Урок русского языка во 2-м классе (1–4) по теме: "Какие бывают тексты?"

Разделы: Начальная школа


Учебник Т. Рамзаевой.

Тема: Какие бывают тексты?

Цели: Обеспечить условия для:

  • освоения видов текстов по цели высказывания (описание, сообщение, рассуждение);
  • формирования умения осуществлять целеполагание;
  • формирования умения создавать текст рассуждения;
  • развития умения работать в парах;
  • развития умения высказывать свою мысль (обосновывать свой ответ).
Этап Содержание урока Примечание
1. * Оргмомент.  
  - Садитесь. Начнём урок.

- повернитесь друг к другу. Прикоснитесь ладонями, почувствуйте тепло и уверенность в друг друге. Мы преодолеем трудности, если будем вместе. Вы готовы к работе вместе?

- Этот значок поможет работать в паре.

- Что значит работать в паре?

* думаю сам

* обсуждаю с товарищем

* говорю классу

- Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.

- Пропишите показ в тетради

т

текст

Психологический

настрой на урок, направленный на установку контакта учащихся друг с другом.

 

 

 

 

Развитие каллиграфических навыков

2. * Организация целеполагания.

- Прочитайте все вместе главный вопрос урока.

Какие бывают тексты?

Обсудите в парах 1 минуту, что вам известно о том, что такое текст.

- Кто хочет поделиться с классом? А я попробую собрать ваши знания вместе.

Наши знания. Наши открытия.

1. Текст.

? ? ?

2. Заголовок.

3. Предложения связаны по смыслу. Каждое новое предложение начинаем писать с заглавной буквы, в конце ставим либо точку, либо вопросительный знак, либо восклицательный знак.

4. Каждый текст пишется с красной строки.

- Вот так много мы знаем о тексте. Но сегодня нас ждут ещё интересные открытия про текст. Какие именно, нам предстоит узнать.

- Тексты бывают разные по своему назначению. С какой целью они составлены. Их названия спрятаны в этих трёх вопросах.

- Нам поможет сделать открытия учебник. Откройте его на странице 72. Найдите упражнение 138. Прочитайте первое задание к упражнению.

- Будем читать и рассуждать.

На доске.

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником.

3. * Наблюдение над видами текстов.

- Чтобы разгадать тайну первого вопроса, мы поработаем с первым текстом. Прочитаем его.

- Это можно назвать текстом и почему?

- Расскажите, что вы узнали из текста? Да, вы точно выделили события и узнали из этого текста ответ на вопрос: что произошло? Этот текст называется сообщением.

- Вот наше первое открытие. Первый из текстов имеет своё назначение- о чём- либо сообщить.

- Поработайте в паре с текстом №2. Расскажите о чём этот текст.

- А теперь трудные вопросы для самых наблюдательных:

- Кто догадался: что общего у этого текста с первым?

- Чем отличаются эти тексты?

- Найдите в тексте слова, которые помогают нам представить эту игрушку-ослика.

- Отмечаем карандашом.

- Выпишите эти слова в тетрадь через запятую. На эту работу у вас 5 минут времени.

- Проверим. Прочитаем, какие слова вы выписали.

* Кто может назвать вопрос, на который отвечает этот текст? (Какой ослик?)

- Вы правы, этот текст отвечает на вопросы Какой? Какая? И называется описанием. Думаю, это было трудное открытие.

- Прочитайте третий текст.

- Как вы думаете, получилось у автора передать своё отношение к игрушке?

- Какие слова доказывают это?

*- А сейчас трудный вопрос: На какой вопрос отвечает этот текст?

- Когда человек думает, размышляет и рассуждает, то отвечает на вопрос почему? Этот текст называется рассуждением.

- Запишем этот текст, но в нём вам встретилось новое словарное слово. Отгадайте его в ребусе.

ВЫВОД: Все открытия сделаны. Вернёмся к главному вопросу: Какие бывают тексты?

Стр. 73. Учебник- правило поз знаком совы.

- Я рада, что вы поняли разные назначения текстов.

Текст-сообщение передаёт факты и события.

Текст-описание помогает представить события в ярких красках.

Текст-рассуждение даёт возможность каждому выразить своё отношение к предмету или событию.

- Можно ли все эти тексты соединить в один текст, почему?

- Как можно озаглавить этот текст?

Открываю карточку с вопросом.

Работа с сильными уч-ся

 

 

 

 

 

 

 

Открываю вторую карточку

 

 

 

 

Открываю третью карточку

4. *Закрепление.

- Мне радостно осознавать, что мы смогли вместе сделать столько открытий. Когда говорю “радость”-то представляю светлое, разноцветное, например - радугу.

- Давайте попробуем до неё дотронуться. Встали.

Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем.
В стороны их разведём,
И над головой сомкнём.
А потом быстрей-быстрей
Хлопай – хлопай веселей!

- Настал важный момент урока: проверим себя. Сейчас каждый попытается определить вид текста по его назначению . Работаем в парах. Прочитайте все три текста.

1. Жарким летним днём Оля и Коля гуляли по лугу. Они собирали цветы, разглядывали насекомых. Вдруг набежала туча, начался проливной дождь. Дети бросились под дерево. Не успели они добежать до ближайшего дерева, как дождь закончился, и солнце снова ласково засветило.

2. Дети увидели, как над широкой рекой раскинулась красивая радуга. Она сияла и переливалась разноцветными красками: красными, оранжевыми, жёлтыми, зелёными и другими. Радостно было смотреть на неё.

3. Дети задумались______________

_______________________________

Они смотрели на красоту радуги, пока она не исчезла.

- Найдите текст-описание. Докажите.

(его назначение описывать предмет)

- Какие слова помогли это сделать.

- Найдите текст сообщение. Докажите. Какой вопрос вам помог? (что произошло?)

- Прочитайте третий текст. Что вам мешает? Его смыло дождём. Осталось начало и конец текста.

Попробуем восстановить этот текст. Какое назначение будет у него? (размышление)

- Посовещайтесь в парах и придумайте текст- рассуждение из двух-трёх предложений. Ведь радуга на небе короткое мгновение-1,2,3 и исчезла.

- Запишем наш текст.

- Прочитаем, что получилось. Это текст-рассуждение.

Докажите.

Физ. минутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах.

Озвучиваем.

Задание на развитие творческих способностей учащихся.

5. *Итог.

- Подумайте, каждый очень серьёзно, что было для вас самым трудным?

- Что на уроке было интересным?

- Что нового вы узнали на уроке? Для чего вам это нужно? (чтобы уметь составлять правильно разные тексты)

- Расскажите друг другу, что вы запомнили сегодня с урока.

 
6. Д/З. Составьте текст- описание из 3-4 предложений о своей любимой игрушке. Какой вопрос вам поможет составить такой текст: Какой? Какая? Творческое задание