Наша Земля на карте

Разделы: География


Цели:

  • знакомство с картой, условными обозначениями,
  • считывание информации с карты,
  • получение навыков работы с контурной картой.

Средства обучения: карта мира, карта полушарий, атласы, контурная карта.

Все выделенные в плане урока жирным шрифтом термины выписываются на доску.

Ход урока

1. Сегодня на уроке мы познакомимся с географической картой. Нам предстоит решить вопрос: Что можно увидеть на географической карте.

Вспомним, что такое карта?

(Карта – уменьшенное условное изображение земной поверхности на плоскости)

Мы будем работать по физической карте мира.

Посмотрите внимательно, что показано на физической карте мира?

(Поверхность всей нашей планеты)

В переводе с греческого “физическая” - значит природная.

Что можно увидеть на физической карте мира?

(Материки, острова, океаны, моря и т.д.)

Как показана суша на карте?

(Суша на карте показана разным цветом: зеленым, желтым, коричневым)

Итак, на карте мы видим материки.

2. А что такое материк?

(Большая часть суши)

Посмотрите внимательно на карту, сколько материков вы видите?

(На Земле 6 материков)

Определите по карте полушарий в атласе название материков.

Кто хочет выйти к доске и на физической карте мира назвать и показать все материки?

(Ученик выходит к доске, называет и показывает материки; одновременно прикрепляются карточки с названиями материков на карту)

На контурную карту, лежащую у вас на парте, подпишите названия материков аккуратными печатными буквами.

Вспомните расположение на карте сторон горизонта. Кто выйдет к доске и покажет на крте север, юг, запад, восток?

Внимательно посмотрите на карту и ответьте на вопросы:

  • Какой материк лежит на юге?
  • Какие материки лежат на севере?
  • Какой материк расположен на востоке?
  • Какой материк самый большой?
  • Почему самый большой материк имеет такое название?
  • На каком материке расположена Россия?

3. Суша со всех сторон окружена водой морей и океанов.

Как показаны моря и океаны на физической карте мира?

(Моря и океаны показаны голубым и синим цветом)

Моря и океаны соединены между собой и образуют единый Мировой океан. Материки разделяют Мировой океан на отдельные океаны.

По карте полушарий в атласе определите, сколько океанов существует на Земле и как они называются?

Кто выйдет к доске и на физической карте мира покажет все океаны Земли?

(Ученик показывает и называет океаны, одновременно прикрепляются карточки с названиями на карту).

На контурную карту нанесите океаны Земли.

Вспомните, на берегу какого теплого моря жили древние греки?

(Древние греки жили на берегу Средиземного моря)

Кто выйдет к доске и покажет Средиземное море? Частью какого океана оно является?

Подумайте и сформулируйте, что такое море?

(Море – часть океана, вдающаяся в сушу)

4. Сравним карту Птолемея (учебник с. 120) и современную физическую карту мира.

Какие части света показаны на карте Птолемея?

(На карте Птолемея показана Европа, Азия и Африка)

Европа, Азия и Африка – это части Старого Света. То есть это те земли, которые окружали Средиземное море. Остальные материки, разделяющие их океаны и моря, людям еще предстояло открыть.

5. Все, что можно увидеть на карте, называется географическими объектами.

Какие географические объекты показаны на карте? (материки, океаны, моря, острова и т.д.)

Все они уменьшены в тысячи и миллионы раз и показаны условными знаками.

Найдите условные знаки на карте полушарий в атласе.

Уметь разбираться в условных знаках, в том, что показано на карте, - значит уметь читать карту.

6. Поверхность нашей планеты неровная. Все неровности земной поверхности образуют рельеф Земли.

Какие самые крупные неровности, то есть крупные формы рельефа можно увидеть на карте мира? (горы и равнины)

Как показать их на плоской карте?

(Их можно по-разному раскрасить и показать цветом)

Внизу карты видна разноцветная полоска. Это шкала высот и глубин, выраженная в метрах. За начальную высоту – 0 метров – принят уровень Мирового океана. Зеленым и желтым цветом на картах показаны равнины.

Как вы понимаете, что такое равнина?

(Равнина – это территория, имеющая ровную поверхность).

Зеленым цветом окрашены низменные равнины. По шкале высот определите, на какой высоте они расположены? (до 200 м). Примером низменных равнин являются крупнейшие равнины мира – Амазонская низменность, сопоставимая по площади с материком Австралия, и Западно-Сибирская равнина – равнина, на которой мы с вами живем.

Желтым цветом показаны возвышенные равнины. По условным знакам на карте определите их высоту. (до 500 м). Примером является Валдайская возвышенность, где берет начало великая русская река Волга.

Есть равнины, лежащие ниже уровня моря, то есть ниже о метров. Каким цветом они показаны на карте? (темно-зеленым). Примером такой равнины является Прикаспийская низменность. Давайте найдем ее в атласе на физической карте Российской Федерации.

Как вы думаете, что показано на карте коричневым цветом?

(На физической карте коричневым цветом показаны горы)

Подумайте, что называется горами?

(Горы – это территории, высоко поднятые над уровнем моря)

Посмотрите внимательно на шкалу высот и сформулируйте: как связаны цвет гор с их высотой? (Чем выше горы, тем темнее их цвет).

7. Глубина морей и океанов тоже неодинаковая. Посмотрите на шкалу глубин, и дополните мое предложение:

Чем глубже океан, тем … (синий цвет темнее)

Чем океан мельче, тем … (синий цвет светлее)

8. Определите по условным знакам в атласе, что показано на карте стрелками? (Стрелками на карте показаны теплые и холодные течения)

Вода в течениях движется подобно речному потоку и бывает либо теплее окружающей воды – теплые течения, либо холоднее – холодные течения.

Синими извилистыми линиями показаны реки, пятнами – озера.

Кроме того, на карте можно увидеть большие массивы движущегося льда. Что плавает в морях и океанах? (Это ледники). Они обозначены белым цветом.

Города показаны кружочками.

Точками на картах обозначены отдельные горные вершины и впадины в океанах. Рядом с цифрами показана их высота или глубина.

Выполним задание 1 и 2 в учебнике на с. 123.

Кто выйдет к доске и покажет самую высокую гору мира и самую глубокую впадину?

(Ученик показывает на карте мира г. Джомолунгму и Марианскую впадину)

9. Сегодня на уроке мы пользуемся разными картами, которые собраны вместе.

Как называется сборник географических карт?

(Сборник географических карт называется атлас).

Внимательно посмотрите на карту полушарий в атласе и определите:

  • Какой материк самый ледовитый?
  • Какой океан самый маленький
  • На каком материке горы самые низкие?

Таким образом, что можно увидеть на географической карте?

Проверим, как вы научились работать с географической картой. Выполните задания на карточках.

Проверяется правильность выполнения задания.

10. Древний человек – великий путешественник. Считается, что предки современного человека появились в Африке.

Пользуясь картой, определите, куда древний человек мог прийти посуху, а где ему пришлось преодолевать проливы?

Есть гипотеза (по-гречески “предположение”), что из Евразии в Северную Америку люди перешли по льду Берингова пролива.

Найдет на карте полушарий Берингов пролив.

Что такое пролив?

(Пролив – узкая часть океана или моря, которая разделяет берега материков или островов и соединяет два водоема)

Определите по карте, какие материки разделяет Берингов пролив?

Какие океаны соединяет Берингов пролив?

Чтобы оказаться в Австралии или на островах в Тихом океане, людям пришлось преодолеть огромные расстояния по морям и океанам. В плаваниях им помогали примитивные карты (рис. на с. 124 в учебнике): камешки и раковины изображали острова, палочки показывали направление морских течений.

В поисках пищи древним охотникам надо было знать, где течет река, в какой стороне лес, где пасутся стада зверей… Древние люди рисовали свои карты на песке, в пещерах, на камнях. Пользуясь их рисунками как картой, археологи смогли совершить многие свои открытия.

Домашнее задание: § 1; определения выписать в словарь; географические объекты уметь показывать на карте полушарий.