблицами, схемами, видео- и мультипликационными роликами, звуковыми сообщениями, словарем терминов, а также электронными тестами развлекательными или по экспресс-проверке знаний, полученных в процессе изучения данного раздела, информацией об авторах данного проекта, перечень использованной и рекомендуемой литературы и других источников информации.
Интегрированный проект в виде сайта был выполнен впервые в 2003-2004 учебном году. Для этого проекта была выбрана тема “Азбука потребительских знаний”, данный проект был согласован с Отделом по защите прав потребителей при администрации г. Братска. На сайте объясняется место потребителей в современной экономике, раскрываются права и обязанности потребителей, рассказывается об алгоритме действий в типичных потребительских ситуациях. Отдельные разделы посвящены действиям потребителей при пользовании службой быта, образовательными, медицинскими и финансовыми услугами, рассказывается о потребительской культуре покупателя и самозащите потребителей.
Работа над электронными творческими проектами имеет свои особенности, к ним можно отнести:
1. разные виды передаваемой информации:
- текст;
- графика;
- звук;
- видео-изображение;
- анимация.
2. цветовое оформление электронных документов.
Рекомендаций по работе с цветом, при оформлении проекта:
1. Требования по работе с цветом:
- Не использовать слишком ярких и насыщенных тонов на больших поверхностях.
- Не изображать большие поверхности кроваво-красным цветом, который раздражает нервную систему.
- Избегать темных печальных цветов: фиолетовых, коричневых и серых на больших поверхностях.
2. Действие цветов на психику человека:
Желтый, оранжевый Действуют возбуждающе синий Создает легкое настроение зеленый Действует успокаивающе белый Создает ощущение свежести серый Цвет сдержанности, скромности фиолетовый Серьезный, печальный, беспокоящий цвет коричневый Цвет мягкости и уюта
3. Сочетание цветов шрифта и фона (в порядке убывания):
шрифт фон черный желтый зеленый белый красный белый синий белый белый синий черный белый желтый черный белый красный белый зеленый белый черный красный желтый зеленый красный
4. Дополнительные рекомендации по цветосочетанию при подготовке электронных проектов:
- При предъявлении динамичных изображений предпочтительно использовать основные цвета: красный, зеленый, голубой.
- Сочетание цветового и цифрового кодирования повышает скорость и надежность идентификации так как они в отношении восприятия обладают одинаковыми возможностями.
- Использование графической информации должно обуславливаться методической целесообразностью; недопустимо загромождение кадра бессмысленными или нефункциональными графическими элементами.
- Наиболее сложные графические изображения должны по возможности размещаться в центре экрана.
- При использовании графики необходимо ориентироваться на простые геометрические формы.
- Наиболее значимый материал необходимо представлять с помощью трех главных цветов: красного, зеленого, синего.
Разрабатывая проекты, учащиеся работают с различными источниками информации, в том числе и с сетью Интернет, поэтому несколько рекомендаций по поиску и сохранению информации в сети.
Алгоритм действий по поиску информации в сети Интернете.
- В поисковую строку занести первое ключевое слово, например, МОДА, на экране появятся ссылки;
- Поставить галочку в графе: “искать в найденном” и ввести второе ключевое слово, например, МОДА 40-х годов, на экране появятся новые ссылки;
- Найти информацию по данной теме, используя разделы каталогов;
- Повторить запрос на разных поисковых серверах, например, www.rambler.ru или www.yandex.ru при необходимости.
Алгоритм действий по сохранению информации, найденной в сети Интернет.
Программа просмотра Internet Explorer предлагает четыре способа сохранения файла. Необходимо выбрать в текстовом меню команду ФАЙЛ, нажать СОХРАНИТЬ КАК. Открыть нужную папку. Войти в “выпадающее меню” графы ТИП ФАЙЛА и выбрать:
- Web-страница полностью
- Web-архив
- Web-страница только HTML
- Текстовый файл
Советы: Текстовый файл позволяет сохранить максимум информации за минимальное время; Web-страница только HTML позволяет сохранить страницу в неизменном виде только без графики; Web-страница полностью позволяет сохранить информацию в неизменном виде вместе с графикой.
Исходя из всего выше изложенного, можно сделать следующие выводы:
- Работа над интегрированными проектами развивает информационную культуру учащихся, способствует их личностному, социальному и учебному росту.
- Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации учебного процесса, когда учитываются личностные особенности учащихся, определяющие их способности, цели, профессиональную ориентацию и уровень подготовки.