Цели:
1) Образовательная: отработать и закрепить умения и навыки решения неполных квадратных уравнений.
2) Развивающая: развитие мыслительной деятельности, внимания; развивать интерес к предмету; формировать потребность к приобретению знаний.
3) Воспитательная: воспитывать у учащихся трудолюбие, взаимоуважение; формировать навыки самоконтроля, взаимоконтроля; воспитывать чувство ответственности, творчества.
Оборудование: классная доска, таблица, учебник, опорные листы, тесты, карточки, листы учета знаний.
Ход урока
I. Организационный момент:
Приветствие и проверка готовности к уроку.
Сообщение темы урока, целей урока (мотивация к обучению, ориентировка на работу).
3) У каждого учащегося на столе лежит лист учета (Приложение), в котором он будет оценивать каждый вид работы на уроке.
II. Проверка домашнего задания
Учитель: “Откройте тетради с домашнем заданием. На столах возьмите таблицу – выбрав правильный ответ вы получите фамилию математика.” (Приложение 1, лист 1)
На обороте доски записана фамилия отечественного математика – Четаев Н.Г. (1902 – 1959).
Историческая справка (читает ученик старшего класса): “Сегодня 6 декабря день рождения отечественного математика Четаева Николая Гуревича. Родился он в Татарстане. Окончил Казанский университет, работал в этом же университете и в МГУ. Известны его труды по теории дифференциальных уравнений. Известны уравнения, функция и фундаментальная теорема Четаева”.
После проверки ученики записывают домашнее задание.
III. Актуализация опорных знаний
а) На доске записаны уравнения:
1) x2 – 16 = 0
2) 8x2 – 8x = 0
3) 2x2 = 0
4) (3x – 1)2 – 1 = 0
Вопрос: “Какие из предложенных уравнений вы сможете решить на данный момент?” (учащиеся выбирают уравнения)
Учитель: “Наша задача на сегодняшний урок отработать навыки решения таких уравнений. А для этого давайте вспомним основные понятия для подготовки к решению уравнений”
На столах лежат опорные листы (Приложение) с теоретическим материалом для помощи ученикам
б) Заполнить пропуски в тесте (лист 2).
Два ученика на обороте доски выполняют тест, а затем по выполнению провести взаимопроверку и выставить оценки в лист учета.
в) Работа в парах (лист 3). Указать стрелками количество корней уравнения (проверка фронтально)
г) Работа в группах. Найдите ошибку:
1) 2x2 – x = 0 x (2x) = 0 |
2) 4y2 = y 4y = 1 |
3) 4x2 = 0 x = 4 |
4) x2 – 1 = 0 x = 1 |
После решения заслушать отчет каждой группы.
д) Устное задание.
Составить уравнение, у которого нет корней; один корень; два корня.
IV. Тренировочные упражнения
Весь класс и у доски:
- № 513 (в) из учебника [1]
- № 512 (а)
Работа по группам: № 512 (б, в, г)
Физминутка (вместо многоточия вставить слово по рифме)
Уравнение
Когда уравнение решаешь дружок,
Ты должен найти у него . . . (корешок)
Значение буквы проверить несложно,
Поставь в . . .(уравнение) его осторожно
Коль верное . . . .(равенство) выйдет у вас,
То . . .(корнем) значение зовите тот час.
Работа у доски (два ученика), а весь класс самостоятельно : № 513 (д,е)
“Слабым” индивидуальные карточки (лист 4)
V. Самостоятельная работа. Тест с выбором ответа (лист 5)
Работу учащиеся выполняют под копирку, затем листки сдают и проверяют второй лист по карточке – консультант.
VI. Подведение итогов.
1. Учитель: “Все знания, полученные на нашем уроке, вам будут необходимы в дальнейшем. Я надеюсь, что вы не утратили интереса, а напротив будете стремиться к знаниям более глубоким и не только на уроках математики, но и на других уроках, чтобы войти во взрослую жизнь грамотными и активными”
2. Объявление оценок за работу на уроке, по результатам листа учета.
Литература.
1. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. и др. Алгебра. 8 класс. – Москва. “Просвещение”, 2003.