Авторский медиапродукт - презентация 12 слайдов (среда Power Point)
Тип урока: освоение и закрепление нового материала.
Метод обучения: проблемный.
Авторский медиапродукт - презентация 12слайдов (среда POWER POINT)
Тип урока:
освоение и закрепление нового материала.Вид урока:
урок теоретической и практической самостоятельных работ.Метод обучения:
проблемный.Цели урока:
познакомить обучающихся с понятием абсолютной и смешанных ссылок, развивать умения и навыки работы с источником информации, логическое мышление, развивать представление об ЭТ как инструменте для решения задач из разных сфер человеческой деятельности.ТСО:
проектор, ПК, Microsoft Excel.Оборудование: презентация 12слайдов (среда POWER POINT), раздаточный материал: теоретический материал для восприятия новой темы и домашнее задание, задачи для самостоятельной работы: “Путевки”, “Таблица умножения”.
(Все документы прилагаются).
При решении некоторых задач с помощью электронных таблиц оказывается необходимым отменить действие относительной адресации для того, чтобы при переносе формулы адрес ячейки не изменялся. В таком случае применяется приём, который называется замораживанием адреса. Знакомство обучающихся с данным приемом целесообразно проводить после изучения понятия “Относительная ссылка”.
План урока
Части - блоки урока | Техническая поддержка, раздаточный материал | Временная реализация | |
1 | Организационный момент: приветствие | 1минута | |
2 | Фронтальный опрос. | Слайд 1 - 4 | 5 минут |
3 | Создание проблемной ситуации. Постановка задачи “Путевки”. Анализ решения задачи. | Слайд 5 | 5 минут |
4 | Работа с источником информации | Раздаточный материал | 3 минуты |
5 | Решение задачи “Путевки” | Слайд 6 | 3 минуты |
6 | Формулировка темы урока и систематизация полученных знаний. | Слайд 7 - 9 | 5 минут |
7 | Закрепление полученных знаний. | Слайд 10 | 5 минут |
8 | Решение задачи “Таблица умножения” | Слайд 11 | 10 минут |
9 | Домашнее задание. | Раздаточный материал. | 3 минуты |
10 | Рефлексия. Итог урока. | Слайд 12 | 5минут |
Всего: |
45 минут |
Задачи урока:
Провести подготовку к введению понятия “абсолютная и смешанные ссылки”.
Научить использовать полученные знания при решении задач.
Развивать логическое мышление.
Ход урока
1. Приветствие.
2. Фронтальный опрос.
Задание 1 (слайд 1).
На экране по щелчку мыши появляется текст: “ Исключи лишнее слово:” и четыре слова: текст, рисунок, число, формула. Получив правильный ответ, учитель, используя эффекты анимации, удаляет слово “рисунок” и выводит на экран комментарий “основные информационные объекты”.
Задание 2 (слайд 2).
Какой вид будет иметь в ячейке С2 формула для нахождения расстояния?
На экране появляется текст-задание, фрагмент электронной таблицы и четыре варианта ответов. Верный ответ перемещается в ячейку С2. (Все действия анимированы, изменяются по щелчку мыши).
Задание 3 (слайд 3).
В ячейке D2 записана формула: =A2*(B2+C2). Ее скопировали в ячейку D3. Какое значение будет выведено в ячейке D3?
На экране появляется текст-задание, фрагмент электронной таблицы и четыре варианта ответов. Верный ответ перемещается в ячейку D3. (Все действия анимированы, изменяются по щелчку мыши).
Задание 4 (слайд 4).
Сформулируйте определение относительной ссылки.
На экране появляется текст - задание. Получив правильный ответ, учитель, используя эффекты анимации, выводит на экран фрагмент электронной таблицы и демонстрирует изменение относительной ссылки при копировании по горизонтали и по вертикали, затем появляется текст определения.
Создание проблемной ситуации. Постановка задачи “Путевки”.
На демонстрационном экране представлена таблица для расчетов стоимости туристических путевок в рублях по цене, указанной в долларах, и по курсу доллара (слайд 5).
Учитель предлагает найти на рабочем столе документ “Путевки” и решить задачу самостоятельно и используя управляющую кнопку “Выполнить” открывает аналогичный документ. Как правило верный ответ обучающие получить не могут, так как по аналогии с предыдущими задачами в ячейку С3 заносят формулу =В3*В1, а затем ее скопируют в остальные ячейки. Учитель повторяет действия обучающихся на своем компьютере. Просматривая скопированные формулы в режиме проверки формул, обучающиеся обращают внимание, что только одна ссылка должна изменяться, вторая же должна оставаться без изменения. Как этого добиться?
4. Учитель раздает обучающимся теоретический материал.
В некоторых случаях оказывается необходимым отменить действие относительной ссылки для того, чтобы при копировании формулы адрес ячейки не изменялся. Этот процесс называют замораживанием. Для этого перед именем столбца и номером строки устанавливается значок $. Например: $С$2. Возможно сочетание абсолютной и относительной ссылки. Смешанная ссылка закрепляет адрес ячейки по одному параметру и изменяет его по другому. Например: $В2 или B$3. Закрепляемая часть обозначается значком $, а другая часть без значка . Для автоматического изменения вида ссылок необходимо использовать клавишу F4.
5. Изучив теоретический материал, обучающиеся решают задачу заново. Учитель контролирует работу обучающихся и затем демонстрирует результат
в режиме проверки формул (Слайд 6).6. Формулировка темы урока и систематизация полученных знаний.
Обучающиеся открывают рабочие тетради, записывают дату. Учитель просит их сформулировать тему урока, исходя из полученных знаний.(Слайд 7) Затем формулируют определение абсолютной ссылки (может помочь определение ссылки относительной). На экране появляется текст - задание.(Слайд 8) Получив правильный ответ, учитель, используя эффекты анимации, выводит на экран фрагмент электронной таблицы и демонстрирует действие абсолютной ссылки при копировании по горизонтали и по вертикали, затем появляется текст определения. Обучающиеся записывают данное определение в тетрадь.
Просмотрев действия при копировании смешанных ссылок, обучающиеся формулируют определение и записывают в тетрадь. (Слайд 9)
7. Закрепление полученных знаний. (Слайд 10)
В ячейке D2 записана формула: =A2*($B$2+C2). Ее скопировали в ячейку D3. Какой вид будет иметь формула в ячейке D3?
На экране появляется текст - задание, фрагмент электронной таблицы и три варианта ответов. Верный ответ перемещается в ячейку D3. (Все действия анимированы, изменяются по щелчку мыши).
8. Решение задачи “Таблица умножения”. (Слайд 11)
Учитель предлагает найти на рабочем столе документ “Таблица умножения” и решить задачу самостоятельно и используя управляющую кнопку “Выполнить” открывает аналогичный документ. Учитель контролирует работу обучающихся. Решения могут быть различными: использование в формуле абсолютной и относительной ссылки =B2*$A$3 или =$B$2*A3 позволит автоматизировать процесс заполнения таблицы умножения при копировании только по вертикали (в первом случае) или только по горизонтали (во втором случае). Для заполнения оставшихся ячеек потребуется дополнительный ввод соответствующих формул с последующим копированием. Следует обратить внимание обучающихся, что рациональнее ввести в ячейку В3 формулу =B$2*$A3 и скопировать на весь диапазон ячеек.
9. Домашнее задание. Учитель комментируя раздает обучающимся листки с домашним заданием.
Вариант №1.
1. В ячейке B2 записана формула =$D$1 - 3 (значение в ячейке условно не показано):
A | B | C | D | E | |
1 | 10 | 6 | 5 | 3 | |
2 | 6 | 12 | 4 | ||
3 | 14 | 2 | 5 | ||
4 | |||||
5 |
Ее скопировали в ячейку A3. Какое значение будет выведено в ячейке A3?
2. В ячейке H10 записана формула =C$5*F5. Ее скопировали в ячейку E7. Какой вид будет иметь формула в ячейке E7?
Вариант №2.
1. В ячейке B2 записана формула =$А$1+100 (значение в ячейке условно не показано):
A | B | C | D | E | |
1 | |||||
2 | 7 | 1 | |||
3 | 5 | 11 | 2 | ||
4 | 15 | 21 | 3 | ||
5 | 3 | 15 |
Ее скопировали в ячейку С4. Какое значение будет выведено в ячейке С4?
2. В ячейке D5 записана формула =$D4+C4. Ее скопировали в ячейку F7. Какой вид будет иметь формула в ячейке F7?
10. Рефлексия.
О каких возможностях электронных таблиц вы сегодня узнали?
Итог урока. Подводится итог урока, оценивается работа обучающихся на уроке
(Слайд12) Пожелание.
Если вычислений много, а времени мало, то доверьтесь электронным таблицам…
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
- уменьшение времени подачи материала,
- увеличение количества предлагаемой информации,
- повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения и демонстрации фрагментов.
Список литературы.
- Н.В. Макарова ИНФОРМАТИКА 7 - 9 Санкт - Петербург 2005
- Л.А. Залогова и др. под редакцией И.Г. Семакина: том 2 БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
- А.Х. Шелепаева Поурочные разработки по информатике 8 - 9 классы. Москва “ВАКО” 2005
- ИНФОРМАТИКА. Еженедельная газета Издательского дома “ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ” №22, №24 2002г.
- Журин А.А. EXCEL 2000 Краткие инструкции для новичков. Москва. АКВАРИУМ, 2004