Учителей начальных классов всегда волновала проблема, как научить детей писать грамотно и осознанно. Есть дети, которые от природы чувствуют правила интуитивно и пишут без ошибок. Но есть дети, знающие правила, но пишут безграмотно. Как же научить таких детей применять правила правописания на письме?
Орфографическая грамотность – это составляющая часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Основной орфографической единицей, принятой в современной методике, служит орфограмма, то есть написание, требующей проверки.
Среди причин, порождающих ошибки учащихся, можно назвать следующее:
- невнимательность, рассеянность, поспешность;
- не видят орфограммы (нет орфографической зоркости);
- орфограмму видят, но ошибочно её определяют;
- не понимают значения слова, словосочетания, предложения, смысла текста;
- работают медленно, не успевают применять свои знания.
Исследования показали, что самостоятельно определяют орфограммы 15 – 45% учеников лишь в отдельных классах. Там, где ведётся систематическая работа по предупреждению ошибок 70 – 90% учащихся.
Я работаю в классе, где обучаются дети разных национальностей. И работу по формированию осознанного и грамотного письма в этих классах вести необходимо постоянно.
Проанализировав собственный опыт, а также работы известных методистов
(П. С. Жидек “Методика обучения орфографии”, М. В. Львова “Правописание в начальных классах” и ряд других статей из журнала и газеты “Начальная школа” я пришла к следующим выводам:
- работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания;
- внести понятие “опасное место”, чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки;
- орфографические навыки вводить с выполнением нужных упражнений, а также поэтапным использованием памятки для работы над ошибками;
- развивать фонематический слух;
- обучать правильному списыванию текста;
- прививать интерес к осознанному чтению списываемого текста;
- интегрировать уроки русского языка и литературы; развивать словарный запас детей.
В основе грамотного письма на уроках обучения грамоте и письма в первом классе лежит аналитико–синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умения заменить фонемы соответствующими буквами. Упражнения по выработке орфографической зоркости можно расположить в определённой последовательности.
Определение количества букв и звуков. Учащиеся произносят слово и выделяют звуки под счёт до пяти, при этом считают на пальцах количество звуков (метро: [ м-м-м-м-м, э-э-э-э-э, т-т-т-т-т, р-р-р-р-р, о-о-о-о-о] и дают характеристику звукам). На начальном этапе даются одно – двусложные слова, где произношение совпадает с написанием.
Обучение постановке ударения. Задания даются такие, где задание не расходится с произношением (сом, бык, розы, дыня и т. д. ). На самом первом этапе даются односложные слова (дом, вес, шар и т. д. ), затем более сложные слова.
Письмо с проговариванием. Учащиеся по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают её, например: “мо – пишу м с гласной о, пишу с, ти –пишу т с и, пишу – к, мостик”. Такое письмо исключает пропуск букв. Когда все дети привыкают проговаривать вслух, начинают проговаривание шёпотом, постепенно переводя его на мысленное проговаривание.
Списывание. Списывание основывается на проговаривании по слогам. Для удобства списывания ученики пользуются полосками бумаги, которую кладут вдоль строчки. Во 2 классе на каждом уроке русского языка в течение двух месяцев провожу списывание по методике И. П. Федоренко (журнал “Начальная школа” № 8 - 1990 год). По этой методике же на каждом уроке пишем словарные диктанты “Кто больше слов запомнит?”. Читаю цепочку из 3 слов всего один раз и больше не повторяю. Затем делаю паузу, во время которой дети записывают то, что запомнили. Читаю новую цепочку слов и опять делаю паузу. Так происходит несколько раз, пока не будет записано то количество слов, которое рекомендуется для словарного диктанта. Диктант целесообразно начинать с цепочки, состоящей из трёх слов, далее количество слов в ней постепенно увеличивается. Такая работа повышает орфографическую грамотность, увеличивает скорость письма, положительно влияет на дисциплину.
Комментированное письмо. Этот вид диктанта также строится на основе проговривания по слогам. Учащиеся не просто проговаривают предложения и слова, но обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь важно, чтобы все дети работали одновременно. Только при этом условии предупреждаются ошибки.
Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Этот вид диктанта я провожу со всеми учащимися, но начиная со второго полугодия второго класса предварительную подготовку со слабыми учащимися проводят сильные учащиеся во внеурочное время (такие тексты даются в учебниках русского языка начальных классов).
Письмо под диктовку. Сначала диктую слова так, как они пишутся. Читаю слово, дети повторяют его по слогам хором или шёпотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал неправильно (исказил окончание слова, или безударную гласную в корне, или парную согласную), то предлагаю ещё раз повторить это слово всем, затем тому, кто ошибся. Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.
Очень активизирует работу по развитию орфографической зоркости перфокарты. Так, начиная со 2 класса, я выписала все слова с безударной гласной, разделила их на две группы: имена существительные, имена прилагательные, глагол, а четвёртую группу включила слова с двумя безударными гласными. Слова выписала на перфокарты и пронумеровала. Но перфокарты не дают возможности работать над всеми ошибками. В журнале “Начальная школа” прочитала о том, как индивидуально работает над ошибками учительница из школы № 41 г. Красноярск Л. М. Железная. По этому образцу составила свою памятку работы над ошибками. Считаю, что работа над ошибками должна быть индивидуальной. Нужно организовать работу так, чтобы все ошибки, допущенные учеником, были им же исправлены и объяснены. Проверяя работу ученика в тетради, я исправляю ошибку и на полях указываю номер орфограммы. Ученику дома или в классе достаточно открыть памятку и выполнить работу над ошибками по алгоритму, указанному в памятке. Почему учителю необходимо указывать номер орфограммы? В идеале хотелось бы, чтобы ученик сам определил на какую орфограмму допущена ошибка и по образцу поработал над ней.
Работа над ошибками
1 - 2 классы.
1. Большая буква в начале предложения
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение.
Подчеркни заглавную букву. Делай так: Снег пушистый лёг на ветки. У крыльца играют дети.
2. Знаки препинания в конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак. Например: Ты любишь отгадывать загадки? Кто быстрее прочитает скороговорку?
3. Пропуск букв. Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву . Делай так: корабль, тетрадь.
4. Замена букв. Выпиши слово правильно. Подчеркни заменённую букву. Укажи количество букв и звуков. Делай так: петух- 5 букв, 5 звуков; пальто – 6 букв, 5 звуков.
5. Слог. Раздели слово на слоги. Обозначь гласные. Делай так: у/чеб / ник – 3 слога. Запомни! В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.
6. Перенос слов. Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: ули – ца, ме – ло – дия, лей - ка. Запомни! Одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на новую строку. Букву й и букву мягкий знак (ь) при переносе нельзя отделять от стоящей перед ней буквы.
7. Ударение. Выпиши слово. Поставь в них правильно знак ударения. Делай так: алфавu?т, aзбука, портфeль.
8. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на эту орфограмму. Делай так: Надя, Перов, кошка Мурка, , река Волга, город Самара, гора Эльбрус.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
9. Мягкий знак (ь), обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё два слова на эту орфограмму. Делай так: ель, пень, мальчик, деньги.
Запомни! Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я и мягким знаком (ь).
10. Гласные после шипящих. Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё два слова на эту орфограмму. Делай так: малыши, карандаши, роща, чудеса, туча, щука.
11. Сочетание чк, чн, щн, нщ. Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё два слова. Делай так: дочка, речка, булочная, мощный.
12. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную. Делай так: морозы – мороз, ягода – ягодка.
Запомни! Согласные на конце и в середине слова пишутся так же, как и перед гласными.
13. Правописание предлога со словом (орфограмма – пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел. Делай так : к берегу, к (какому? ) берегу, к (крутому) берегу.
Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом
У глаголов нет предлогов. Например: Лодка отплыла от берега
14. Разделительный мягкий знак.
Выпиши слово правильно, запиши два слова на эту орфограмму. Подчеркни мягкий знак (ь) и гласную букву. Например: вьюга, листья, соловьи .
Запомни! Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, ю, я.
15. Разделительный твёрдый знак (ъ).
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную. Например: съезд, объявление, объём.
Запомни! Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, которое оканчивается на согласный, перед буквами е, ё, я.
16. Непроверяемые согласные в слове.
Выпиши слово три раза. Запомни, как оно пишется. Подчеркни согласную. Запиши два однокоренных слова. Например: вокзал, вокзал, вокзал, привокзальная, вокзальный.
19. Буквы е, ё, ю, я.
Выпиши слово три раза. Запомни, как оно пишется. Подчеркни в нём гласную букву е (ё, ю, я). Определи место этой гласной в слове. Подбери ещё два слова на эту же орфограмму. Делай так: яхта, яхта, яхта, ёжик, юбка; баян, баян, баян, заяц, рояль.
3 класс
20. Состав слова. Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши 1 – 2 однокоренных слова.
Например: поездка, разъезд, ездить.
21. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную. Делай так: группа, груп – па, групповой, подгруппа.
22. Соединительные гласные в сложных словах (о, е ).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё одно слово на эту орфограмму. Делай так: водовоз, землемер.
23. Непроизносимые согласные в корне слова.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корни. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму. Делай так: звезда, звёздочка – звёздный, честь – честный, вкусен – вкусный.
24. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Подбери и запиши пример. Делай так: на опу?шке, на земле? (1 скл. ), на столе?, на коне?, на ду?бе (2 скл. ), в степи?, в тетра?ди (3 скл, ).
25. Правописание о и е в окончаниях существительных после шипящих и ц.
Выпиши слово правильно. Выдели окончание. Поставь ударение. Подчеркни шипящую или ц перед окончанием. Например: свечо?й – ту?чей, плащо?м – това?рищем.
Запомни. ! В окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц, под ударением пишется о, без ударения –е
26. Мягкий знак (ь) на конце существительных 3-го склонения.
Выпиши слово. Определи род существительного. Подчеркни шипящую. Подбери два слова на эту же орфограмму. Например: печь (ж. р. ), рожь, глушь, плащ(м. р. ), товарищ, багаж.
27. Разбор предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни главные и второстепенные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами. Делай так:
Седые туманы плывут к облакам. (повест., невоскл., прост., распр. ) туманы (какие?) седые; плывут (куда? к чему?) к облакам.
28. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения. Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. (_____ ====, === ).
Сильный ветер сорвал листья и разметал их по дороге. ( _____ ==== и ====).
Запомни! Запятая ставится перед союзом да в значении но (Говорит он редко, да метко).
29. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками. Например: полетели, залетели, улетели. Запомни! Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словами.
30. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё два слова с этой же приставкой. Например: отнёс, отлетел, отбежал.
31. Предлог с местоимением (орфограмма – пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё два примера на эту орфограмму. Например: к нему. о ней, с ними. Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся раздельно.
4-й класс
32. Сложные предложения.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую. Например: В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут. (______ _______), (_______ _______ ).
Мягкий знак у глаголов неопределённой формы.
Задай вопрос к глаголу. Запиши вопрос и глагол. Обозначь орфограмму. Запиши ещё два слова на эту орфограмму. Делай так: (что делать?) шить, замечать, гулять.
Не с глаголами (орфограмма – пробел).
Выпиши глагол с не . Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму. Делай так: не пришёл, не выучил, не знал.
Запомни! Глаголы, которые не употребляются без не всегда пишутся слитно. Например: ненавидеть, неволить, недоумевать, негодовать и другие.
35. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё два глагола на эту орфограмму. Например: пишешь, решаешь, лепишь (наст. вр., 2-го лица, ед. ч. ).
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак (ь).
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед –ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа. Делай так: пи?шет – писать, глаг., 1 спр., (-е, -ут, -ют); ста?вит – ставить, глаг., 2-го спр., (-и, -ат, -ят).
Безударные гласные в родовых окончаний имён прилагательных.
Выпиши из предложения существительное. Задай от него вопрос к прилагательному. Запомни вопрос и прилагательное. Обозначь орфограмму. Делай так: в доме (каком?) новом.
Запомни! У слов – вопросов всегда ударные окончания.
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного. Делай так: к лесу (какому?) дальнему – м. р., ед. ч., д. п.
39. Буквы о и а на конце наречий.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Определи гласную в суффиксе по приставке. Подчеркни орфограмму. Запиши ещё два слова на эту орфограмму. Делай так: вправо, налево, засветло; издалека, справа, докрасна.
40. Буквы о и е после шипящих в суффиксах наречий.
Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Обозначь орфограмму. Запиши ещё два слова на эту же орфограмму. Например: свежо?, неуклю?же, тягу?че.
Запомни! На конце наречий после шипящих под ударением пишется – о, без ударения – е.
41 Правописание –тся и –ться у глаголов.
Выпиши слово правильно. Поставь вопрос. Определи форму глагола. Запиши ещё два слова на эту орфограмму. Делай так: улыбается (что делает?) – наст. вр., ед. ч., 3 – ье лицо; балуется, радуется; кататься (что делать?) – неопред. Форма; кланяться, оправдываться.
Запомни! Глаголы настоящего времени единственного и множественного числа 3 лица отвечают на вопрос (что делает?) и на конце пишется - тся, а глаголы неопределённой формы отвечают на вопрос (что делать?) и на конце пишется –ться.
Орфографические задачи сложны и трудны, но путь обучения правописанию через орфограмму, через применение правил правописания, через систематическую индивидуальную работу над ошибками – единственно надёжный путь.
Разумеется, всё предложенное не является чем-то новым, но систематическая работа на каждом уроке даёт неплохие результаты в формировании грамотного и осознанного письма.
В статье в основном была использован материал из журнала “Начальная школа”:
1992 . №9-10. с. 26, №4 с. 21; 1996. №1. с. 32; 2003. №4. с. 43. Волина В. Русский язык. М.,
1992. (Серия “Учимся играя”). Полякова А. В. Русский язык. 1-2 классы, 3-4 классы.
Методические рекомендации для учителя. -М; Просвещение, 2003.