Цели:
1. Образовательная:
- Систематизировать знания детей о символике РС (Я).
- Продолжить развивать интерес к творчеству якутского народа.
- Познакомить с народным творчеством резьбы но кости.
- Расширить представление детей о природном богатстве родного края, профессиях людей угольной промышленности.
- Закрепить знания детей о животном и растительном жире Якутии.
- Развивать творческое воображение в ассоциативное мышление умение создавать собственные образы, средствами изобразительной деятельности ощущая непрерывную связь с эмоциональным содержанием образа.
2. Воспитательная:
- Воспитывать познавательный интерес, желание узнать новое о богатствах родного края.
- Формировать положительную мотивацию к обучению в школе.
3. Коррекционная: Продолжать развивать у детей чувство коммуникативной целесообразности, увеличивать объем памяти.
Активизация словаря: хомус, чорон, символика, флора, фауна.
Материал: Волшебный цветок, герб и флаг Якутии, полоски цветного картона, фишки, карта, компас, фонарики, ручки, альбомные листы по количеству детей, кукла, иллюстрации поделок из кости, карточки с изображением инструментов, таблица с животным и растительным миром Якутии, гуашь, аудиозапись хомуса, гимна, якутских мелодий.
Предварительная работа:
- Экскурсия по городу (Памятник СЭРГЭ).
- Занятия познавательного характера:
- “Животный и растительный мир Якутии”.
- “Народные промыслы и творчество жителей Якутии”. “Символы Якутии”
- Рисование “Шахматная мозаика”. “Настроение и символ”.
- Беседа о родном городе, профессиях людей работающих на разрезах.
- Рассматривание картин и иллюстраций, книг о жизни людей в Якутии.
- Чтение якутских сказок.
Ход занятия
1. Образовательная кинесиология. Гимнастика мозга Упражнение “Сова”, “Паучки”.
2. Мотивация: сюжетно-ролевая игра “Путешественники”.
- Я предлагаю вам поиграть в игру “Путешественники”, вы согласны? А куда мы отправимся, догадайтесь сами.
- Мы отправляемся в путешествие по Якутии (воспитатель берет в руки чорон).
3. Статическое положение, сидя на ковре.
- Дети, что это такое? (чорон)
- Чорон - символ якутского гостеприимства. Мы будем передавать чорон по кругу, и говорить пожелания друг другу перед дальней дорогой. Сначала посмотрите на него какой он красивый. Когда вы будете передавать чорон. повернитесь к своему соседу справа, глядя на него, улыбнитесь и скажите свои пожелания. Поможет в путешествии волшебный цветок, он укажет нам маршрут (дети отрывают один лепесток, читают слово “символика”).
4. Статическое положение стоя.
- Дети, какие вы знаете символы нашей республики? (герб, флаг, гимн)
- Вспомните, как выглядит герб и флаг нашей республики, соберите их (одна команда
собирает герб, другая - Флаг).
- Расскажите, что символизирует герб?
- Всадник- символ могущества Якутии
- Семь ромбов - количество народностей проживающих в Якутии: эвены, эвенки, долганы, якуты, юкагиры, якуты, чукчи.
- Что обозначают цвета Флага?
- Синий - верность, надежность.
- Красный-красота, жизненная сила, верность.
- Белый - якуты дети солнца, цвет зимы, севера.
- Зеленый – дружба, братство, плодородие.
- Какие вы знаете, правила поведения, когда звучит гимн?
- Все должны встать, мальчики и мужчины снять головные уборы.
5. Статическое положение, сидя на ковре.
Дети отрывают листок “Народное творчество”.
- Как вы понимаете выражение “народное творчество”?
- Сказки, песни, поговорки.
- О мастерах резьбы по кости, народном творчестве якутов расскажет ученик четвертого
класса Марк Жуков (рассказ).
- Велика и богата земля якутская, много славных мастеров живет на ней. Ребята, предлагаю поиграть, кто знает больше всех якутских поговорок. За каждый правильный ответ получите цветок.
- Поговорки вы знаете, а вспомните якутские сказки, которые мы с вами читали.
6. Физминутка. Якутская игра “Керсе и евражки”. Воспитатель дает команду “керсе”, евражки веселятся на поляне. На сигнал - буря “евражки” прячутся в домике, подняв руки над головой.
7. Статическое положение сидя на стульчиках. Дети отрывают листов “Богатство края”.
- Чем богата Якутия?
- Золотом, углем, нефтью, тазом, алмазами.
- Почему уголь называют “черным золотом”?
- Посмотрите, выберите предметы, которые нужны для добычи угля? Объясните свой выбор.
8. Статическое положение стоя. Отрывают лепесток “Флора и фауна”.
- Воспитатель спрашивает: Что такое флора? Что такое фауна?
- Дети подходят к таблице, на которой изображены животные, птицы, ягоды.
- Какие группы вы видите? Сколько их? Все ли звери, которых вы видите, живут в Якутии?
- Давайте поиграем в игру “Цепочка”. Назвать только Флору и Фауну Якутии (педагог называет двоих детей, один задает вопрос, второй - отвечает).
- Посмотрите, запомните, в домиках, какого цвета живут птицы, ягоды?
- Закончились лепестки волшебного цветка, подошло к концу наше путешествие по родному краю, давайте возьмемся за руки и встанем в хоровод “Любви и дружбы”:
- Я люблю и этот край суровый,
- И якутский мой народ родной.
- Смелый, работящий и толковый
- Закаленный в стуже ледяной.
9. Релаксация. Воспитатель предлагает детям обняться, закрыть глаза, расслабиться, подумать как хорошо, что мы живем в таком замечательном крае, вокруг нас добрые, отзывчивые люди, которые построили такой красивый город.
10. Вспомните наше путешествие и выразите на бумаге ваши чувства, свое отношение к путешествию, к краю, в котором вам выпало счастье жить, с помощью символов.
11. Пальчиковая гимнастика (пальчики здороваются друг с другом):
Эрин – дерин (1, 2)
Эвингин – дэвингин (3, 4)
Этэгэ – бэтэгэ (5, 6)
Бобугай – бобуки (7, 8)
Мукундай – муктус (9, 10)
Получилось 10.