Урок в 8-м классе по теме: "Решение неполных квадратных уравнений"

Разделы: Математика


Цели:

1) Образовательная: отработать и закрепить умения и навыки решения неполных квадратных уравнений.

2) Развивающая: развитие мыслительной деятельности, внимания; развивать интерес к предмету; формировать потребность к приобретению знаний.

3) Воспитательная: воспитывать у учащихся трудолюбие, взаимоуважение; формировать навыки самоконтроля, взаимоконтроля; воспитывать чувство ответственности, творчества.

Оборудование: классная доска, таблица, учебник, опорные листы, тесты, карточки, листы учета знаний.

Ход урока

I. Организационный момент:

Приветствие и проверка готовности к уроку.

Сообщение темы урока, целей урока (мотивация к обучению, ориентировка на работу).

3) У каждого учащегося на столе лежит лист учета (Приложение), в котором он будет оценивать каждый вид работы на уроке.

II. Проверка домашнего задания

Учитель: “Откройте тетради с домашнем заданием. На столах возьмите таблицу – выбрав правильный ответ вы получите фамилию математика.” (Приложение 1, лист 1)

На обороте доски записана фамилия отечественного математика – Четаев Н.Г. (1902 – 1959).

Историческая справка (читает ученик старшего класса): “Сегодня 6 декабря день рождения отечественного математика Четаева Николая Гуревича. Родился он в Татарстане. Окончил Казанский университет, работал в этом же университете и в МГУ. Известны его труды по теории дифференциальных уравнений. Известны уравнения, функция и фундаментальная теорема Четаева”.

После проверки ученики записывают домашнее задание.

III. Актуализация опорных знаний

а) На доске записаны уравнения:

1) x2 – 16 = 0

2) 8x2 – 8x = 0

3) 2x2 = 0

4) (3x – 1)2 – 1 = 0

Вопрос: “Какие из предложенных уравнений вы сможете решить на данный момент?” (учащиеся выбирают уравнения)

Учитель: “Наша задача на сегодняшний урок отработать навыки решения таких уравнений. А для этого давайте вспомним основные понятия для подготовки к решению уравнений”

На столах лежат опорные листы (Приложение) с теоретическим материалом для помощи ученикам

б) Заполнить пропуски в тесте (лист 2).

Два ученика на обороте доски выполняют тест, а затем по выполнению провести взаимопроверку и выставить оценки в лист учета.

в) Работа в парах (лист 3). Указать стрелками количество корней уравнения (проверка фронтально)

г) Работа в группах. Найдите ошибку:

1) 2x2 – x = 0

x (2x) = 0

2) 4y2 = y

4y = 1

3) 4x2 = 0

x = 4

4) x2 – 1 = 0

x = 1

После решения заслушать отчет каждой группы.

д) Устное задание.

Составить уравнение, у которого нет корней; один корень; два корня.

IV. Тренировочные упражнения

Весь класс и у доски:

  • № 513 (в) из учебника [1]
  • № 512 (а)

Работа по группам: № 512 (б, в, г)

Физминутка (вместо многоточия вставить слово по рифме)

Уравнение

Когда уравнение решаешь дружок,

Ты должен найти у него . . . (корешок)

Значение буквы проверить несложно,

Поставь в . . .(уравнение) его осторожно

Коль верное . . . .(равенство) выйдет у вас,

То . . .(корнем) значение зовите тот час.

Работа у доски (два ученика), а весь класс самостоятельно : № 513 (д,е)

“Слабым” индивидуальные карточки (лист 4)

V. Самостоятельная работа. Тест с выбором ответа (лист 5)

Работу учащиеся выполняют под копирку, затем листки сдают и проверяют второй лист по карточке – консультант.

VI. Подведение итогов.

1. Учитель: “Все знания, полученные на нашем уроке, вам будут необходимы в дальнейшем. Я надеюсь, что вы не утратили интереса, а напротив будете стремиться к знаниям более глубоким и не только на уроках математики, но и на других уроках, чтобы войти во взрослую жизнь грамотными и активными”

2. Объявление оценок за работу на уроке, по результатам листа учета.

Литература.

1. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. и др. Алгебра. 8 класс. – Москва. “Просвещение”, 2003.