Главная идея разработки урока “Построении основного чертежа по методу сгибов”.
“Проектирование и изготовление одежды” - один из самых сложных разделов курса “Культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов” программа образовательной области “Технология”. Наибольшую сложность в его изучении представляет тема “Конструирование и моделирование” в связи с необходимостью построения и чтения чертежей швейных изделий.
Одним из путей преодоления отрицательных особенностей темы и улучшения результатов изучения всего раздела является использование упрощенной методики построения чертежей. Причем рассматривать этот шаг следует как адаптивное к возрасту детей снижение трудности первой ступеньки изучения конструирования и моделирования, что соответствует дидактическому принципу доступности учебного материала.
Цель предоставляемой работы – описать методику конструирования и моделирования швейных изделий на основе построения выкроек по сгибам.
Предлагаемая методика построения выкроек основана на факте существования определенных пропорциональных отношений между частями тела человека, как крупными, как и мелкими, которые практически не оцениваются с точки зрения пропорциональности в общепринятых систем конструирования.
Внедрение данной методики в учебную деятельность позволяет организовать процесс обучения швейному делу таким образом, чтобы не заглушить в ребенке стремление к росту, к развитию, не затушить искру интереса к познанию, к овладению навыками преобразования среды, помочь раскрыть потенциальным возможностям школьника, создать условия для выявления и развития профессиональных наклонностей.
Планируемые результаты:
- Обеспечить учащихся знаниями и умениями, необходимыми для построения основы чертежа плечевого швейного изделия;
- Сформировать навык чтения чертежа плечевого швейного изделия;
- Сформировать представление о положении основных линий базисной сетки и контурных линий на чертеже и теле человека;
- Развить положительную самооценку;
- Развивать пространственное мышление, зрительно-образную память, умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
- Формировать моторику, координацию движений;
- Развивать социально-значимые качества личности, взаимную поддержку, толерантность, коммуникативные навыки;
- Способствовать формированию познавательного интереса;
- Воспитывать культуру труда, социальных взаимоотношений.
Форма организации (тип) занятия – комбинированный урок.
Оборудование: коллекция плечевых изделий на планшетах и стендах; индивидуальные карточки-задания; манекен; коробка с инструментами; наглядные пособия – последовательность выполнения работы на доске; методическое пособие “Конструирование плечевых изделий по сгибам (А.Н. Огнева, 1998 год)”, методическая разработка “Экологическое образование и воспитание в курсе “Психология”(5-7 класс,1997 год)”; рисунки учащихся.
Опорные знения: ткани из искусственных и синтетических волокон, история моды, иллюзии в костюме, известные модельеры, эскиз изделия, мерки, таблица размерных признаков.
Структура урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания. Всесторонняя проверка знаний учащихся.
- Проверить мерки в тетради (целевой обход)
- Проверка знаний учащихся о выкройках из 5-6 класса (беседа: какие чертежи уже строились, какие мерки до этого снимались)
- Правила по технике безопасности при работе с ножницами (игра “Интервью”).
3. Изучение новой темы.
- Модельный метод.
План работы:
- Построение квадрата.
- Сгибание квадрата.
- Анализ сетки – линии сгибов для построения чертежа.
- Определение основных контурных точек на пересечении сгибов.
- Построение чертежа.
Содержание: руководствуясь теорией “поэтапного формирования умственных действий” объяснение учителя сопровождается действием учащихся. Работа ведется с масштабными линейками (М 1:4). Определяем контурные размеры всего чертежа основы (измеряем объем груди, делим его пополам, прибавляем 4 см на свободу облегания, найденный размер и будет стороной квадрата выкройки). В тетради записываем формулу:
СГ + 4 = …,
В формулу подставляем числа из таблицы размерных признаков (у каждого ребенка свое). Строим и вырезаем квадрат со стороной, полученной по формуле.
Получение сетки сгибов для построения чертежа: одну сторону сгибаем в восемь слоев, потом другую в шесть (см. приложение №1). Подписываем поперечные и продольные сгибы. Линии, полученные при сгибе квадрата, находим на манекене (линии плечевой точки, ширины проймы, линии груди – горизонтальные линии; линии ширины спинки, условная линия бока, линия ширины горловины, ширина полочки – вертикальные линии).
Определяем основные контурные точки на пересечении сгибов (см. приложение №2). При соединении точек получаем линии срезов деталей выкройки: линии плечевого шва, горловины спинки и полочки, проймы, бокового шва, условная линия талии, линия середины переда и спинки (см. приложение №3). После того, как линии подписаны, называются получившиеся части выкройки (спинка и полочка).
Оформляем получившийся чертеж цветными карандашами.
4. Закрепление изученного материала.
- Анализ получившийся выкройки,
- Сравнение с манекеном; поиск на манекене получившихся деталей выкройки.
5. Подведение итогов и рефлексия (самоанализ)
- Чем сегодня занимались на уроке?
- Что получилось в результате работы?
- Какой следующий этап нашей деятельности?
Получившийся квадрат вклеивается в тетрадь.
Чтобы перейти к следующему этапу – моделированию изделия, мы обращаемся к эскизам изделия . изделие не только нарисовано на листе, но также дана характеристика по фасону и стилю, подбору ткани; описание фасона изделия. Учитывается направление моды в изделии и особенности фигуры.
Опрос учащихся:
- Анализ эскизов
- Соответствие фасона и ткани
- Экологическая страничка (искусственные и синтетические ткани).
6. Инструктаж и выполнение домашнего задания.
7. Домашнее задание – выполнить сетку чертежа и основной чертеж плечевого изделия в натуральную величину (М 1:1).
Уборка рабочих мест.