Наша школа выбрала стратегическую идею – реализацию личностно ориентированного образования и воспитания, которая направлена на выращивание в каждом ученике развитой самостоятельной личности, при этом важным средством личностного развития ребенка является у него самодеятельности, т.е. способности к деятельности, совершаемой по внутреннему побуждению.
По нашему мнению, именно самоуправление в детском коллективе позволяет ребенку расширить пространство для проявления своей активности.
За последние годы произошли существенные изменения в процессе воспитания учащихся. Заметные коррективы внесены в систему управления и самоуправления жизнедеятельностью детских сообществ. Отказ от создания в учебных классах октябрятских звездочек, пионерских отрядов обусловил возникновение новой ситуации в организации самоуправления в классном коллективе.
Цели и задачи проекта
Настоящий проект разработан коллективом 2 В класса.
МОУ “Гимназия № 42” г. Барнаула с целью создания модели самоуправления через формирование желания и способности активно преобразовывать действительность на основе общечеловеческих ценностей.
Достижение этой цели предполагает решение задач:
- Содействие личностному развитию ребенка в детском коллективе, через участие школьников в работе самоуправления.
- Создание условий для успешного решения общественно-значимых проблем в атмосфере ответственности, доверия, взаимопомощи, взаимопонимания.
- Подготовка и развитие способностей школьников выполнять систему социальных ролей в будущем.
Общий замысел
Создание в классе детского самоуправления является коллективной работой педагога и учащихся по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.
Организационную структуру ученического самоуправления в классе можно представить в виде схемы.
Собрание “Пчелиного города” является высшим органом классного самоуправления и обеспечивает каждому ученику право участия в подготовке, обсуждении и принятии решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса.
Мэрия города – главный исполнительный орган, избираемый на классном собрании на один год. Его члены, как правило, руководят работой микрогрупп (“соты”), создаваемых для организации в классе познавательной, художественно-творческой, физкультурно-оздоровительной, трудовой и других видов деятельности. Микрогруппы объединяют в своем составе учеников на основе общих интересов и существующих между ними дружеских отношений.
Наряду с постоянными в классе могут действовать и временные органы самоуправления (совет дела, временные творческие группы и т.п.). Они помогают ученикам стать субъектами жизнедеятельности, происходящей в классе и школе.
Педагогическое обеспечение деятельности самоуправления и его развития.
Академик Л.И. Новикова советовала педагогам не становиться (в большинстве случаев) организаторами коллективной деятельности учащихся. Придумывать дело, и проводить его, и подводить итоги должны сами дети. Главное – помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя детям все больше самостоятельности, подсказывая при необходимости правильное решение.
В работе со своими воспитанниками стараюсь придерживаться следующего:
1. Мой девиз: Я вместе с вами!
2. Мои функции:
- помощник;
- консультант;
- организатор сотрудничества.
3. Ведущий принцип: “Выращивать” личность как заботливый пчеловод, ухаживающий за редкостными “пчелками” в своем улье.
Такие принципы, функции помогают мне занять педагогически целесообразно позицию в работе с детским коллективом, его членами и органами самоуправления, а следовательно, внести более весомый вклад в формирование духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды развития в жизни детей в классном сообществе.
Формы и механизмы реализации проекта
1 этап. Подготовка учащихся к работе над проектом.
Осознание учащимися, что органы самоуправления это:
- управление жизнью класса;
- организация дел для своего класса, а значит и для себя;
- решение задач, самостоятельно поставленных перед классным коллективом;
- учитель и родители – первые помощники во всех начинаниях;
- дружба, ответственность, взаимопомощь – главные условия подготовки и проведения любого дела.
(Видеофильм ТВ “Катунь”, 1 сентября.).
2 этап. Выбор проблемы.
Анализ спектра вопросов, которые значимы для формирования коллектива.
При выборе проблемы использовалась следующая форма: подготовка Новогоднего праздника совместно учителя, детей и родителей.
В процессе подготовки праздника дети поняли, что необходимы:
- создание микрогрупп для выполнения творческих заданий;
- поддержка учителя, как консультанта;
- участие родителей как активных партнеров в создании атмосферы радости, неожиданных театральных действ и хорошего настроения в общении друг с другом.
Результатом проведения Новогоднего праздника стало осознание детьми необходимости сотрудничества детей и взрослых для удачного выполнения задуманных планов и принципов организации самоуправлении:
- придумай интересную идею и предложи всем одноклассникам;
- оцени реальность выполнения своей идеи;
- проанализируй результат совместной деятельности;
- помни: вместе мы – сила.
3 этап. Сбор и анализ информации.
Для выявления и анализа вопросов, связанных с созданием атмосферы сотрудничества и взаимопомощи в классе дети отбирали из большого потока различной информации то, что помогло бы им в устройстве жизни своего коллектива:
- научно-популярная, художественная литература;
- мультипликационные, научно-популярные фильмы о природе.
4 этап. Разработка собственного варианта решения проблемы.
На этом этапе произошел осознанный выбор героя игры: “ Мы – жители
“Пчелиного города” - “пчелки”, которые путешествуют, познают мир, учатся быть: усердными в труде, общительными, чистоплотными, скромными, мудрыми, храбрыми, сдержанными, самоотверженными, творческими.
При проведении акции “Найди себя”, дети определили для себя роли – профессии в будущем сообществе “пчелок” (мэр, судья, врач, библиотекарь, учитель, банкир, журналист и т.д.).
(См. представление мэра города Байкаловой Софии в Приложении 1).
Дети пришли к идее о строительстве своего “Пчелиного города”.
5 этап. Реализация плана действий по строительству города.
1. Разработка проекта города через “мозговой штурм”.
2. Создание “карты” города с обозначением зданий (микрогруппы – “соты”), создаваемых в соответствии с общими интересами, личными симпатиями, творческими замыслами ребят.
(См. фото классного уголка в Приложении 2).
3. Формирование пакета документов, обеспечивающих жизнедеятельность города.
а) Декларация прав и обязанностей жителей “Пчелиного” города.
(См. Декларация прав жителей “Пчелиного” города в Приложении 3).
б) Жители города обсудили и приняли на общем собрании Закона.
(См. Законы в Приложении 4).
в) Разработка Кирилловым Алексеем проекта “Положения “Пчелиного” города”, обсуждение его на общем собрании и принятии окончательного варианта.
Подготовка и защита проекта
Демонстрационные материалы: (фото, схема).
Документальные материалы: деятельность органов самоуправления, учебно-исследовательская работа жителей города.
(См. материалы в Приложении 5).
Презентация проекта
Слайдовая презентация Power Point..
Перспектива реализации проекта в 3, 4 классах
Исследовательская деятельность учащихся.
Знакомство с деятельностью организации “Союз-42”
(модель самоуправления в среднем и старшем звеньях гимназии № 42 г. Барнаула Алтайского края).