Повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребёнка - детский сад"

Разделы: Работа с дошкольниками


Познай себя, кто говорит: "Я – сущий";
Познай себя – и нарекись "Деянье"...
Познай себя: свершается свершитель
И делается деятель: ты – будешь.

В. Иванов

Кафедра дошкольного, начального общего и специального (коррекционного) образования (далее кафедра ДНО и С(К)О) Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области (далее ИПК и ПП РО ТО) постоянно ведет работу с образовательными учреждениями г. Тула и Тульской области, функционирующими в режиме инновационной деятельности. Одним из таких направлений по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта региональной системы дошкольного образования является работа преподавателей и методистов кафедры с дошкольными образовательными учреждениями как базовыми площадками.

Так, в рамках основных направлений деятельности кафедры ДНО и С(К)О ИПК и ПП РР ТО старшим преподавателем Е.И. Степановой была определена проблема научно-методического исследования под ее руководством "Управление организационно-педагогической работой в дошкольных образовательных учреждениях "Центр развития ребенка – детский сад", имеющее в условиях модернизации российского образования стратегическое значение с позиции научно-методического сопровождения развития региональной системы дошкольного образования.

Среди прочих дошкольных образовательных учреждений были определены те инновационные учреждения, которые относятся к категории "Центр развития ребенка – детский сад". Разработанный и утвержденный перспективный план работы кафедры на 2005 – 2010 учебные годы предопределяет ежегодное проведение разнообразной научно-методической и практико-ориентированной работы с базовыми дошкольными образовательными учреждениями области по выбранной проблеме. Были подписаны договоры о сотрудничестве кафедры ДНО и С(К)О ИПК и ПП РО ТО с базовыми МДОУ "Центр развития ребенка – детский сад" областных городов Алексин, Донской, Ефремов и Щекино.

В рамках обсуждаемой проблемы предлагаем познакомиться с одним из наших базовых образовательных учреждений "Центр развития ребенка – детский сад и управленческим опытом его руководителя по организации повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в системе непрерывного образования – одного из основных условий деятельности инновационного дошкольного учреждения.

Профессиональная управленческая деятельность в системе дошкольного образования требует от специалиста-руководителя организационно-адаптационных умений выстраивать собственную систему развития и воспитания детей в инновационном ДОУ в условиях социально-экономических изменений и ценностных ориентаций окружающего мира, предоставляя образовательные услуги потребителю – обществу, родителям воспитанников, детям.

В связи с этим, особое управленческое внимание необходимо уделять социально-психологическим аспектам руководства учреждением "Центр развития ребенка – детский сад", где отношения со множеством работающих в нем людей в большей степени должны строиться на необходимости приспосабливаться к их способу мышления, поведения: усиление внимания к обеспечению благоприятного микроклимата, создание условий для полноценного общения, личностной и профессиональной самореализации всех специалистов, сопровождающих развитие и жизнедеятельность детей, взаимодействуя с родителями воспитанников.

В управлении дошкольным образовательным учреждением как образовательной структурой возрастает научно-прагматический компонент. Конкуренция на рынке образовательных услуг, направленность на современное качество дошкольного образования требует выдвижения новых перспективных управленческих идей; изобретательности и способности руководителя выстраивать гибкую систему непрерывного образования, повышения компетентности и профессионализма сотрудников.

Все сказанное выше в полной мере относится к муниципальному дошкольному образовательному учреждению "Центр развития ребенка – детский сад № 14" г. Ефремов Тульской области, функционирующим в этом статусе с 2001 года. Постоянный творческий рост и профессиональное совершенствование специалистов – одно из ведущих направлений в управленческой деятельности его руководителя и административной команды образовательного учреждения. Здесь формируется и адаптируется, получая широкое распространение, новое содержание дошкольного образования, разрабатывается собственная система развития детей с реализацией современных психолого–педагогических методик и образовательных технологий.

Руководит этим образовательным учреждением для детей дошкольного возраста почётный работник общего образования РФ, управленец с десятилетним стажем - Татьяна Васильевна Жукова. Девизом управленческой деятельности для Татьяны Васильевны служат слова русского поэта А.К. Гастева: "Хочу научиться работать так, чтобы работа была легка и чтобы она была постоянной жизненной школой".

Можно смело утверждать, что в условиях инновационной деятельности именно управленческий подход руководителя определяет личностную позицию и профессиональную ответственность каждого конкретного специалиста центра. Конкурентоспособность и востребованность данного МДОУ на рынке образовательных услуг социально обусловлены поиском путей развития профессионально-личностных ценностных ориентаций, мотивов и потребностей, соответствия профессиональных знаний, умений и навыков современным требованиям российской системы дошкольного образования.

Вполне естественно, что при вступлении на путь инновационной деятельности Т.В. Жуковой как руководителю дошкольного образовательного учреждения пришлось испытать ряд сложностей, связанных с выполнением организационно-прогностической функции: выяснить насколько коллектив педагогов ДОУ готов (на это следует обратить особое внимание!) к работе в режиме развития, насколько способен работать в этом режиме и есть ли заинтересованность у каждого педагога.

От руководителя и его административной команды во многом зависит атмосфера сотрудничества, доброжелательности, стабильности и, одновременно, заинтересованности в достижении качественных изменений сложившейся системы воспитания и развития детей, удовлетворения родительских запросов, взаимодействия с социумом. Поэтому для достижения стратегической цели модернизации российского образования – компетентностного подхода в достижении нового качества дошкольного образования - дошкольного важным направлением работы МДОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 14" г. Ефремов остается организация различных форм повышения квалификации, в том числе и педагогических кадров учреждения.

Для реализации управленческих задач функционирования ДОУ в рамках инновационной деятельности были определены следующие ориентиры:

  • - управляемый качественный рост профессионального мастерства;
  • - профессионально творческая деятельность каждого конкретного специалиста;
  • - развитие и профессиональная интеграция личностных возможностей всего коллектива сотрудников;
  • - создание условий и мотивационная поддержка профессионально-личностного роста специалистов учреждения.

В дошкольном учреждении начал действовать информационно-методический центр, постоянно проводится работа временных творческих групп. Интересно, эффективно проходят встречи педагогического актива "Центра развития ребенка - детский сад".<рисунок 1> Состав группы колеблется от 5 до 8 педагогов в зависимости от проблемной ситуации. Основные участники этой творческой группы:

- Белгожанова Н.Х., зам. заведующей по УВР( высшая квалификационная категория);

- Гладких В.М., воспитатель (высшая квалификационная категория);

- Бубнова Е.В., педагог (высшая квалификационная категория);

- Зайцева Г.В. (педагог-психолог, первая квалификационная категория);

- Истратова Н.С., музыкальный руководитель (высшая квалификационная категория).

Содержательно это не заранее запланированные мероприятия, и, поэтому, единожды побывав на нем, понимаешь, чего стоят твои педагоги. Здесь рождается идея, выдумка, решаются текущие проблемы. Любой специалист может прийти сюда с интересным предложением или за профессиональной помощью и получить ее. В работу творческой группы педагогического коллектива входит и обобщение и пропаганда системы работы МДОУ, участие в подготовке и выпуске рекламных стенгазет, газеты детского сада “Островок детства”, вестников с материалами из опыта работы специалистов по вопросам развития ребёнка на основе здоровье сберегающих технологий.

Вместе с тем, педагоги под руководством заместителя заведующей по учебно-воспитательной работе Н.Х. Белгожановой занимаются систематизацией своего педагогического опыта работы, разрабатывают собственные рабочие программы, обрабатываются практические материалы, что привело к созданию логически чёткой, направленной системы для профессионального сопровождения процесса воспитания и развития детей.

Заслуживают внимания следующие авторские разработки наших специалистов:

  • тематическое планирование познавательного развития детей 3-7 лет (автор Белгожанова Н.Х., заместитель заведующей по УВР);
  • ртикуляционная и пальчиковая гимнастика в разных возрастных группах (авторы Белгожанова Н.Х., заместитель заведующей по УВР, и Петрова Н.В., учитель-логопед);
  • обучение грамоте в системе раннего развития (автор педагог Гладких В.М.);
  • обучение плаванию детей от 2 до 7 лет (рабочая программа специалиста по физическому воспитанию Самсоновой В.Ю. - участницы областного марафона педагогических идей по физическому воспитанию);
  • обучение детей 4-7 лет английскому языку (рабочая программа педагога Бубновой Е.В. - победительницы областного конкурса педагогического мастерства “Лучший по профессии”).

Остановимся на некоторых профессиональных достижениях.

Самсонова Вера Юрьевна, специалист по физической культуре Образование – высшее: Российская Академия ФКиС. Высшая квалификационная категория. Стаж работы 12 лет. Тема по самообразованию: "Инновационные подходы к преподаванию физической культуры в условиях нового типа образовательных учреждений".

Плавание - одно из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития человека. Программа по обучению детей плаванию нацелена на развитие ребёнка, которое мы видим в приобщении детей к здоровому образу жизни. <рисунок 2> Личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку предусматривает свободное сотрудничество взрослых и детей, детей друг с другом, педагога и родителей.

Ранний возраст. Раннее обучение плаванию детей 1,5 – 3-х лет.

Цель: укрепление здоровья ребёнка, его гармоничное и быстрое развитие. Научить ребёнка максимально доступным плавательным навыкам.

Принципы обучения: доступность, последовательность и постепенность.

Форма обучения: занятия в игровой форме.

Последовательность: массаж, гимнастика, погружение в воду.

Инвентарь: “чепчик Русалки”, “ожерелье Русалки”, “пояс Нептуна”.

Дошкольный возраст. Раннее обучение плаванию 3-7 лет.

Цель: обучение конкретному стилю плавания.

Принципы обучения: все общепедагогические принципы.

Форма обучения: занятия в игровой форме.

Последовательность: гимнастика на суше, разминка в воде с использованием дыхательной гимнастики, обучение.

Инвентарь: доски, лопатки, калабашки.

Школьный возраст -8 – 12 лет (платные образовательные услуги)

Цель: освоение техники спортивных стилей плавания, стартовые прыжки, погружение на глубину, достижение спортивного результата.

Принципы обучения: все общепедагогические принципы.

Форма обучения: занятия.

Последовательность: разминка, подготовительные и подводящие упражнения, поэтапное освоение техники.

Инвентарь: доски, лопатки, калабашки.

Особое внимание во всех возрастных группах уделяю разделу: “Самопомощь на воде”.

В конце прохождения каждого обучающего этапа на диагностической основе прослеживается степень освоения программного материала детьми. Это позволяет внести коррективы в этапы обучения, скоординировать профессиональный подход и внимание на детских успехах и трудностях при освоении учебного материала.

Нетрадиционные формы организации и проведения занятий: занятия интегрированного типа, с использованием элементов математического развития. С детьми дошкольного возраста-закрепление счёта; занятия-сказки, занятия-путешествия; круговые тренировки, работа по зонам; занятия с использованием гидроаэробики; с элементами дыхательной и корригирующей гимнастики; занятия с использованием карточек-нормативов, карточек-схем, полосы препятствий; упражнения для развития координации при одновременном произнесении слова и выполнением движения. Широко используются праздники, соревнования, открытые занятия для родителей.

В результате профессионально проводимой работы дети раннего возраста не испытывают страх к воде, свободно передвигаются в воде, выполняют простые движения руками и ногами, погружаются под воду, принимают горизонтальное положение с поддержкой. Дети 6-7 лет овладевают стилем кроль на груди в полной координации, неспортивным стилем плавания. Команды пловцов нашего МДОУ принимают участие в городских соревнованиях.

Обучением детей английскому языку занимается Бубнова Екатерина Витальевна, педагог высшей квалификационной категории. Образование - высшее педагогическое. Стаж работы - 6 лет. Тема по самообразованию "Использование занимательного материала по английскому языку на занятиях с детьми".

“Играть в английский интересно!” (письмо дошкольнику)

“Здравствуй, мой дорогой человечек! Я хочу пригласить тебя в необычную страну. немного расскажу тебе о ней, а ты сам решишь, пойдёшь ли ТЫ со мной”

“Английский язык в детском саду…” - неправда ли, на первый взгляд эта фраза обескураживает? На лицах многих взрослых появляется удивлённое выражение: “Зачем?”.

До начала работы со своими воспитанниками я никогда об этом не задумывалась – если меня этому учили, значит так должно и быть. Только оказавшись наедине с детьми, я задала себе вопрос: “Нужно ли дошкольнику изучать английский язык?”.

Бытует мнение, что раннее изучение языка является непростительным усложнением содержания дошкольного образования. Вредно, поскольку "лишает ребенка детства". А на самом деле так ли это? Изучая специальную литературу по интересующей меня проблеме, я отметила, что, по мнению ученых, иностранный язык развивает детей, поднимает их образовательный и культурный уровень. Занятия можно проводить с детьми от трёх до десяти лет: до трёх лет – бессмысленно, после десяти – бесполезно.

Многолетнее экспериментальное обучение иностранному языку, проводившееся коллективом лаборатории обучения иностранным языкам НИИ общего и среднего образования АПН РФ, подтвердило “благотворное влияние предмета на детей: на их общее психическое развитие (память, внимание, воображение, мышление), на выработку у ребят способов адекватного поведения в различных жизненных ситуациях, на лучшее владение родным языком, на речевое развитие детей в целом”.

Смотрю в детские глаза и вижу в них желание узнать от меня что-то необычное, неизвестное! Это даёт мне уверенность сказать, что “Играть с детьми в английский” для меня - нужная, интересная, творческая работа.

“...Дорогой друг! Эта волшебная страна - “Королевство ABC”. Здесь на английском языке разговаривают Винни – Пух со своими друзьями: Тигрой, Кенгой, малышом Ру, Пятачком, Кристофером Робином. Ты удивишься, когда узнаешь, что названия твоих знакомых героев: супермен, Бэтмен, Микки Маус – всё это английские слова. Даже названия любимых сладостей: шоколад “Milky Way”, “Alpengold”, “Kinder сюрпзиз” - это тоже английские слова, только “вкусные”.

Как сделать обучение увлекательным, ненавязчивым, как помочь ребёнку полюбить загадочный “МИР АНГЛИЙСКОГО”? Попасть в эту страну можно только переживая вместе с ребёнком много вдохновенных минут.

Отыскать сказочные дорожки – это и было началом моего творческого пути!

Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить учебный материал. Мне нравится подбирать наиболее занимательные задания, предложенные авторами в методиках дошкольного и начального обучения английскому языку, разрабатывать свои собственные. Я изучаю рекомендации лучших педагогов-практиков, анализирую появившиеся на прилавках магазинов книги и пособия. Считаю, что на основе накопленного материала совершенствуется мой профессиональный опыт.

Могу поделиться с коллегами своими педагогическими находками по теме “Использование занимательного материала при обучении английскому языку” (возраст детей от 4-х до 7 лет).

В своей деятельности я всегда нахожу поддержку моей мамы Мерзляковой Лии Борисовны, талантливого учителя математики, “Отличника просвещения” со званием “Соросский учитель”. Личным примером она помогает преодолевать трудности, сомнения, которые возникают в творческих поисках моего “я”.

Смотрю в глаза детей: горит огонёк любопытства! Это стимул для поиска тех самых сказочных дорожек в “Королевство ABC”: фонетических сказок, песенок, скороговорок, считалок, рифмовок, ребусов, загадок, развивающих игр, театрализованных упражнений. Они помогут “забаву ставить на службу обучения”.

Я горжусь успехами моих воспитанников! Испытываю огромное чувство удовлетворения от пытливых взглядов дошколят и благодарных родителей.

Я хочу посвятить всю жизнь детям, жить долго, жить неутомимо, жить в неустанном творческом поиске. Лучшее слово и лучшее дело – всё ещё у меня впереди.

“…Над этим королевством светит Солнце Творчества, парят Облака Фантазии. Здесь ты узнаешь о новых странах, праздниках, разных изобретениях и о многом другом. ты встретишься с любимыми героями мультфильмов, своими руками смастеришь “Волшебную книгу”, которую сможешь “читать” и дома, и в школе.

Для меня важно всё, что тебя волнует, тревожит и радует! Ты мне необходим! Ты на верном пути! Возьми мою руку, Пойдём? жду тебя!

Екатерина витальевна”

Анализируя управленческую деятельность по работе с коллективом, руководитель убеждается в том, что сплочению педагогов в коллектив единомышленников способствует проведение таких мероприятий, в которых педагоги могут реализовать свое творчество. Так, традиционными в центре развития ребенка стали Дни специалиста, Дни здоровья, выставки, заседания Семейного клуба, подготовка и участие в педсоветах, конференциях и, конечно же, подготовка и участие в разнообразных конкурсах.

Ответственность кадрового обеспечения, компетентностного признания за специалистами дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка – детский сад" сегодня ложится на руководителя. Управленческое стремление помочь каждому педагогу найти в себе силы и нереализованные возможности для повышения своего профессионального роста, раскрыть профессионально-личностный потенциал – залог успешности работы учреждения в целом. Однако не стоит сбрасывать со счетов и желание реализовать личностное право каждого из сотрудников на творческий педагогический поиск, организацию и функционирование медико-психологической службы для реализации условий подлинно личностного развития каждого ребенка образовательного учреждения.

Работать руководителем в инновационном дошкольном образовательном учреждении "Центр развития ребенка – детский сад" интересно, потому, наверное, и не всегда легко и в управленческой деятельности большинства коллег-руководителей. Тем не менее, только работая в режиме развития, мы увидели новые эффективные пути совершенствования системы дошкольного образования и воспитания. На собственном опыте мы убеждаемся, что за последние годы;

  • повысилась педагогическая культура коллектива,
  • передовой опыт педагогов нашего детского сада получил признание и распространение в области,
  • у работников возникло чувство профессионального и личного удовлетворения.

Повышение профессионального мастерства педагогов, работающих с детьми в инновационных учреждениях "Центр развития ребенка – детский сад", стратегическая и тактическая задача образовательной действительности в российской системе образования.