Учебник Т. Рамзаевой.
Тема: Какие бывают тексты?
Цели: Обеспечить условия для:
- освоения видов текстов по цели высказывания (описание, сообщение, рассуждение);
- формирования умения осуществлять целеполагание;
- формирования умения создавать текст рассуждения;
- развития умения работать в парах;
- развития умения высказывать свою мысль (обосновывать свой ответ).
Этап | Содержание урока | Примечание | ||||
1. | * Оргмомент. | |||||
- Садитесь. Начнём урок. - повернитесь друг к другу. Прикоснитесь ладонями, почувствуйте тепло и уверенность в друг друге. Мы преодолеем трудности, если будем вместе. Вы готовы к работе вместе? - Этот значок поможет работать в паре. - Что значит работать в паре? * думаю сам * обсуждаю с товарищем * говорю классу - Откройте тетради. Запишите число. Классная работа. - Пропишите показ в тетради т текст |
Психологический настрой на урок, направленный на установку контакта учащихся друг с другом.
Развитие каллиграфических навыков |
|||||
2. | * Организация целеполагания. - Прочитайте все вместе главный вопрос урока. Какие бывают тексты? Обсудите в парах 1 минуту, что вам известно о том, что такое текст. - Кто хочет поделиться с классом? А я попробую собрать ваши знания вместе. Наши знания. Наши открытия.
2. Заголовок. 3. Предложения связаны по смыслу. Каждое новое предложение начинаем писать с заглавной буквы, в конце ставим либо точку, либо вопросительный знак, либо восклицательный знак. 4. Каждый текст пишется с красной строки. - Вот так много мы знаем о тексте. Но сегодня нас ждут ещё интересные открытия про текст. Какие именно, нам предстоит узнать. - Тексты бывают разные по своему назначению. С какой целью они составлены. Их названия спрятаны в этих трёх вопросах. - Нам поможет сделать открытия учебник. Откройте его на странице 72. Найдите упражнение 138. Прочитайте первое задание к упражнению. - Будем читать и рассуждать. |
На доске.
Работа с учебником. |
||||
3. | * Наблюдение над видами текстов. - Чтобы разгадать тайну первого вопроса, мы поработаем с первым текстом. Прочитаем его. - Это можно назвать текстом и почему? - Расскажите, что вы узнали из текста? Да, вы точно выделили события и узнали из этого текста ответ на вопрос: что произошло? Этот текст называется сообщением. - Вот наше первое открытие. Первый из текстов имеет своё назначение- о чём- либо сообщить. - Поработайте в паре с текстом №2. Расскажите о чём этот текст. - А теперь трудные вопросы для самых наблюдательных: - Кто догадался: что общего у этого текста с первым? - Чем отличаются эти тексты? - Найдите в тексте слова, которые помогают нам представить эту игрушку-ослика. - Отмечаем карандашом. - Выпишите эти слова в тетрадь через запятую. На эту работу у вас 5 минут времени. - Проверим. Прочитаем, какие слова вы выписали. * Кто может назвать вопрос, на который отвечает этот текст? (Какой ослик?) - Вы правы, этот текст отвечает на вопросы Какой? Какая? И называется описанием. Думаю, это было трудное открытие. - Прочитайте третий текст. - Как вы думаете, получилось у автора передать своё отношение к игрушке? - Какие слова доказывают это? *- А сейчас трудный вопрос: На какой вопрос отвечает этот текст? - Когда человек думает, размышляет и рассуждает, то отвечает на вопрос почему? Этот текст называется рассуждением. - Запишем этот текст, но в нём вам встретилось новое словарное слово. Отгадайте его в ребусе. ВЫВОД: Все открытия сделаны. Вернёмся к главному вопросу: Какие бывают тексты? Стр. 73. Учебник- правило поз знаком совы. - Я рада, что вы поняли разные назначения текстов. Текст-сообщение передаёт факты и события. Текст-описание помогает представить события в ярких красках. Текст-рассуждение даёт возможность каждому выразить своё отношение к предмету или событию. - Можно ли все эти тексты соединить в один текст, почему? - Как можно озаглавить этот текст? |
Открываю карточку с вопросом. Работа с сильными уч-ся
Открываю вторую карточку
Открываю третью карточку |
||||
4. | *Закрепление. - Мне радостно осознавать, что мы смогли вместе сделать столько открытий. Когда говорю “радость”-то представляю светлое, разноцветное, например - радугу. - Давайте попробуем до неё дотронуться. Встали.
- Настал важный момент урока: проверим себя. Сейчас каждый попытается определить вид текста по его назначению . Работаем в парах. Прочитайте все три текста. 1. Жарким летним днём Оля и Коля гуляли по лугу. Они собирали цветы, разглядывали насекомых. Вдруг набежала туча, начался проливной дождь. Дети бросились под дерево. Не успели они добежать до ближайшего дерева, как дождь закончился, и солнце снова ласково засветило. 2. Дети увидели, как над широкой рекой раскинулась красивая радуга. Она сияла и переливалась разноцветными красками: красными, оранжевыми, жёлтыми, зелёными и другими. Радостно было смотреть на неё. 3. Дети задумались______________ _______________________________ Они смотрели на красоту радуги, пока она не исчезла. - Найдите текст-описание. Докажите. (его назначение описывать предмет) - Какие слова помогли это сделать. - Найдите текст сообщение. Докажите. Какой вопрос вам помог? (что произошло?) - Прочитайте третий текст. Что вам мешает? Его смыло дождём. Осталось начало и конец текста. Попробуем восстановить этот текст. Какое назначение будет у него? (размышление) - Посовещайтесь в парах и придумайте текст- рассуждение из двух-трёх предложений. Ведь радуга на небе короткое мгновение-1,2,3 и исчезла. - Запишем наш текст. - Прочитаем, что получилось. Это текст-рассуждение. Докажите. |
Физ. минутка
Работа в парах. Озвучиваем. Задание на развитие творческих способностей учащихся. |
||||
5. | *Итог. - Подумайте, каждый очень серьёзно, что было для вас самым трудным? - Что на уроке было интересным? - Что нового вы узнали на уроке? Для чего вам это нужно? (чтобы уметь составлять правильно разные тексты) - Расскажите друг другу, что вы запомнили сегодня с урока. |
|||||
6. | Д/З. Составьте текст- описание из 3-4 предложений о своей любимой игрушке. Какой вопрос вам поможет составить такой текст: Какой? Какая? | Творческое задание |