В настоящее время отмечается значительное ухудшение психофизиологического здоровья детского населения из-за экономических, экологических, социальных и других причин. По данным научного центра здоровья РАМН, 85 % детей рождаются с недостатками развития и неблагоприятным состоянием здоровья. Количество детей, нуждающихся в коррекционной помощи в дошкольном возрасте, по данным разных авторов (В.И.Селиверстов, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др.), достигает от 25 до 40%; свыше 60 % относятся к так называемой “группе риска”. Известно, что оказание коррекционной помощи особенно важно на ранних стадиях развития.
В нашем детском саду с 1999 года организованы группы для детей с задержкой психического развития.
Большинство детей, посещающих специальные (коррекционные) группы нашего детского сада, имеют задержку цереброорганического генеза (по классификации К.С. Лебединской), свидетельствующую о поражении центральной нервной системы. Но данное нарушение носит не локальный характер, т.е. в структуре психики детей имеются сохранные звенья.
У детей с ЗПР отмечается недоразвитие внимания, памяти, пространственного гнозиса, трудности в установлении временных и причинно-следственных связей и т.д. Речь таких детей характеризуется бедностью, ограниченностью словарного запаса, множественными нарушениями в грамматическом строе и произношении. Нарушен фонематический слух и фонетическое восприятие.
Безусловно, страдают и разные стороны музыкальной деятельности. В то же время музыкальная деятельность очень важна для развития детей с ЗПР, т.к. в процессе музыкальных занятий у ребенка развивается слуховое внимание, память, мышление, ритмический слух (что, в свою очередь, способствует развитию речи). Также двигательные навыки, координация, ориентировка в пространстве; происходит постановка правильного дыхания; снимается напряжение и повышается работоспособность. Кроме того, музыка является терапевтическим средством воздействия. Нередко музыке удается сделать то, чего не могут сделать лекарства и сеансы психотерапии.
О благоприятном воздействии музыки на развитие ребенка в одиннадцатом веке говорил еще великий ученый - энциклопедист, врач Ибн Сина (Авиценна): “ К числу необходимых для младенца полезных средств для укрепления натуры относятся во-первых, легкие покачивания, во - вторых - музыка и пение”.
Воздействие музыкотерапии через звуковой регулятор жизненных ритмов человека: пульса, дыхания, моторики движения, - помогает снять эмоционально-психическое напряжение, изжить отрицательные эмоции и заменить их на противоположные, помочь детям обрести веру в себя.
В течение шести лет я, как музыкальный руководитель, работаю с детьми, имеющими задержку психического развития. В своей работе активно сотрудничаю с педагогом – дефектологом группы.
Объединяющим звеном в нашей работе являются лексические темы, предложенные в программе “Речецветик”, на которые делится весь учебный материал (“Осень. Грибы и ягоды. Звук “У”, “Сад. Фрукты. Звук “И” и др. – см. приложение 1) Каждая тема изучается в течении недели, на материале данных тем и решаются развивающие и коррекционные задачи.
Начиная со средней группы я провожу 1 раз в неделю во второй половине дня логоритмические занятия, которые являются одним из видов дополнительного образования.
Занятия по логоритмике позволяют развить у детей двигательно – образные навыки, умение владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой, ориентироваться в пространстве; кроме того, способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией. А также во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание. Через использование на этих занятиях пальчиковых игр, подобранных соответственно лексической теме, развивается мелкая моторика, а, значит, и речь.
Совместно с дефектологом мы сформулировали задачи логоритмических занятий:
1. Развить у детей двигательно – образные навыки: умение владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой и учить ориентироваться в пространстве.
2. Расширить лексический запас детей с общим нарушением речи и с задержкой психического развития.
3. Учить детей вырабатывать четко координированные движения во взаимосвязи с речью.
4. Развивать слуховое внимание, ритмический слух, зрительную и двигательную память.
5. Совершенствовать развитие общей и мелкой моторики.
6. Обучать детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому, при произношении изучаемого звука.
7. Развивать мелодико – интонационные компоненты, творческую фантазию и воображение.
На основе этих задач мною была разработана структура логоритмического занятия (приложение 2).
И составлен перспективный план на учебный год. Для образца прилагается план логоритмических занятий для детей 5 года жизни (средняя группа - приложение 3)
При планировании занятий, я, как музыкальный руководитель учитываю конкретный материал той или иной лексической темы и рекомендации дефектолога по закреплению речевых форм, подбираю для музыкальных занятий репертуар, который позволил бы закрепить тот или иной речевой материал.
Решая задачи музыкального воспитания, я, как музыкальный руководитель, одновременно решаю и задачи развития мелодико-интонационной стороны речи. Это может быть распевка на определенный звук (“У”--- воет волк, ухает филин; “АУ”---- играем в игру “Прогулка в лесу”, музыка Ломовой Т. из программы “Гармония”, 5 год жизни Тарасовой К.В., и другие); упражнения, развивающие силу выдоха и голоса (“завывание ветра” - усиление и ослабление силы голоса, не прерывая дыхания); или звукоподражания в разных ритмах, с разной интонацией.
Рассмотрим использование речевого и музыкального материала на примере темы “Дикие животные”. Эта тема очень обширна, интересна, так как позволяет решать разнообразные задачи. Занятие строится как развернутая ролевая игра или музыкально- литературная композиция, объединенная общей канвой. Дети учатся передавать в движениях под музыку разнообразные игровые образы: волк - сердитый и злой, лисичка - хитрая и кокетливая, медведь - неуклюжий, но добрый, белочка - маленькая и быстрая, а зайчишка - подвижный, но трусливый. Дети с удовольствием перевоплощаются в зверюшек, этому способствуют различные “превращалки”, которые настраивают на передачу образа, мобилизуют внимание, вызывают желание играть:
1) “ Эй, малышки-ребятишки, приглашаю поиграть. Ставьте ушки на макушке, я вас буду превращать”;
2) “Мы сейчас все дружно хлопнем, мы сейчас все вместе топнем. Вправо-влево поклонились и в Мишуток превратились;”
3) “Вокруг себя повернись, в кого хочешь - превратись”.
Все логоритмическое занятие подчинено одному сюжету, где дети играют на “лесной полянке”, “встречаются” с различными дикими животными. Танцуют образные танцы, например, “Зайчики и белочки”, муз.Вересокиной Т. (“Гармония”, 6 год жизни );
“Медвежата”, муз.Красева М. Данные игры, танцы и упражнения позволяют детям чувствовать себя более раскрепощенно, раскрыться в образе и почувствовать свою индивидуальность.
Очень любят дети исполнять песенки о животных: “Вот какие чудеса”, муз. Филиппенко А.; “Рукавичка”, муз. Тугаринова Ю.; “Белочка” Котляровского Р. и др. Исполняем звукоподражания: “У------------” (вой волка), “Э----------- (рычание медведя)”, “Пых-пых” (пыхтит ежик). Очень нравится ребятам надевать маски различных животных, каждый может выбрать себе маску по желанию.
Помня о тесной связи развития мелкой моторики и речи, я подбираю к этой теме и пальчиковые игры, например, “Медвежата”, “Туки-туки” и др. А когда дети встают в круг, можно провести игру на ориентировку в пространстве и закрепить употребление предлога “ между” (“Где стоит зайка?” - “Зайка стоит между волком и лисой” ), или же образовывать притяжательные прилагательные в игре “Чьи ушки ?”).
Развитию ритмического слуха на музыкальных занятиях способствуют такие ритмические игры:
1) “Догони белочку”: дети встают по кругу и “передают” хлопок (“ловят” хвостик белочки).
Эта игра также направлена и на развитие ориентировки в пространстве, так как хлопок можно “передавать” и вправо, и влево;
2) “Зайчик”: быстрые, равномерные хлопки или хлопки в определенном ритме. Дети стараются четко и правильно повторить заданный ритм;
3) “Мишка”: неторопливые переступания с одной ноги на другую в определенном ритме.
Также на логоритмических занятиях у детей развивается динамический слух, например, через игру “Зайцы и медведь”, муз.Финкельштейн Ф. Медведь - громкая музыка, звучит в низком регистре; зайчишки - маленькие, подвижные, музыка звучит тихо в высоком регистре . Эта игра также развивает и ориентировку в пространстве : домик мишки и зайцев находятся в разных углах зала.
Подбирая музыкальные произведения для слушания, учитываю недостаточную концетрацию и малый объем внимания у детей. Поэтому произведения подбираю небольшие по объему и достаточно интересные и динамичные. Прослушивание сопровождается красочным, доступным по содержанию рассказом педагога, показом иллюстраций и произведений художников. (“Почему медведь зимой спит” Книппера Л., “Колыбельная медведицы” Крылатова Е., “Зайчику холодно” Окунева А., “Белка” Римского-Корсакова Н.).
Таким образом, достигается эффект “погружения” детей в изучаемый лексический материал, соблюдается принцип многократности его повторения в разных видах деятельности. Вокруг каждого ребенка создается речевая среда, содержащая в себе игровую ситуацию и яркий эмоциональный фон.
На логоритмических занятиях у детей, при разучивании песен, текстов к хороводным играм, я стараюсь использовать различные средства, например, схематичная зарисовка последовательности сюжета, сюжетные картинки; или же разучивать песню, сопровождая текст соответствующими движениями, которые позже могут служить подсказками для детей, что также помогает детям точнее понять содержание песни или смысл новых слов.
Взяв небольшое количество инструментов, приняв их звучание за голоса тех или иных животных, я развиваю слуховую память, играя в игру “Узнай, кто это “. Играя на музыкальных инструментах, дети учатся чувствовать ритм и точно исполнять свою партию. Подобрать материал для музицирования помогают следующие программы: “Гармония”, К. Тарасова; “Играем в оркестре”, М.Трубникова; “Ансамблевое музицирование”, Т. Тютюнникова. Особо хочется отметить такой способ игры на фортепиано совместно с педагогом, как “четырехручье” (описание в программе Трубниковой М.). Это повышает самооценку ребенка, помогает почувствовать свою значимость, индивидуальность. Я использую такие произведения: “Медведь”, В.Ребиков; “Волк”,Н. Леви; “Заинька”, русская народная мелодия в обработке Гедике А. и др.
Движения под музыку разного характера способствуют развитию внимания, скорости реакции, кроме того, детские инсценировки развивают воображение.
Слушание музыки разного жанра позволяет формировать у детей эмоциональный отклик: вместе с музыкой грустить или радоваться.
Учитывая быструю утомляемость детей, в разных частях занятия я использую приемы релаксации (отдых на ковре, сидя или лежа, самомассаж различных частей тела), что помогает снять напряжение, усталость и восстановить внимание и работоспособность.
Итоговым мероприятием музыкального руководителя, совместно с дефектологом является логопедический утренник или комплексное занятие длительностью 40-50 минут, которое проводится ежемесячно. В проведении данного мероприятия участвуют дефектолог и музыкальный руководитель. На таком занятии решаются речевые, музыкальные и педагогические задачи. Эффект от этих занятий очень велик: дети чувствуют себя более раскрепощенно в игровой ситуации, поддерживается познавательный интерес, а в условиях часто сменяющихся видов деятельности повышается работоспособность.
Мы учитываем структуру речевого нарушения каждого ребенка, подбираем и разучиваем с детьми стихи, закрепляем тексты песен, одновременно осуществляя контроль за автоматизацией звуков. Почти к каждому празднику (они проводятся у нас ежемесячно) мы разучиваем короткие сказки-сценки, инсценировки, диалоги, в которых участвуют дети и родители. Я, как музыкальный руководитель работаю над передачей образа, мимикой и жестами, а дефектолог - над выразительностью речи и правильным произношением. Такие театрализованные игры учат детей умению взаимодействовать, уважительному отношению друг к другу.
В подготовительной группе, когда дети знают буквы и умеют произносить правильно звуки, мы играем в такие подвижные музыкальные игры, как
- “Чики- чок , не стесняйся язычок” (на произношение различных звуков)
- “Буквы волнуются” (на изображение букв в позе) и др.
Результатом нашего взаимодействия является то, что дети постепенно преодолевают трудности в развитии, учатся слушать, анализировать, научаются средствам познания, у них развиваются координация движений, слуховая и ритмическая память, речь, фонематический слух и т.д.
Таким образом, общими усилиями педагогов и специалистов создаются условия для развития детей. Тогда обучение становится:
1) комплексным, то есть общим, но составленным из частей;
2) интегрированным, когда части целого взаимодействуют;
3) “общинным, где сотрудничающие элементы едины” (Г.А. Ванюхина “Тайны речи цветка”).
Предлагаем вашему вниманию сценарии занятий, праздников и развлечений (приложение № 4).
Использованы материалы и методики следующих авторов:
- К.В. Тарасова программа музыкального воспитания “Гармония” (4 – 5 год жизни)
- В.А. Петрова “Малыш” программа раннего музыкального развития детей.
- Т.Э. Тютюнникова “Детское ансамблевое музицирование”
- М.А. Трубникова “Играем в оркестре”
- М.Ю. Картушина “Логоритмические занятия в детском саду”
- Журнал “Дошкольное воспитание” (№5, 6, 8, 9 1996г.)
- И. Скрыпник “Логоритмические занятия с детьми, страдающими заиканием”
- Е.Д. Макшанцева “Скворушка” /сборник музыкально- речевых игр для дошкольного возраста/
- О.Н. Громова и Т.А. Прокопенко “Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей”
- Л.П. Савина “Пальчиковая гимнастика”10. Т.Н. Щербакова “Игры с пальчиками” (для 5 – 7 лет)
- В.В. Цвынтарный “Играем пальчиками и развиваем речь”
- Г.А Ванюхина программа по развитию речи у детей “Речецветик”
- А. Лобова “Мелоденизированные пальчиковые и речевые игры с детьми с общим нарушением речи”
- Аудиозаписи, рекомендованные программами музыкального воспитания “Гармония” и “Малыш”.
- Аудиозаписи из серии “Счастливый ребенок” /Колыбельные, Классика для малышей, Волшебство природы и т.д./
- О.В. Усова “Театр танца” учебно-методическое пособие.
- Н.Ф. Сорокина “Играем в кукольный театр”
- Н.Ф. Кононова “Музыкально-дидактические игры”
- О.П. Радынова “Музыкальное воспитание детей”
- Н.Л. Кряжева “Развитие эмоционального мира детей”