Социальный проект "Мы играем вместе"

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика


Наша школа выбрала стратегическую идею – реализацию личностно ориентированного образования и воспитания, которая направлена на выращивание в каждом ученике развитой самостоятельной личности, при этом важным средством личностного развития ребенка является у него самодеятельности, т.е. способности к деятельности, совершаемой по внутреннему побуждению.

По нашему мнению, именно самоуправление в детском коллективе позволяет ребенку расширить пространство для проявления своей активности.

За последние годы произошли существенные изменения в процессе воспитания учащихся. Заметные коррективы внесены в систему управления и самоуправления жизнедеятельностью детских сообществ. Отказ от создания в учебных классах октябрятских звездочек, пионерских отрядов обусловил возникновение новой ситуации в организации самоуправления в классном коллективе.

Цели и задачи проекта

Настоящий проект разработан коллективом 2 В класса.

МОУ “Гимназия № 42” г. Барнаула с целью создания модели самоуправления через формирование желания и способности активно преобразовывать действительность на основе общечеловеческих ценностей.

Достижение этой цели предполагает решение задач:

  1. Содействие личностному развитию ребенка в детском коллективе, через участие школьников в работе самоуправления.
  2. Создание условий для успешного решения общественно-значимых проблем в атмосфере ответственности, доверия, взаимопомощи, взаимопонимания.
  3. Подготовка и развитие способностей школьников выполнять систему социальных ролей в будущем.

Общий замысел

Создание в классе детского самоуправления является коллективной работой педагога и учащихся по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.

Организационную структуру ученического самоуправления в классе можно представить в виде схемы.

Собрание “Пчелиного города” является высшим органом классного самоуправления и обеспечивает каждому ученику право участия в подготовке, обсуждении и принятии решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса.

Мэрия города – главный исполнительный орган, избираемый на классном собрании на один год. Его члены, как правило, руководят работой микрогрупп (“соты”), создаваемых для организации в классе познавательной, художественно-творческой, физкультурно-оздоровительной, трудовой и других видов деятельности. Микрогруппы объединяют в своем составе учеников на основе общих интересов и существующих между ними дружеских отношений.

Наряду с постоянными в классе могут действовать и временные органы самоуправления (совет дела, временные творческие группы и т.п.). Они помогают ученикам стать субъектами жизнедеятельности, происходящей в классе и школе.

Педагогическое обеспечение деятельности самоуправления и его развития.

Академик Л.И. Новикова советовала педагогам не становиться (в большинстве случаев) организаторами коллективной деятельности учащихся. Придумывать дело, и проводить его, и подводить итоги должны сами дети. Главное – помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя детям все больше самостоятельности, подсказывая при необходимости правильное решение.

В работе со своими воспитанниками стараюсь придерживаться следующего:

1. Мой девиз: Я вместе с вами!

2. Мои функции:

  • помощник;
  • консультант;
  • организатор сотрудничества.

3. Ведущий принцип: “Выращивать” личность как заботливый пчеловод, ухаживающий за редкостными “пчелками” в своем улье.

Такие принципы, функции помогают мне занять педагогически целесообразно позицию в работе с детским коллективом, его членами и органами самоуправления, а следовательно, внести более весомый вклад в формирование духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды развития в жизни детей в классном сообществе.

Формы и механизмы реализации проекта

1 этап. Подготовка учащихся к работе над проектом.

Осознание учащимися, что органы самоуправления это:

  • управление жизнью класса;
  • организация дел для своего класса, а значит и для себя;
  • решение задач, самостоятельно поставленных перед классным коллективом;
  • учитель и родители – первые помощники во всех начинаниях;
  • дружба, ответственность, взаимопомощь – главные условия подготовки и проведения любого дела.

(Видеофильм ТВ “Катунь”, 1 сентября.).

2 этап. Выбор проблемы.

Анализ спектра вопросов, которые значимы для формирования коллектива.

При выборе проблемы использовалась следующая форма: подготовка Новогоднего праздника совместно учителя, детей и родителей.

В процессе подготовки праздника дети поняли, что необходимы:

  • создание микрогрупп для выполнения творческих заданий;
  • поддержка учителя, как консультанта;
  • участие родителей как активных партнеров в создании атмосферы радости, неожиданных театральных действ и хорошего настроения в общении друг с другом.

Результатом проведения Новогоднего праздника стало осознание детьми необходимости сотрудничества детей и взрослых для удачного выполнения задуманных планов и принципов организации самоуправлении:

  • придумай интересную идею и предложи всем одноклассникам;
  • оцени реальность выполнения своей идеи;
  • проанализируй результат совместной деятельности;
  • помни: вместе мы – сила.

3 этап. Сбор и анализ информации.

Для выявления и анализа вопросов, связанных с созданием атмосферы сотрудничества и взаимопомощи в классе дети отбирали из большого потока различной информации то, что помогло бы им в устройстве жизни своего коллектива:

  • научно-популярная, художественная литература;
  • мультипликационные, научно-популярные фильмы о природе.

4 этап. Разработка собственного варианта решения проблемы.

На этом этапе произошел осознанный выбор героя игры: “ Мы – жители

“Пчелиного города” - “пчелки”, которые путешествуют, познают мир, учатся быть: усердными в труде, общительными, чистоплотными, скромными, мудрыми, храбрыми, сдержанными, самоотверженными, творческими.

При проведении акции “Найди себя”, дети определили для себя роли – профессии в будущем сообществе “пчелок” (мэр, судья, врач, библиотекарь, учитель, банкир, журналист и т.д.).

(См. представление мэра города Байкаловой Софии в Приложении 1).

Дети пришли к идее о строительстве своего “Пчелиного города”.

5 этап. Реализация плана действий по строительству города.

1. Разработка проекта города через “мозговой штурм”.

2. Создание “карты” города с обозначением зданий (микрогруппы – “соты”), создаваемых в соответствии с общими интересами, личными симпатиями, творческими замыслами ребят.

(См. фото классного уголка в Приложении 2).

3. Формирование пакета документов, обеспечивающих жизнедеятельность города.

а) Декларация прав и обязанностей жителей “Пчелиного” города.

(См. Декларация прав жителей “Пчелиного” города в Приложении 3).

б) Жители города обсудили и приняли на общем собрании Закона.

(См. Законы в Приложении 4).

в) Разработка Кирилловым Алексеем проекта “Положения “Пчелиного” города”, обсуждение его на общем собрании и принятии окончательного варианта.

Подготовка и защита проекта

Демонстрационные материалы: (фото, схема).

Документальные материалы: деятельность органов самоуправления, учебно-исследовательская работа жителей города.

(См. материалы в Приложении 5).

Презентация проекта

Слайдовая презентация Power Point..

Перспектива реализации проекта в 3, 4 классах

Исследовательская деятельность учащихся.

Знакомство с деятельностью организации “Союз-42”

(модель самоуправления в среднем и старшем звеньях гимназии № 42 г. Барнаула Алтайского края).