Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте "Волшебная книга"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

1. Закрепление правильного произношения звуков Р-Р.

Знакомство с буквой

Р.

2. Подбор звуковых схем к словам, ударение, слоги.

3. Деление слов на слоги, определение количества слогов в словах.

4. Составление предложений по заданным схемам, определение количества слов в предложении.

5.Работа над грамматической дисграфией.

б. Развитие логического мышления посредством разгадывания ребусов, кроссвордов.

7. Формирование фонематических представлений, развитие чувства ритма.

8. Развитие интереса ко всему новому.

Оборудование: Папка, оформленная как сказочная книга, пластилин, дощечки, набор фломастеров, листочки бумаги по количеству детей, небольшие картинки с изображением предметов на звуки Р-Р, клей, кисточки, металлофон.

План

1. Организационный момент. Игра “Давайте познакомимся” Дети стоят в кругу.

1) Логопед: Меня зовут...(отхлопывание своего имени по слогам). Дети по очереди отхлопывают своё имя.

2) 3адание: покружились те, у кого в имени 2 слога. Хлопнули в ладоши те, у кого в имени 3 слога, у кого в имени 4 слога подняли руки вверх.

3) Логопед: Как сделать так, чтобы слогов в имени стало больше (создание проблемной ситуации)?

Ответ: Назвать ласково: Да-ша - Да-шень-ка.

2. Звучит сказочная музыка (металлофон)

Логопед: Что напомнила вам эта музыка? (размышления детей)

Обычно такая музыка звучит, когда совершается какое-то волшебство.

Может, и у нас в группе что-то произошло, изменилось? (поиск - дети двигаются по группе).

Дети находят книгу в книжном уголке, рассматривают её.

- Какая книга? (новая, волшебная, сказочная, интересная)

-Как вы думаете, что может быть в книге? (предположение детей: стихи, сказки, рассказы).

Рассматривание обложки: новые буквы, картинки с изображением рака, вороны — Книга нас хочет познакомить с новой буквой Р. Как вы думаете, какие звуки живут в букве Р? Какие они по характеристике? (ответы детей)

Логопед:

Книга открывается,
Сказка начинается.

1- 2 страницы (на них нарисованы синяя и зелёные буквы Р) 1)-Ребята, давайте рассмотрим букву Р.

На что похожа буква Р? (предположения детей - развитие воображения)

2)- Давайте построим букву из предметов, игрушек, находящихся в группе. Дети расходятся по группе (использование элементов конструирования).

3)- А вы, ребята, хотите слепить букву из пластилина? (лепка буквы, дети подходят к столам, по желанию садятся за столы).

4) - Сможете ли вы изобразить букву из собственной фигуры?(ориентировка в собственном теле). Использование художественного слова: “Р” согнула ручку. С кем пойти под ручку?

5) В книге даётся вот такое задание: наклеить картинки с изображением предметов на Р-Р на свои места. Картинки на Р - на страницу с синей буквой Р, картинки на Р - на страницу с зелёной буквой Р, а ещё нужно определить места звука в слове (сложная речевая инструкция). Самостоятельная деятельность детей.

3-4 страницы. На страницах нарисована девочка в зелёном платье и мальчик в синей рубашке.

1) - Кто это ? Как вы думаете, что нужно сделать на этой странице? (подбор имён детям соответствующим звуко-слоговым схемам, постановка ударения).

2) - Ребята, придумайте предложения со словами Рома или Рита.

Подсчёт слов в предложениях, придуманных детьми.

3) - Найдите ошибки в моих предложениях. Если предложение правильно составлено, хлопните в ладоши:

Рома ел рыбу. Рыба ела Рому. Рома ела рыбу.

Рая идёт в рынок. Рая ест раков.

4) - Подберите схемы к предложениям: Рома ест рыбу. Рая идёт на рынок.

4-5 Страницы.

1) - Эти страницы почти пустые. Здесь даны фломастеры и написано только одно слово (ручка). Прочитайте его. Дети читают.

Что это означает? (предложения детей нарисовать ручку).

А какие ручки вы знаете? (ответы детей).

2) - Хотите порисовать? Тогда берите фломастеры, листочки, садитесь за столы и рисуйте ручки, какие вы задумали.

3)игра “Дополни предложения” Дверная ручка нужна, чтобы.... Шариковая ручка нужна, чтобы.... У Дашеньки маленькие ручки, а у великана большущие...

6-7 страницы.

- Чтобы узнать какое задание на этой странице, нужно собрать кружки по величине: от большого к маленькому и прочитать слово.

Дети читают полученное слово: “Ребус”.

Художественное слово:

Спросил меня как-то знакомый троллейбус:
Скажи мне, пожалуйста,
Что это - ребус?

Ах, ребус?! Да это загадка такая,
Она необычная и непростая.
Ребусы людям известны давно
Слово отгадка в картинках дано.

И вы, ребята, попробуйте разгадать ребусы.

Дети разгадывают ребусы. Зашифрованные слова: гроза, крот, экран; шарманка, шарф, шарик. Одновременно уточняется смысл слов.

8-9 страницы.

Ребята, а вы кроссворды умеете разгадывать? (ответы)

Тогда записывайте ответы в клеточки.

Загадки:

С крыши дома белобока
Сыплет новости...(сорока)

Злых мышей большая свора
Грызла корку у забора.
Вдруг к ним птичка прилетела
И на травку рядом села.
Бейте вора! Бейте вора!-
Закричала дружно свора.
Своре птичка отвечала:
Разберитесь вы сначала!
Я — не вор, меня не бей:
Я ведь просто...(воробей)

Во дворе стряслась беда.
Утащила навсегда
Кость у пса Барона
Серая...(ворона)

Ночевали до зари на морозе... (снегири).

Домик птицы, как ларец.
\В домике живёт... (скворец)

- Ребята, мы разгадали весь кроссворд. Теперь прочитайте, что написано в синих клеточках. Дети читают: “Конец”.

3. Ребята, конец пришёл только нашей игре. Но волшебная книга не кончается, в ней ещё много страниц с разными заданиями, и, когда будет у нас свободное время, мы обязательно её откроем.