Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам. Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому всё более широкий круг педагогов – практиков включается в активную поисковую, инновационную деятельность.
В педагогике творческий поиск предполагает поисковую деятельность, создание нового педагогического опыта. Метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно-образовательном процессе нашего детского сада.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.
Для того, чтобы добиться такого результата, необходимо всем участникам проекта научиться:
- самостоятельно мыслить, решать проблемы, привлекая знания из разных областей;
- ставить цели и задачи и прогнозировать результат, планировать содержание деятельности.
Все вы знаете, что в зависимости от доминирующей в проекте деятельности существуют разные виды проектов: это исследовательский проект, творческий проект, ролевой и игровой проекты, прикладные проекты.
В педагогической практике нашего дошкольного учреждения на данном этапе педагогической деятельности используются в основном два вида проектов. Это детские исследовательские проекты и творческие проекты педагогов.
Остановимся на детском исследовательском проекте. Метод детских исследовательских проектов ориентирован на:
- осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;
- приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение её планировать;
- применение и приобретение детьми новых знаний.
Особенность детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. В нашем детском саду работа по созданию детского исследовательского проекта ведется на основе рекомендаций Н.Е.Вераксы, профессора, доктора психологических наук, научного руководителя учебного центра Л.А.Венгера.
Реализация проекта включает несколько этапов:
I этап – определение темы исследования, задач для педагога, родителей, детей.
II этап – обозначение темы для детей. Предложить оформить папку, книгу по теме проекта.
III этап – совместная работа детей и родителей по организации и оформлению исследовательского проекта.
IV этап – защита или презентация. Дети совместно с родителями заполняют график защиты, подают заявку на выступление перед детьми другой группы. При защите выделяются интересные открытия, делаются замечания, предложения. Докладчик принимает их и отвечает на возникшие вопросы.
Детские исследовательские проекты проходят несколько этапов защиты и презентации.
I этап – в группе для детей или родителей.
II этап – в детском саду для детей других групп или педагогов детского сада.
III этап – в начальном звене школы, для выпускников нашего детского сада.
Реализация детских проектов помогает многим детям:
- испытать радость открытия;
- чувствовать себя более уверенно в коллективе сверстников;
- успешнее социализироваться в окружающем мире и адаптироваться к школьной жизни.
Достижения ребенка представлены в портфолио.
Творческие проекты педагогов.
При разработке творческих проектов педагоги планируют совместную деятельность детей, родителей, представителей социума. Данная деятельность намечается, развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Участники проекта договариваются о содержании проекта, планируемых результатах и форме их представления (это может быть праздник, выставка, видеофильм, репортаж, создание макета, рабочая программа педагога и т.д., или другие формы, более близкие педагогу).
Педагогами нашего детского сада была создана следующая структура проекта:
I. Обоснование актуальности выбора темы (актуальность темы).
II. Определение целей, задач, участников проекта, его длительность.
III. Этапы реализации проекта.
1 этап – этап подготовки проекта.
Задачи и содержание деятельности на данном этапе едины для всех педагогов, независимо от выбранной темы. На этапе подготовки педагоги детского сада:
- определяют задачи, которые они будут решать с детьми, родителями, для самообразования,
- разрабатывают модель взаимодействия всех участников проекта;
- определяют прогнозируемый результат;
- обсуждают проект с родителями;
- выясняют возможности, средства, необходимые для реализации проекта;
- определяют содержание деятельности всех участников проекта.
2 этап – этап практической реализации проекта.
На данном этапе педагоги планируют содержание деятельности для всех участников проекта. Составляют перспективные планы, конспекты занятий, сценарии праздников, планируют детские исследовательские проекты, организуют выставки, конкурсы и т.д., определяют итоговое мероприятие.
3 этап – заключительный – подведение итогов, прогноз на будущее.
На данном этапе педагоги подводят итоги работы и составляют прогноз и перспективы на будущее.
4 этап – презентация и защита проектов
Это может быть тематический или итоговый педсовет, конкурс, представление материалов на выставку в методкабинет МДОУ, аттестация и т.д.
Последние годы коллективом нашего детского сада большое внимание уделяется вопросам патриотического воспитания. Это связано с выходом “Государственной Программы по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации”.
Т.Н.Доронова, кандидат педагогических наук, автор программ “Радуга”, “Из детства в отрочество”, считает, что основными направлениями патриотического воспитания детей дошкольного возраста являются:
- Воспитание чувства любви и уважения к своей семье, родным, близким, ближайшему окружению.
- Восприятие природы родного края.
- Отношение к историческому прошлому своей Родины.
- Искусство и культура.
Темы проектов наших педагогов связаны с основными направлениями патриотического воспитания детей дошкольного возраста: младший возраст – это семья и ближайшее окружение (это фольклор, художественная литература, игра и игрушки), а старший дошкольный возраст – культура, искусство, история.
Основные результаты, которые мы предполагаем получить:
- эмоциональный отклик ребенка на ту или иную информацию.
- воспитание патриотических чувств: чувство гордости за свою малую Родину, свой город, достижения людей, связанных с трудом, культурой, историей.
- активное сотрудничество педагогов с родителями при решении задач патриотического воспитания.
Тема проекта: “Игрушки”
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта.
Патриотическое воспитание детей раннего возраста – это широкий контекст социально – личностного развития.
Одним из основных средств духовно – нравственного и патриотического воспитания является создание такой образовательной среды, которая позволит осуществить полноценное развитие личности и приобщить ребенка к общечеловеческим ценностям.
Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. “Игрушки-небалушки” - так говорит народная мудрость о значении игрушек для маленького ребенка. Дарить игрушки было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие.
- Как оценить игровой и развивающий потенциал игрушки?
- Чем должна быть игрушка для ребенка?
- Как выбрать то, что нужно ребенку?
- Игрушка полезная и вредная.
Актуальность поставленных вопросов очевидна и вызвана работой по программе “Из детства в отрочество” (автор Доронова Т.Н.). Это первая программа по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 4 лет для родителей и педагогов, в который входит набор игрушек.
Поставленные вопросы помогли определить тему педагогического проекта - “Игрушка”, возникла необходимость разработать и реализовать систему мероприятий по теме.
На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на выбор игрушки и взаимодействие с ребенком в процессе игры. В деятельности ребенка до 5 лет становится значимой та сфера, которая поддержана матерью, самая влияющая на дальнейшую деятельность и сознание ребенка.
Для успешной реализации поставленных задач данного проекта за основу взята модель взаимодействия педагог - дети – родители.
Цель проекта: формирование у ребенка в Детском саду и дома социально-нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, музыкально- эстетической, продуктивной. Овладение детьми игровыми действиями, отражающие известные им жизненные ситуации.
Задачи для детей: развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
Овладевать образно-игровыми и имитационными движениями в сочетании с музыкой.
Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам.
Задачи для родителей:
- создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка,
- учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.
Задачи для педагога:
- развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Участники проекта:
1. Педагоги: воспитатели группы, музыкальный руководитель.
2. Дети 1 мл. группы.
3. Родители и другие члены семьи.
Длительность проекта: 5 месяцев
Ожидаемый результат
в процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта:
дети :
- проявляют интерес к экспериментированию с различными игрушками;
- овладевают знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;
- проявляют доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;
- возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;
родители:
- обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
- повышение компетентности родителей при выборе игрушки.
I . Подготовительный этап:
- Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
- Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
II . Основной этап реализации проекта:
1. Содержание деятельности родителей:
- Изготовление игрушек - самоделок ко дню бумажной и звучащей игрушки.
- Подбор игрушек для тематических выставок в д\с.
- Участие в оформлении выставок в группе.
- Участие в оформлении группы и музыкального зала ко дню игрушки
- (газета, шары, игрушки, подбор муз. материала).
- Выставка материалов “ Как я играю дома”.
- Показ кукольного спектакля “Теремок Деда Мороза”.
2. Содержание деятельности педагога:
Система мероприятий:
Январь - “Звучащая игрушка” |
|
Работа с детьми | Познавательная деятельность |
Игровая деятельность | |
Художественно-речевая деятельность | |
Музыкально-театрализованная деятельность | |
Продуктивная деятельность | |
Работа с родителями |
Итоговое мероприятие: “День звучащей игрушки”
Система мероприятий: (см приложение)
III . Заключительный этап.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую);
- отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игрушек, дети проявляли интерес и желание играть с игрушками;
- возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог;
- считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Перспектива на будущее:
Разработать перспективу проекта “Игрушка” во 2 младшей группе.
Использованная литература:
- А.Барто, “Игрушки”.
- Доронова Т.Н., Программа “Из детства в отрочество” (от 1 год до 4 лет)..
- “Дошкольное воспитание” № 2, 4 - 2005г.
- “Трынцы- брынцы, бубенцы”- (рус.нар. потешки, прибаутки, заклички, Колыбельные, дразнилки, считалки). г.Москва, изд-во “Детская литература”, 1994год.
- “Запел петушок”(рус.нар. песенки, потешки, сказки). г.Москва, изд-во “Малыш”,1996г.