Цель занятия:
- Помочь учащимся осознать и оценить цели крестьянской реформы 1861 года и условия освобождения крестьян; подвести учащихся к выводу о незавершенности, половинчатости реформ 60-х годов, приведших страну к революционному решению вопроса о земле.
- Продолжить работу по формированию важнейших интеллектуальных умений: анализа, сравнения, обобщения, участия в полемике, работы с историческим документом; развивать умение определять групповые и классовые интересы при проведении крестьянской реформы 1861 года.
- Способствовать нравственному осмыслению отмены крепостничества, воспитанию целеустремленности, готовности аргументировать собственное мнение.
Оборудование урока:
Карта “Развитие России в пореформенный период”, мультимедийный проектор, проект Парфенова “Российская империя”, манифест “О ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕМ ДАРОВАНИИ КРЕПОСТНЫМ ЛЮДЯМ ПРАВ СОСТОЯНИЯ СВОБОДНЫХ СЕЛЬСКИХ ОБЫВАТЕЛЕЙ”, данные статистического материала и диаграммы.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Средства обучения |
Мотивация 2 мин |
Дорогие друзья! Я приглашаю вас совершить сегодня очень интересный и полезный экскурс в события середины XIX века, в эпоху либеральных реформ 60-70-х годов. Толчком для них послужила крестьянская реформа 1861 года. Скажите, а нужно ли нам изучать реформы 150-летней давности? Что могут дать нам эти знания? Эти знания нужны для понимания реалий сегодняшней жизни, для понимания причинно-следственных связей событий, отдаленных во времени. Интересен и такой факт. В это же время (60-е годы XIX века) проходили реформы Мэйдзи в Японии, так же как и в России – путем “сверху”. Япония, благодаря им, сумела “отвоевать” место под солнцем, а Россия “нажила” революцию. Почему? Об этом поговорим на заключительном по теме уроке. |
Возможный ответ: Причины нерешенности крестьянского вопроса, истоки революционности, аграрный вопрос в конце XX века - проблемный |
|
Постановка целей 2,5 мин |
Крестьянская реформа 1861 года стала отменой крепостного права, которую так ждала Россия. Давайте подумаем, означало ли это конец векового рабства? Запишите в тетрадь проблему. Давайте спланируем цели урока и перспективу изучения данной проблемы. | Запись темы в тетрадь. Планируют цели урока: Каковы цели политики, условия освобождения, оценить результаты отмены; по мере работы с документами – определять классовую направленность реформ, интересы различных социальных групп |
В конце обсуждения возможных целей урока – слайд презентации (Приложение 1) |
Всю важную информацию об изучаемых нами реформах мы систематизируем в аналитическую таблицу “Крестьянская реформа 1861 года”. Такие таблицы – оптимальный способ свертывать знания, осмысливать и оценивать последствия реформ. Для тех, у кого по истории – “5”, ее заполнение обязательно. | Учащиеся готовят форму таблицы в
тетради с опорой на образец (оптимальный вариант - получение опорного листа с заготовленной таблицей) (Приложение 4) |
||
Сегодня на уроке мы начинаем анализ крестьянской реформы. Прошу вас сделайте первую запись. | Записали название реформы | ||
Постановка проблемы 3,5 мин. |
Крепостное право, это рабство, позор
России. Так считали все передовые люди. Согласны
ли вы с этим? Мы знаем, что предшественники Александра II желали отмены крепостного права. Вспомните, кто и как. В чем сложность решаемой проблемы? Почему крепостное право не было отменено? Как стал решать эту проблему Александр II? Вот здесь заложен алгоритм решения проблемы: на каких условиях освобождение – было ли это концом рабства? |
Согласны, комментарии Александр I – указ о “вольных хлебопашцах”, Николай I – реформа государственных крестьян. Нежелание дворян, неспособность противостоять им. Создание комитетов, решительная позиция государя. |
Фрагмент проекта Слайд “Подготовка реформы” |
Инструктаж перед работой с документами 1 мин |
Сначала нам предстоит выявить условия
освобождения крестьян. Мы сделаем это, работая с
содержанием ряда положений, подписанных
Александром II 19 февраля 1861 года. Перед вами фрагменты этих документов. Внимательно их изучите и выполните задания. Начинаем работу. Если есть вопросы, поднимите руку. |
||
Работа с документами 4 мин. |
Изучают фрагменты документов, выполняют задания к ним (Приложение 2) | ||
Условия освобождения крестьян.
8 мин. |
Прошу вас, на каких же условиях
освобождались крестьяне? Участвуем все. Эти условия освобождения и составляют содержание реформы в таблице. Выясним другие детали освобождения крестьян: Охарактеризуйте процедуру разработки условий отмены крепостного права. Что такое уставная грамота? Каково ее назначение? Сформулируйте гражданские права, получаемые крестьянами на основании Положений. Крестьяне не поверили, что это и есть “царская милость”. По их мнению, освобождение означало старый порядок вещей, но…без господ. Исполнилась ли мечта крестьян? Можем ли мы привести аргументы, подтверждающие сохранение власти помещиков над крестьянами. |
Личная свобода крестьян, освобождение
крестьян с землей, выкупные платежи,
временнообязанное состояние крестьян до
заключения выкупной сделки. Комментарий учащихся (дворянские губернские комитеты) Документ, определявший условия освобождения каждой семьи (размер надела, повинности, размер выкупа) - свободно торговать, основывать фабрики, торговые и ремесленные заведения, переходить в другие сословия, заключать сделки, вступать в брак без разрешения помещиков Не получили земли. Анализ огромных полномочий помещиков – фрагменты №№1, 2, 3. |
По мере формулирования условий на
экране проецируется презентация Фрагмент проекта (“понимают, что обманывают”) |
2. Решение проблемы урока. Крепостнический характер реформы Инструктаж для работы с документами 1 мин. |
Александр II, обращаясь к
Государственному совету в январе 1861 года, сказал:
(читает) Нам предстоит сейчас выяснить, какой смысл вложил государь в эти слова. Поможет нам предлагаемый для исследования материал. На этом этапе урока я прошу вас и вас быть либералами, вас и вас – радикалами. У нас есть сегодня работа для историографов, для статистов и, наконец, для аналитиков. Возражений или обмена заданиями нет? Замечательно. |
“Вы убедитесь, что все, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, - сделано”. | |
Работа с документами. 4 мин. |
Изучают предложенные документы (Приложение 2), анализируют их по предлагаемым заданиям, сопоставляют статистический материал, обсуждают в группах полученные выводы. | ||
Последствия и значение реформы
12 мин. |
Безусловно, крестьянская реформа
содержала колоссальный потенциал для развития
России. Я прошу либералов познакомить нас с
результатами исследования в области
прогрессивных черт реформы. Продолжаем работать
с таблицей, куда заносим результаты работы всех
групп. Обратите внимание на карту: распространение капитализма в сельском хозяйстве шло двумя путями: “фермерским” (без феодальных пережитков) и “прусским” (с сохранением отработочной системы). Это был капитализм с его рыночной системой |
положила начало ускоренной
модернизации страны (мощный импульс для развития
рыночных отношений); дала толчок для развития других либеральных реформ (земской, городской, судебной, военной, образования); - подтвердила возможность и плодотворность мирных преобразований по инициативе власти (в США подобные реформы в это же время – в результате гражданской войны). |
Слайд “Прогрессивные черты” Показ путей развития капитализма различных районов страны |
Из истории 8 класса мы знаем, как
крестьяне приняли реформу. Мы увидим видео сюжет
об этом и постараемся понять, почему реформа
крестьян разочаровала? Какие вековые мечты крестьян не исполнились? Радикалы, помогите нам понять настроения крестьян? |
Работа группы “радикалов”. - сохранение ряда пережитков крепостничества: крупное помещичье землевладение, что привело к крестьянскому “малоземелью” или “безземелью”, самодержавие; - существование отработочной системы (земельный “голод”); - тяжесть выкупных платежей; - сохранение общины как препятствия на пути развития предпринимательства |
Фрагмент проекта “Восстание в Кандеевке”. | |
Незавершенный характер реформ – причина того, что аграрный вопрос станет “гвоздем” революции 1905 года в России. | (отсутствие собственности на землю, сохранение коллективистских традиций, патриархальный характер деревни, круговая порука, ежегодные переделы земли). | Слайд “Незавершенность реформ” | |
Историографы, скажите нам, пожалуйста, заметили ли историки, что эта реформа была крепостнической от начала до конца? | Комментарий “историографов”. | ||
Крепостное право отменено, но окончено
ли рабство? Получены ли права свободных сельских
обывателей, что являлось целью реформы? Мы располагаем интересными статистическими данными. “Статисты” их внимательно изучили и готовы участвовать в обсуждении. |
“предоставить крестьянам права
свободных сельских обывателей”. Нет, сохранено временно обязанное состояние с сохранением повинностей в пользу помещиков Работа группы “статистов” |
Слайды презентации Диаграммы о сокращении крестьянских наделов. Выкупные платежи крестьян выплачены вместо 544 млн. рублей – 867 млн. рублей. |
|
Для представления полной картины особенностей реформы нам не хватает определенной информации, которой с нами поделятся наши “аналитики”. | Работа группы “аналитиков”. (Государство сделало все, чтобы получить наибольшую выгоду от реформы, не вложив в ее осуществление никаких средств). |
||
Мы можем сказать, что повышение
престижа государства оплачивалось
крестьянством, по-прежнему пребывающим в нищете,
безземелье и бесправии. Теперь мы можем с полной уверенностью отметить, была ли реформа – настоящим освобождением крестьян? Свобода на словах, а на деле… Вот почему Некрасов, обращаясь к своим современникам, вопрошал: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” Не только поэты и писатели, но и художники силой своего мастерства заставляли задуматься, свободен ли, счастлив ли, полноправен ли народ? |
Мнение учащихся: нет, отмены рабства не произошло. | Демонстрация полотен Мясоедова
“Земство обедает”, Перова “Крестный ход на пасхе” |
|
Сейчас мы должны, пользуясь полученной
сегодня информацией, определить историческое
значение реформы. Пожалуйста, “историографы”. Какие оценки историков вы определили? |
Работа “историографов” | ||
Обобщение 3 мин. |
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в том
же 1861 году в журнале “Современник” написал:
(читает) В чем же, по мнению Салтыкова-Щедрина, заключалась нравственная сила русского народа? |
Выступления против реформы были только
в год реформы Смогли выдержать тяжесть реформы. Стали считать Александра освободителем. |
На экране слова Салтыкова-Щедрина “Вникните в смысл крестьянской реформы, взвесьте все ее подробности, припомните обстановку, среди которой она свершалась, и вы убедитесь…что, несмотря на всю забитость и безвестность, одна только нравственная сила народа и произвела всю реформу”. Фрагмент проекта “Крестьяне после реформы”. |
Итоги урока | В чем же величие реформы 1861 года? Высшую оценку “аналитика” заработал на уроке… Высокие оценки “исследователей” получают… А все мы с вами стали свидетелями замечательного расследования века “Революция реформ”. Именно так окрестил реформу 1861 года Ф.М.Достоевский. |
Нравственное значение – уничтожение личной зависимости крестьян. Толчок для развития всех реформ |