Открытый урок по информатике в 6-м классе по теме: "Начала программирования в среде QBASIC. Оператор PRINT"

Разделы: Информатика


ТИП УРОКА: Практическая работа с применением опорных конспектов.

ТЕХНОЛОГИЯ: Личностно-ориентированная.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: Третий урок по теме: “Начала программирования в среде QBASIC”. Изучение возможностей оператора PRINT.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • Обучающая цель: Создать условия для формирования первичного представления о среде программирования QBASIC, правилах записи команд, составлении и отладке программ.
  • Развивающая цель: развивать логическое и алгоритмическое мышление школьников, осуществлять контроль над уровнем усвоения материала, формировать навыки делового взаимодействия.
  • Мотивационная цель: побудить интерес к изучению предмета.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
  • Учебная – продолжение знакомства с оператором PRINT и правилами написания программ в среде QBASIC.
  • Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

  • среда программирования QBASIC;
  • общий вид записи программы;
  • раздаточный материал для подсчета среднего балла по предметам технического и общеобразовательного цикла, индивидуальный для каждого учащегося;
  • плакат с фамилиями учеников для наглядного представления результатов урока.

ПЛАН УРОКА:

Содержание этапов урока Виды и формы работ
1. Организационный момент Приветствие.
2. Мотивационное начало урока Постановка цели урока.

Фронтальный опрос.

3. Подготовка к практической работе. Использование рабочей тетради и исходных данных для составления программы.
4. Этап обобщения, систематизации знаний и закрепления изученного Работа в тетради, работа со средой программирования QBASIC на компьютере.
5. Подведение итогов. Анализ полученных результатов, обобщения, выводы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Приветствие. Отсутствующие.

II. Мотивационное начало урока.

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока: подготовка к практической работе “Оператор PRINT (продолжение изучения и его конкретное применение)”. Цель нашего урока – выяснить, как использовать оператор PRINT для математических вычислений, где его можно применить в реальной жизни и продолжить изучение правил записи программ на языке QBASIC. Для достижения цели нашего урока мы воспользуемся рабочими тетрадями (Урок №7) и карточками с исходными данными. Но для начала мы вспомним основные определения, которые нам необходимы на уроке.

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС:

  1. На каком языке мы будем писать программу? – (QBASIC)
  2. Почему он так называется?
  3. Что такое программа? – (Программа – это алгоритм, записанный на языке, понятном для компьютера.)
  4. Что такое алгоритм? – (Алгоритм – это последовательность действий, которую должен выполнить Исполнитель, чтобы достичь поставленной цели.)
  5. Кто (что) может быть Исполнителем? С какими Исполнителями Вы уже знакомы? — (Человек, животное, робот, компьютер, Колобок, Черепашка, Перевозчик)
  6. Что такое компьютер? – (Компьютер – это универсальное устройство для хранения, обработки и передачи информации).
  7. Что такое информация? – (Информация – это сведения о ком-то или о чем-то, передаваемые в форме знаков или сигналов.)
  8. Что мы изучаем на уроках информатики? – (Средства и способы хранения, передачи и обработки информации).
  9. Мы будем писать программу на языке QBASIC. Из чего состоит программа? – (Программа состоит из команд.)
  10. Как называется команда на языке программирования? – (Команда на языке программирования называется оператор)
  11. С какими операторами мы познакомились? – (REM, CLS, PRINT, END)

III. Подготовка к практической работе

На прошлом уроке мы с вами познакомились с правилами записи арифметических выражений на языке QBASIC и попробовали с помощью оператора PRINT решать арифметические задачи. Посмотрим, где мы можем применить эти знания и умения в нашей жизни. В прошлом году я вывешивала результаты вашей учебы по триместрам, где был подсчитан ваш средний балл, и мы могли узнать, кто учится лучше. Кто хуже, а кому следует подтянуться, чтобы не отстать от одноклассников. Я делала это при помощи специальной программы для обработки числовых данных, которую мы будем изучать в старших классах. Но такая программа написана на одном из языков программирования. И сегодня мы попытаемся представить себя программистами и написать маленькую часть такой программы на языке QBASIC.

IV. Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление изученного.

Как мы будем считать ваш средний балл?

Средний балл – это сумма всех ваших баллов, то есть отметок, деленная на количество этих отметок. Так, если вы получили “5” и “5”, то ваш средний балл будет (5+5):2=5, если вы получили “5” и “3”, то ваш средний балл будет равен (5+3):2=4. Если у вас три отметки “4”, “3” и “2”, то сумму всех отметок нужно поделить на 3: (4+3+2):3=3. Так как ваши отметки будут повторяться, то вы можете воспользоваться операцией умножения, перемножая отметку “5” на количество “пятерок”, отметку “4” на количество “четверок” и так далее, прибавляя их друг к другу. Не забудьте потом вашу сумму поделить на количество отметок – это и будет ваш средний балл.

Мы с вами учимся в лицее и нам важно знать средний балл по предметам математического цикла (это математика и информатика), так как они являются основными для нашего лицея. Но, вместе с тем, мы живем в такое время, когда быть необразованным, не знать родной и иностранные языки, историю, литературу, считается не престижным. И не обладая определенной суммой знаний по общеобразовательным предметам, вы вряд ли сможете получить в дальнейшем хорошую работу и стать достойным членом общества.

Поэтому ваши отметки мы разделим на две группы: математический цикл (математика и информатика) и общеобразовательный цикл (русский язык, литература, история, биология, география, английский и немецкий языки). И посчитаем средний балл по каждой группе отдельно, а заодно и выясним, к каким наукам каждый из вас имеет большую склонность.

Составим арифметическое выражение для вычисления среднего балла по предметам математического цикла. Предположим, что у вас следующие отметки:

  • “5” – 20
  • “4” – 15
  • “3” – 4
  • “2” – 0
  • всего отметок – 39,

тогда ваше арифметическое выражение будет выглядеть следующим образом: (5*20+4*15+3*4+2*0):39

Это выражение называется математической моделью, и она будет у каждого своя, так как будет зависеть от ваших текущих отметок.

Аналогично вы посчитаете средний балл для предметов общеобразовательного цикла.

Итак, начнем писать программу, сначала в тетради.

Каждая программа должна иметь заголовок.

REM Средний балл Иванова Петра

CLS ‘ очистка экрана

PRINT (5*20+4*15+3*4+2*0):39’ средний балл математический цикл

PRINT …’ средний балл общеобразовательный цикл

END

Запуск программы – F5

Результаты выполнения программы вы запишите на карточки, а Артур пройдет по классу, соберет результаты и запишет их на плакат.

Пока Артур будет собирать информацию, вы начнете красиво и правильно оформлять свою программу. На месте пропущенных строк вставьте операторы PRINT, которые помогут вам оформить результаты вашей программы (используйте операцию копирования)

REM Средний балл Иванова Петра

CLS ‘ очистка экрана

PRINT “Средний балл технический цикл”

PRINT (5*20+4*15+3*4+2*0):39’ средний балл технический цикл

PRINT “Средний балл общеобразовательный цикл”

PRINT …’ средний балл общеобразовательный цикл

PRINT “Я – молодец!”

PRINT “Мне нужно подтянуться!”

END

А теперь физкультминутка.

Знания каких предметов пригодились сегодня нам на уроке? – (Информатика, математика, русский язык, английский язык.)

Очень часто в компьютерах используются программы, написанные на английском языке, поэтому знание этого языка особенно важно для вас, это облегчит вашу работу. Поэтому физкультминутку мы проведем на английском языке

(Разминка №2).

Дописываем программу и посмотрим, что еще мы можем посчитать, имея эти данные. Мы можем посчитать средний балл нашей группы. Для этого мы должны сложить все средние баллы и поделить на количество учеников.

Программу сохраним в файле UROK7.

Если успеем, программу распечатаем на принтере.

V. Подведение итогов.

А теперь подведем итоги нашего урока. Сегодня мы с вами выступали в роли программистов и пытались научить компьютер помогать нам при решении реальных задач. Для этого мы использовали язык программирования QBASIC. Мы занимались подсчетом среднего балла каждого ученика по предметам математического и общеобразовательного цикла, получили конкретные результаты, посчитали средний балл группы, и каждый для себя сможет сделать выводы, как ему улучшить свои показатели.

Результаты сегодняшнего урока вы сохраните, и мы сравним их с вашими результатами в конце триместра и посмотрим, кому наш сегодняшний урок пошел на пользу.

Домашнее задание: повторить урок 6, урок 7, разгадать ребусы на странице 23.