Цели: закрепление знаний по темам: “Фонетика”, “Главные члены предложения”, “Алфавит”, “Имя существительное”
Задачи:
- выработка каллиграфического почерка;
- работа над развитием речи;
- развитие орфографической зоркости;
- подготовка к теме “Состав слова”;
- обучение способам самопроверка.
Ход урока
Каждый этап урока является закреплением какой-либо темы. Подведение итогов каждого этапа – она из строчек кроссворда, который открывается постепенно и к концу урока выгладит следующим образом:
Ключевое слово кроссворда (слово ГЛАГОЛ) является темой следующего урока.
1. Организационный момент.
2. Минутка чистописания.
Повторение каллиграфического написания букв. Дети записывают в рабочую тетрадь после показа учителем на доске.
Составьте слово из написанных букв.
Воробей
Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую надо запомнить.
3. Работа над предложением.
Составьте предложение по схеме, выбрав подходящие для подлежащего слова.
Слова для справок:
сильный курлыкал красивый чирикал желторотый каркал могучий пел раненый
Какое получилось предложение?
Желторотый воробей чирикал в гнезде.
(Перед записью предложения в рабочую тетрадь – орфографическая подготовка – в гн…зде и точка в конце предложения.)
Запишите получившееся предложение, подчеркните главные члены предложения, укажите части речи.
Какие главные члены предложения вы знаете? (подлежащее и сказуемое)
Какие части речи вам знакомы? (имя существительное, имя прилагательное, глагол)
(Для самопроверки у каждого ученика на парте находится карточка с правильно выполненным заданием.)
Какую тему мы повторили на этом этапе работы? (Главные члены предложения)
4. Работа с транскрипцией слов.
Что такое транскрипция? (запись слов так как мы их произносим)
Узнайте слова по транскрипции: [л`исн`ик] , [стул`ч`ик] , [ й`агатка] , [машынка] , [дупки]
Почему не совпадает произношение с написанием?
Какие правила надо вспомнить, чтобы грамотно написать эти слова? (правописание безударной гласной, правописание сочетания ШИ, правописание парных согласных, йотированные согласные)
Запишите эти слова в алфавитном порядке.
Дубки, лесник, машинка, стульчик, ягодка.
Выдели корень. Что для этого надо знать? (надо уметь подбирать родственные слова)
Какие темы повторили на этом этапе урока? (Алфавит и транскрипция)
5. Физминутка.
6. Работа со словами из словаря.
Откройте в учебнике словарь.
Слова какой части речи чаще всего встречаются в словаре?
Правильно, это имена существительные.
Что такое имя существительное? (имена существительные - это слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопрос КТО? или ЧТО?)
Какие бывают имена существительные? (одушевленные и неодушевленные)
Запишите имена существительные в два столбика. В первый столбик запишите одушевленные существительные, а во второй - неодушевленные.
Медведь, пенал, работа, учительница, яблоко, ворона, сорока, Москва, петух, пальто.
Проверка.
- Что ещё вы знаете об именах существительных? (умеем определять род имени существительного)
- Как определить род имени существительного?
- Определите род имен существительных.
Проверка.
- Какие темы мы повторили на этом этапе урока? (Имя существительное и словарь)
7. Запись предложения под диктовку.
На полянке белочка сушила грибки.
Какие орфограммы встретились в этом предложении?
- большая буква в начале предложения
- раздельное написание предлогов
- безударная гласная, проверяемая ударением
- сочетание ЧК
- сочетание ШИ
- парная согласная
- точка в конце предложения
Какую тему мы сейчас повторили? (орфография)
8. Подведение итогов урока.
- Какие темы мы повторили сегодня на уроке? (Дети опираются на слова из кроссворда)
- Мы разгадали кроссворд, ключевое слово которого поможет узнать нам тему следующего урока.
- Кто догадался, какая тема нас ожидает завтра на уроке русского языка?