О ходе реализации приоритетного национального проекта "Образование"

Разделы: Администрирование школы


Баранчинская МОУ СОШ № 20 – адаптивная школа, т.е. школа для всех, где учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Успешность школы - в достижениях ее учеников. Если ребенок сумел найти свое место в жизни, реализовать себя – школа достигла поставленных целей, т.е. воспитала личность, обладающую такими качествами, как самостоятельность, ответственность, умение учиться, владение набором компетенций, идентификация себя как гражданина и патриота, толерантность.

“Вся жизнь школы должна быть примером и идеалом сотрудничества, верности долгу и истине, мужества и упорства перед лицом разочарования, настойчивых усилий по решению насущных задач и стремления сделать все как можно лучше” (У. Бэгли).

Базовые ценности ОУ №20:

  • социально-значимые качества (трудолюбие, ответственность, гуманность, дисциплинированность),
  • сформированность личностных качеств и положительная направленность личности,
  • отношение к высшим человеческим ценностям (к человеку, к труду, к школе, к прекрасному, к природе, к самому себе),
  • воспитание функционально грамотной личности.

Личность в процессе развития вырабатывает ценности, нормы и идеалы, которые определяют ее путь и успешность в жизни.

Пути достижения успешности в ОУ:

  • - работа коллектива в течение 10 лет по программам Образовательной системы “Школа-2100”,
  • - применение метода учебных проектов,
  • - использование возможностей двух локальных сетей в поселке и школьной локальной сети,
  • - участие педагогов и учеников в конкурсах разного уровня от поселковых до всероссийских,
  • - творческая работа школьного Парламента,
  • - создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов.

Об уровне успешности ОУ свидетельствуют следующие достижения:

  • 100% обеспечение кадрами,
  • 100% самоопределение выпускников ОУ №20,
  • стабильность количества золотых и серебряных медалистов,
  • положительная динамика числа педагогов первой и высшей категории,
  • положительная динамика призеров и победителей городского и регионального тура олимпиад в рамках фестиваля “Юные интеллектуалы Среднего Урала”,
  • создание условий пребывания в ОУ учащихся, нуждающихся в специальном и коррекционно-развивающем обучении (классы 7 и 8 вида), - подготовка и издание книги “Учитель, перед именем твоим…” как результат краеведческой работы музея народного образования “Синегорье”,
  • призовые места в спортивных соревнованиях разного уровня среди учащихся и педагогов,
  • реализация социальных проектов, разработанных Парламентом школы,
  • создание условий для организации летней оздоровительной кампании по разным направлениям (ЛДП, профильные и туристические отряды, спортивно-трудовые объединения, трудовые бригады).

За 4 прошедших года можно проследить положительную динамику деятельности образовательного учреждения, что выражается в следующих показателях.

Деятельность творчески работающего коллектива учителей.

Педагоги в своей практике используют следующие образовательные технологии:

  • поэтапного формирования умственных действий
  • активизации учебной деятельности
  • развитие познавательного интереса
  • проблемного обучения
  • программированного обучения
  • модульного обучения.

А также применяются здоровьесберегающие технологии, технология индивидуальной поддержки ребенка, КСО, метод проекта, деятельностный метод обучения.

За четыре года педагоги повысили квалификацию через курсы и семинары:

- “Проектировочная деятельность педагога” (3 педагога);

- “Психолого- педагогические условия развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в ОУ различных типов и видов”;

- “Личностное ориентированное направление в модернизации образования” (11 человек) под руководством В.В.Хуторского

- дополнительная профессиональная подготовка по программе INTEL “Обучение для будущего” (36 человек);

- “Управление качеством образования”(2 человека);

- “Урок XXI века” М.Поташник (3 педагога);

- “Инновационные формы работы с семьей”

- “Введение профильного обучения в условиях сельской местности”(1 педагог). Сейчас педагоги начали осваивать новую для них форму повышения квалификации – дистанционное обучение.

Педагоги школы Пивоварова Н.Ю. и Сарсадских Т.А. приняли участие в городском конкурсе “Лучший учитель”.

Все это позволяет педагогам выйти на освоение новых педагогических технологий и программно-методических комплексов.

Дополнительное профессиональное обучение по программе INTEL позволило педагогам выйти на применение метода учебного проекта и использование компьютерных технологий в учебной и воспитательной работе, чему немало способствует работа мультимедийного кабинета. Кроме того, учащиеся школы совместно со взрослыми создают и реализуют социальные проекты. В 2004 году школа получила почетный знак – Доска “Новаторство в образовании” по программе INTEL “Обучение для будущего” при поддержке Microsoft.

Четвертый год педагоги ОУ являются участниками фестиваля педагогических идей “Открытый урок”, организованного Издательским Домом “Первое сентября”. За активное участие педагогов в фестивале школа была награждена Дипломом Издательского дома “Первое сентября”.

Дважды был сделан выпуск учеников из 9 класса, обучающихся по Образовательной системе “Школа 2100”. Эта система признает приоритет духовно-нравственных ценностей, является эффективным средством развития личности школьника, так как в ее основу положена концепция личностного подхода в образовательном процессе. Освоение программы “Школа 2100” началось в 1997 – 1998 учебном году.

За 10 лет работы по этому комплексу стали заниматься все параллели начальных классов и среднего звена, в каждой параллели имеются классы, занимающиеся по традиционной программе. В среднем звене по системе изучаются русский язык, литература, риторика; в начальном звене – русский язык, литература, математика.

Учителя, работающие в классах, занимающихся по ОС “Школа-2100”, отмечают желание детей учиться, узнавать новое, уверенность в себе, способность быстро ориентироваться в новой учебной обстановке, они считают, что дети большие выдумщики и импровизаторы.

Спустя 10 лет после начала работы по программе Бунеевых можно увидеть, как решаются основные задачи курса литературы – воспитание грамотного читателя и формирование функциональной личности. По свидетельству учителей русского языка и литературы Гущиной О.С. и Криворучкиной В,Ю., ученики 10а и 11а - достаточно открытые, свободные личности, идущие на диалог, что подтверждает, например, открытая трибуна областной контрольной работы. Это творческие натуры, которые могут выразить себя в различных видах деятельности. Но самое главное - они читают, заполняют свое душевное пространство, сопрягая свой опыт с опытом человечества. Программа, предлагая выбор ученику и учителю, создает предпосылки для внутренней мотивации успешности. Ученики это осознают, перенося литературный опыт на проблемы выбора профессии, карьеры. Новые учителя, пришедшие в класс, отмечают такие качества детей, как открытость, коммуникабельность, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.

1. Проблемы текущего периода:

  • Для того чтобы апробировать ОС в условиях ОУ №20, организовать мониторинг, смоделировать пути развития на научной основе, необходимо наличие куратора.
  • Для того чтобы в полном объеме выполнять требования ГОС (НРК), создать оптимальные условия для проведения эксперимента, необходимы методические рекомендации для педагогов среднего и старшего звена по всем учебным дисциплинам, более полный охват предметов учебного плана, и приведение в соответствие количества часов по ОС с количеством часов по БУПу.

5. Перспективы работы:

  • Переход в полном объеме на учебный план по образовательной системе “Школа 2100” в 2007 – 2008 учебном году 1 классов;
  • Изучение учебно-методического комплекса “Школа-2100” по истории, естествознанию, математике, информатике через предметные МО с целью постепенного внедрения этих программ в содержание образования начального и среднего звена;
  • Анализ работы через формирование у школьников ключевых компетенций;

В школе созданы условия для пребывания детей. В основу организации учебного процесса положен системно-деятельностный подход. Учебный план ориентирован на развитие учащихся и реализацию их возможностей. В 1-4, 5-9 классах обучение идет по традиционным программам и по программам Образовательной системы “Школа-2100”

В образовательном учреждении прослеживается стабильность роста уровня обученности учащихся в соответствии с ГОС (НРК), что отражено в таблице (слайд)

Учебный год Успеваемость (%) Повышенный уровень (%)
2001-2002 99 38
2002-2003 99 38
2003-2004 99,6 43,2
2004-2005 100 43
2005-2006 100 43

Ежегодно школа выпускает из своих стен учащихся, окончивших образовательное учреждение с золотыми и серебряными медалями “За особые успехи в учении”

Учебный год кол. человек
2001-2002 3 человека
2002-2003 10 человек
2003-2004 5 человек
2004-2005 9 человек
2005-2006 10 человек

Наблюдается стабильность количества “золотых” медалистов (слайд)

Учебный год Количество человек
2001-2002 -
2002-2003 3 человека
2003-2004 4 человека
2004-2005 2 человека
2005-2006 3 человека

Стабильно выпускники образовательного учреждения поступают в ВУЗы, колледжи и другие учебные заведения на специальности гуманитарного и политехнического направлений, что демонстрирует их социальную зрелость. За отличные результаты выпускников школы образовательное учреждение было награждено Благодарственным письмом губернатора Свердловской области.

Ученики школы принимают участие в различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах от школьного до федерального уровней. Они являются активными участниками фестиваля “Юные интеллектуалы Среднего Урала”.

Наблюдается рост количества учащихся, занявших призовые места в городском туре олимпиад (от 11 человек в 2001 – 2002 году до 33 призеров в 2006 – 2007 году), увеличилось количество учащихся, занявших первые места в городском туре олимпиад (с одного в 2001 году до 11 - в 2006). Ученица 9б класса Зульхитшина Алина заняла 5 первых и два вторых места в городских предметных олимпиадах. Учащиеся школы являются участниками и призерами региональных и областных туров олимпиад. Стабильно в течение 3 лет ученики школы № 20 становятся лауреатами и дипломантами творческого конкурса “Серебряное перышко”. Также дети со 2 по 11класс участвуют в международных конкурсах “Русский медвежонок – языкознание для всех”, “Кенгуру”.

Ученики ОУ были награждены дипломами за участие в литературном блиц-конкурсе “Волшебный Новый год” и в Интернет-фотоконкурсе “Подумай о будущем” Центра Дополнительного Образования детей “Дистанционное обучение” город Москва. Награждены грамотами за участие в областных конкурсах “Экомарафон”, стали победителями в обл.конк. “Образовательное Учреждение высокой экологической культуры”.

На образовательную ситуацию в школе большое влияние оказывает её положение в социуме. Воспитательная работа проводится не только силами ОУ, но и учреждениями дополнительного образования: ЦДТ “Радуга”, МОУ ДОД “Центр внешкольной работы” “Факел”, спорткомплекс “Синегорец”, ЦКиД посёлка, детская и профсоюзная библиотеки. В ОУ отработана система совместной работы по оказанию помощи детям, оказавшимся в экстремальной ситуации с ОСП ГУО, Управлением Социальной защиты, подразделениями ПДН ОВД.

Занимаясь краеведческой работой в школьном музее “Синегорье”, учащиеся школы в течение нескольких лет становятся лауреатами и призерами конкурса “Человек в истории. Россия XX век”. Руководитель музея Исакичева М.В. совместно с детьми написала книгу “ Учитель, перед именем твоим…”

В ОУ сложились свои традиции: праздники “Посвящение в первоклассники”, “Посвящение в пятиклассники”, День самоуправления, День открытых дверей, “Ученик года”, Вечер встречи с выпускниками, Новогодний КВН, игры (военно-спортивная игра “Зарница”), турслеты и походы (сплав по Чусовой), встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.

Здоровье учащихся - один из результатов работы школы. Состояние здоровья учащихся оценивалось по результатам изучения внутришкольной медицинской документации. Анализ данных показывает, что увеличилось количество практически здоровых детей

  • 2003 год – 22,6%
  • 2004 год – 24,1%
  • 2005 год – 34,6%

В школе в системе идет работа по профилактике различных заболеваний и иммунизации учащихся, уровень которой в 2005 году составляет 95 %.

Учителями физической культуры совместно с классными руководителями разработана программа “Здоровье”. В школе созданы и ведут активную деятельность профильные отряды ЮИД и ЮДПД; в 2006 году команда старшеклассников защищала честь города в областных юношеских соревнованиях по пожарно-спасательному спорту и заняла второе место.

ОУ № 20 является адаптивной школой, поэтому в учреждении осуществляется психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение одаренных детей, детей, имеющих трудности в обучении, детей-сирот, детей группы риска и нуждающихся в коррекционно-развивающем обучении.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляют логопед, психолог, зам. директора по правовому воспитанию, заместители директора по УВР. Созданы Совет профилактики (директор, заместитель директора по праву, заместитель директора по воспитательной работе, психолог), комиссия по Правопорядку (заместитель директора по праву, президент Парламента школы, представители Парламента школы), в октябре 2005 г. при школе №20 начал работу психолого – медико – педагогический консилиум (зам. директора по УВР, школьный врач, логопед, психолог, олигофрено-педагог).

Традиционно в школе отслеживается прохождение адаптационных процессов в 1, 5, 10 классах, что обеспечивает преемственность и перспективность в решении задач, способствующих успешности последующего развития и обучения детей в школе.

Внутришкольное управление характеризуется тем, что в анализируемый период был завершен переход от командно-административной системы управления к системе профессионального сотрудничества. Структура внутришкольного управления вместо двухуровневой (директор и заместитель директора) стала многоуровневой:

- Совет школы, педагогический совет, директор

- методический совет, заместители директора по УВР и АХЧ

- руководители методических объединений, творческих групп, служба психолого-педагогического сопровождения детей

- ученический актив, органы школьного самоуправления.

Методическая работа строится, исходя из направления школы, создание условий для развития ребенка, которые содействуют более полной реализации его интеллектуального потенциала.

В образовательном учреждении №20 создан орган ученического самоуправления - Парламент, он действует на основе Закона “Об образовании”, Устава школы. Парламент состоит из 6 комиссий. Комиссии участвуют в управлении школой, в планировании внеклассной и внешкольной работы, под эгидой Парламента регулярно издается газета “Школьные вести”. Члены парламента принимают участие в творческих встречах в городе и области, наладили работу школьной радиорубки, разработали проект “Лето – это маленькая жизнь”, принимают участие в проведении всех школьных и поселковых праздников. Парламент работает в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом школы. Президент Парламента возглавляет городскую школьную Думу г. Кушва. В декабре 2005 года Александр принял участие в заседании круглого стола на областном телевидении на тему “Права учащихся”, по итогам которого создан фильм “Мы выбираем будущее”.

В связи с информатизаций и модернизацией образования преподавание информатики в школе становится одним из самых востребованных предметов, поэтому курс “Культура информационной деятельности” введен со 2 класса.

В рамках программ поддержки и развития образования в 2002 году школа получила современный компьютерный класс с набором электронных приложений.

В 2005 году школой приобретен еще один компьютерный класс.

В 2004 году – компьютер с мультимедийным оборудованием и медиатекой для библиотеки, что позволило создать современный читальный зал и медиазал. Сейчас в школе 33 персональных компьютера, из них в локальных сетях – 14, готовится подключение к Интернету. Создание в школе условий, соответствующих современным требованиям, позволило организовать проведение интегрированных уроков, библиотечных часов, кружковых занятий. Система спутникового доступа к ресурсам Единой образовательной информационной среды, в локальную поселковую сеть обеспечивает своевременный доступ к информации разных уровней и эффективное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.

Школа продолжает пополнять материально-техническую базу: закуплена мебель для второго кабинета информатики, при медицинском кабинете создан процедурный кабинет, оборудованный в соответствии с современными требованиями, в учебных кабинетах проведен хороший косметический ремонт. В соответствии с современными нормами оборудован методический кабинет, мультимедийный кабинет, библиотека. Приобретены новые школьные доски……

Приобретен спортинвентарь на сумму 40 000 рублей, получен комплект лыж в количестве 50 пар.

Таким образом, в ОУ усилиями педагогического коллектива, родителей и учащихся созданы и поддерживаются благоприятные условия для организации современного процесса обучения и развития, реализующего идеи Программы развития МОУ СОШ №20.

Жизнь-это всегда движение вперед, и нужно знать не только то, что делать сегодня, но и куда идти завтра, поэтому в дальнейшей деятельности планируем работу по следующим направлениям:

  • Профилизация старшей ступени общеобразовательной школы для более полного определения интересов, склонностей и способностей обучающихся, их осознанного профессионального выбора, результатом чего станет создание многопрофильной школы.
  • Реализация учителями спроектированных ценностных педагогических технологий в системе личностно-ориентированного образования.
  • Совершенствование системы воспитания здорового образа жизни, системы здоровьесберегающих технологий обучения, формирования у учащихся целостного отношения к своему здоровью.
  • Совершенствование диагностики учебных возможностей школьников с целью индивидуализировать процесс обучения и воспитания.
  • Улучшение материально-технической базы для реализации образовательной программы школы, в том числе обеспечения аттестационных процессов, учебно-воспитательной, научно-методической, учебно-исследовательской деятельности.