План-конспект интегрированного урока по математике и окружающему миру по теме: "Прибавить и вычесть 2". 1-й класс (1–4)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


ЦЕЛИ:

  • закрепить умение прибавлять и отнимать число 2, решать простые задачи, повторить состав чисел;
  • расширять кругозор учащихся, формировать математическую речь;
  • развивать познавательную активность учащихся, самостоятельность в поисках способов решения поставленных задач, навык контроля и самоконтроля;
  • воспитывать бережное отношение к природным богатствам страны.

Оборудование: Магнитофон, аудиокассета с записью голосов лесных птиц, мяч, веер с числами, счетные палочки, касса цифр и знаков, рисунки животных и леса, карточки с индивидуальными заданиями, схемы задач, панно “Зрительные горизонты”.

Ход урока

I. Организация детей на занятие.

Учитель. Долгожданный дан звонок, начинается урок повторения изученного материала.

Урок математики сегодня интегрирован с окружающим миром.

Что значит интегрированный урок?

Учащиеся. Урок, объединяющий несколько предметов.

Учитель. У вас есть возможность показать своё умение считать, решать задачи, сравнивать, рассуждать и логически мыслить.

II. Основная часть.

Учитель. У меня в руках предмет, с которым вы играете в “вышибалы”, “я знаю 5 названий городов”, “штандер-стоп” и др.

Учащиеся. Это мяч!

Учитель. Подберите слова, описывающие мяч.

Учащиеся. Красный, круглый, маленький, легкий, резиновый, мягкий, непрозрачный, несъедобный, упругий.

Учитель. Наш весёлый звонкий мяч куда-то помчался вскачь, и мы за ним…

Звучит запись голосов лесных птиц.

Учитель. Где вы можете услышать голоса этих птиц?

Учащиеся. В лесу.

Учитель. Какие деревья растут в лесу?

Учащиеся. Осина, берёза, каштан, ель, дуб, лиственница.

Учитель. Как называется лес из одних дубов?

Учащиеся. Дубрава.

Учитель. Елей?

Учащиеся. Ельник.

Учитель. Сосен?

Учащиеся. Бор.

Учитель. Берёз?

Учащиеся. Роща.

Учитель. Из разных деревьев?

Учащиеся. Смешанный лес.

Учитель. Как нужно вести себя в лесу?

Учащиеся называют правила поведения в лесу.

Учитель. Помните ли вы, какая птичка посвистывает “синь-синь”?

Учащиеся. Синица.

Рисунок 1. Синица.

Учитель. Приготовьте веер чисел и покажите ответы к задачам.

Задача. На ветке дуба сидели 7 синиц. 2 синицы перелетели на другую ветку того же

дерева. Сколько синиц осталось на дереве?

Учащиеся. Осталось 7 синиц на дереве.

Задача. Семь синиц на ветке дуба. Все синицы, кроме трёх, улетели. Сколько синиц

Осталось на дереве?

Учащиеся. Осталось 3 синицы на дереве.

Рисунок 2. Бабочка, паук, жук.

Учитель. Бабочка, паук, жук. Кто “лишний”?

Учащиеся. Лишний паук, он не насекомое.

Задача. На сколько больше ног у паука, чем у жука?

Учащиеся. У паука на две ноги больше, чем у жука.

Дети проводят физкультминутку.

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки.
Стоп! Немного отдохнем и опять пешком пойдём.

Учитель. Мы к берёзке подошли, нас встречают муравьи - самки и рабочие. В мире около 10 тыс. видов муравьёв, они уничтожают насекомых-вредителей, и многие из них охраняются государством. Где живут муравьи?

Рисунок 3. Муравьи.

Учащиеся. Гнёзда в почве, древесине. Надземные сооружения - муравейники.

Учитель. Муравьи просят помочь расположить их по 7 на брёвнышках в разных вариантах.

Учащиеся на доске выставляют цифры парами.

Рисунок 4. Схема задачи про муравьев.

Учитель. Сова относится к хищным птицам, хорошо видит и днём, и в густых сумерках. Оперение вокруг глаз образует “лицевой” диск. В мире насчитывается более 130 видов сов, длина тела от 12 см (крошечный сыч) до 84 см (неясыть), истребляют грызунов-вредителей сельского хозяйства. Совы охраняются государством.

Рисунок 5. Сова.

Задача. Сова ночью долго охотилась за грызунами, и 2км пролетела до гнезда. Сколько всего километров пролетела сова?

Учащиеся. Это не задача. Не хватает данных в условии задачи.

Учитель. Из чего состоит задача?

Учащиеся. Задача состоит из условия и вопроса.

Учитель. Какие 4 этапа работы с задачей знаете?

Учащиеся. Условие, вопрос, решение, ответ.

Задача. Сова пролетела 10 км, охотясь за грызунами, и 2 км пролетела до гнезда. Сколько всего километров пролетела сова?

Рисунок 6. Схемы к задаче про сову.

Учитель. Какая схема подходит к данной задаче? Если подходит схема слева, поднимите левую руку. Если подходит схема справа - правую руку.

Что обозначает число 10?

Учащиеся. 10 км пролетела сова на охоте.

Учитель. Что обозначает число 2?

Учащиеся. 2 км пролетела сова до гнезда.

Учитель. Какое действие нужно выбрать, чтобы узнать сколько всего километров пролетела сова?

Учащиеся. Выбираем действие “сложение”.

Учитель. Какой математический знак поставите?

Учащиеся. Поставим знак “плюс”.

Учитель. Какое выражение является решением задачи?

Учащиеся. Решением задачи является выражение 10 + 2.

Учитель. Какой вопрос в задаче?

Учащиеся. Сколько всего километров пролетела сова?

Учитель. Какой ответ в задаче?

Учащиеся. Всего сова пролетела 12 километров.

Дети проводят физкультминутку.

Раз, два, три, четыре, пять.
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.

Учитель. На территории России можно встретить только один вид настоящих белок-белку обыкновенную (векшу). Длина тела от 20 до 30см, окраска меха в разные сезоны может быть рыжих оттенков, серого цвета и даже черного. Гнёзда шарообразной формы с боковым входом устраивают в дуплах деревьев, иногда на ветках сосен и елей. На зиму не засыпают, делают припасы. В сильные морозы белки могут не выходить из гнезда по нескольку дней.

Рисунок 7. Белка.

Задача. У белки 2 ореха и 3 гриба.

Рисунок 8. Грибы и орехи.

Учитель. Какие математические выражения можете составить?

 

Учащиеся пишут на доске математические выражения, читают и объясняют их.

  • 2+3=5

  • 3+2=5

  • 5-2=3

  • 5-3=2

  • 3-2=1

Учитель проводит гимнастику для глаз, используя панно “Зрительные горизонты”.

Закройте глаза, на счет “три” - откройте глаза и найдите на панно цветок в верхнем правом углу.

Обведите взглядом контур реки и гор по часовой стрелке.

Обведите взглядом контур замка против часовой стрелки.

Посмотрите на желтые цветы, на закат солнца, на розовые цветы, на летящую фею.

Рисунок 9. Панно “Зрительные горизонты”

Учитель. У рыжей лисицы длина тела 90см, а хвоста 60см. Истребляет грызунов. С помощью селекции обыкновенной лисицы выведены серебристо-черная, платиновая (т. е. белая).

Рисунок 10. Лисица.

Задание. Хвастливая лисица поставила знаки сравнения. Проверьте её работу.

  • 7 + 2 < 6

  • 5 - 2 > 4

  • 9 - 2 = 6

  • 6 + 2 > 8

Учащиеся исправляют на доске математические выражения, читают и объясняют их.

Учитель. Чужие ошибки вы видите, молодцы. Не допустите свои.

Учитель предлагает учащимся взять карточки с индивидуальными заданиями.

  • 6+2

  • 10-2

  • 7+2

  • 5-2

  • 8+2

  • 9-2

Учащиеся самостоятельно находят значения выражений.

Учитель. Лось или сохатый (рогатый), парнокопытное животное семейства оленей. Длина туловища до 3 м, высота до 2 м, весит 600 кг. У самцов большие лопатообразные рога.

Рисунок 11. Лось.

Учитель. Выложите из счётных палочек лося. Переложите 2 палочки, чтобы лось смотрел в другую сторону.

Учащиеся работают со счетными палочками на парте.

Рисунок 12. Фигура лося из счетных палочек.

Учитель. Когда лось стоит на 4 ногах, он весит 6 центнеров. А сколько будет весить лось, если встанет на 2 ноги?

Учащиеся. Лось будет весить также 6 центнеров.

Учитель. Ёж обыкновенный. Ежата появляются на свет голыми - мягкие колючки отрастают у них только через несколько часов. Длина тела 20-25см, активен в сумерках и ночью, днём дремлет в укрытии (гнезде из травы и веточек или норе), поедает насекомых, ловит лягушек и изредка змей. Зимой впадает в спячку.

Рисунок 13. Ёж.

Учитель. Какая фигура “лишняя”?

Рисунок 14. Геометрические фигуры (треугольники и четырехугольник).

Учащиеся. Четырехугольник - “лишняя” фигура.

Учитель. Соберите картину из этих фигур.

Учащиеся собирают из фигур картину леса.

Учитель. Как вы понимаете смысл предложения “Лес – наше богатство!”?

Учащиеся высказывают своё мнение.

III. Итог урока.

Учитель. Путешествие по лесу закончилось. Если кому-то хочется побольше узнать о лесе и его обитателях, на помощь вам придут справочники и энциклопедии.

Знания по каким предметам вам понадобились на уроке?

Какие задания оказались для вас интересными? Сложными?

Учащиеся анализируют свою работу на уроке.

Благодарю за активную работу на уроке. Урок окончен. (Мяч в руках учителя опять, на перемене предлагаю поиграть в игру “Примеры по кругу”.)