ТИП УРОКА: Практическая работа с применением опорных конспектов.
ТЕХНОЛОГИЯ: Личностно-ориентированная.
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: Третий урок по теме: “Начала программирования в среде QBASIC”. Изучение возможностей оператора PRINT.
ЦЕЛИ УРОКА:
- Обучающая цель: Создать условия для формирования первичного представления о среде программирования QBASIC, правилах записи команд, составлении и отладке программ.
- Развивающая цель: развивать логическое и алгоритмическое мышление школьников, осуществлять контроль над уровнем усвоения материала, формировать навыки делового взаимодействия.
- Мотивационная цель: побудить интерес к изучению предмета.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
- Учебная – продолжение знакомства с оператором PRINT и правилами написания программ в среде QBASIC.
- Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.
ПОДГОТОВКА К УРОКУ:
- среда программирования QBASIC;
- общий вид записи программы;
- раздаточный материал для подсчета среднего балла по предметам технического и общеобразовательного цикла, индивидуальный для каждого учащегося;
- плакат с фамилиями учеников для наглядного представления результатов урока.
ПЛАН УРОКА:
Содержание этапов урока | Виды и формы работ |
1. Организационный момент | Приветствие. |
2. Мотивационное начало урока | Постановка цели урока. Фронтальный опрос. |
3. Подготовка к практической работе. | Использование рабочей тетради и исходных данных для составления программы. |
4. Этап обобщения, систематизации знаний и закрепления изученного | Работа в тетради, работа со средой программирования QBASIC на компьютере. |
5. Подведение итогов. | Анализ полученных результатов, обобщения, выводы. |
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Приветствие. Отсутствующие.
II. Мотивационное начало урока.
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока: подготовка к практической работе “Оператор PRINT (продолжение изучения и его конкретное применение)”. Цель нашего урока – выяснить, как использовать оператор PRINT для математических вычислений, где его можно применить в реальной жизни и продолжить изучение правил записи программ на языке QBASIC. Для достижения цели нашего урока мы воспользуемся рабочими тетрадями (Урок №7) и карточками с исходными данными. Но для начала мы вспомним основные определения, которые нам необходимы на уроке.
ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС:
- На каком языке мы будем писать программу? – (QBASIC)
- Почему он так называется?
- Что такое программа? – (Программа – это алгоритм, записанный на языке, понятном для компьютера.)
- Что такое алгоритм? – (Алгоритм – это последовательность действий, которую должен выполнить Исполнитель, чтобы достичь поставленной цели.)
- Кто (что) может быть Исполнителем? С какими Исполнителями Вы уже знакомы? — (Человек, животное, робот, компьютер, Колобок, Черепашка, Перевозчик)
- Что такое компьютер? – (Компьютер – это универсальное устройство для хранения, обработки и передачи информации).
- Что такое информация? – (Информация – это сведения о ком-то или о чем-то, передаваемые в форме знаков или сигналов.)
- Что мы изучаем на уроках информатики? – (Средства и способы хранения, передачи и обработки информации).
- Мы будем писать программу на языке QBASIC. Из чего состоит программа? – (Программа состоит из команд.)
- Как называется команда на языке программирования? – (Команда на языке программирования называется оператор)
- С какими операторами мы познакомились? – (REM, CLS, PRINT, END)
III. Подготовка к практической работе
На прошлом уроке мы с вами познакомились с правилами записи арифметических выражений на языке QBASIC и попробовали с помощью оператора PRINT решать арифметические задачи. Посмотрим, где мы можем применить эти знания и умения в нашей жизни. В прошлом году я вывешивала результаты вашей учебы по триместрам, где был подсчитан ваш средний балл, и мы могли узнать, кто учится лучше. Кто хуже, а кому следует подтянуться, чтобы не отстать от одноклассников. Я делала это при помощи специальной программы для обработки числовых данных, которую мы будем изучать в старших классах. Но такая программа написана на одном из языков программирования. И сегодня мы попытаемся представить себя программистами и написать маленькую часть такой программы на языке QBASIC.
IV. Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление изученного.
Как мы будем считать ваш средний балл?
Средний балл – это сумма всех ваших баллов, то есть отметок, деленная на количество этих отметок. Так, если вы получили “5” и “5”, то ваш средний балл будет (5+5):2=5, если вы получили “5” и “3”, то ваш средний балл будет равен (5+3):2=4. Если у вас три отметки “4”, “3” и “2”, то сумму всех отметок нужно поделить на 3: (4+3+2):3=3. Так как ваши отметки будут повторяться, то вы можете воспользоваться операцией умножения, перемножая отметку “5” на количество “пятерок”, отметку “4” на количество “четверок” и так далее, прибавляя их друг к другу. Не забудьте потом вашу сумму поделить на количество отметок – это и будет ваш средний балл.
Мы с вами учимся в лицее и нам важно знать средний балл по предметам математического цикла (это математика и информатика), так как они являются основными для нашего лицея. Но, вместе с тем, мы живем в такое время, когда быть необразованным, не знать родной и иностранные языки, историю, литературу, считается не престижным. И не обладая определенной суммой знаний по общеобразовательным предметам, вы вряд ли сможете получить в дальнейшем хорошую работу и стать достойным членом общества.
Поэтому ваши отметки мы разделим на две группы: математический цикл (математика и информатика) и общеобразовательный цикл (русский язык, литература, история, биология, география, английский и немецкий языки). И посчитаем средний балл по каждой группе отдельно, а заодно и выясним, к каким наукам каждый из вас имеет большую склонность.
Составим арифметическое выражение для вычисления среднего балла по предметам математического цикла. Предположим, что у вас следующие отметки:
- “5” – 20
- “4” – 15
- “3” – 4
- “2” – 0
- всего отметок – 39,
тогда ваше арифметическое выражение будет выглядеть следующим образом: (5*20+4*15+3*4+2*0):39
Это выражение называется математической моделью, и она будет у каждого своя, так как будет зависеть от ваших текущих отметок.
Аналогично вы посчитаете средний балл для предметов общеобразовательного цикла.
Итак, начнем писать программу, сначала в тетради.
Каждая программа должна иметь заголовок.
REM Средний балл Иванова Петра
CLS ‘ очистка экрана
PRINT (5*20+4*15+3*4+2*0):39’ средний балл математический цикл
PRINT …’ средний балл общеобразовательный цикл
END
Запуск программы – F5
Результаты выполнения программы вы запишите на карточки, а Артур пройдет по классу, соберет результаты и запишет их на плакат.
Пока Артур будет собирать информацию, вы начнете красиво и правильно оформлять свою программу. На месте пропущенных строк вставьте операторы PRINT, которые помогут вам оформить результаты вашей программы (используйте операцию копирования)
REM Средний балл Иванова Петра
CLS ‘ очистка экрана
PRINT “Средний балл технический цикл”
PRINT (5*20+4*15+3*4+2*0):39’ средний балл технический цикл
PRINT “Средний балл общеобразовательный цикл”
PRINT …’ средний балл общеобразовательный цикл
PRINT “Я – молодец!”
PRINT “Мне нужно подтянуться!”
END
А теперь физкультминутка.
Знания каких предметов пригодились сегодня нам на уроке? – (Информатика, математика, русский язык, английский язык.)
Очень часто в компьютерах используются программы, написанные на английском языке, поэтому знание этого языка особенно важно для вас, это облегчит вашу работу. Поэтому физкультминутку мы проведем на английском языке
(Разминка №2).
Дописываем программу и посмотрим, что еще мы можем посчитать, имея эти данные. Мы можем посчитать средний балл нашей группы. Для этого мы должны сложить все средние баллы и поделить на количество учеников.
Программу сохраним в файле UROK7.
Если успеем, программу распечатаем на принтере.
V. Подведение итогов.
А теперь подведем итоги нашего урока. Сегодня мы с вами выступали в роли программистов и пытались научить компьютер помогать нам при решении реальных задач. Для этого мы использовали язык программирования QBASIC. Мы занимались подсчетом среднего балла каждого ученика по предметам математического и общеобразовательного цикла, получили конкретные результаты, посчитали средний балл группы, и каждый для себя сможет сделать выводы, как ему улучшить свои показатели.
Результаты сегодняшнего урока вы сохраните, и мы сравним их с вашими результатами в конце триместра и посмотрим, кому наш сегодняшний урок пошел на пользу.
Домашнее задание: повторить урок 6, урок 7, разгадать ребусы на странице 23.