Цели:
1)
- Повторить и систематизировать знания о воде и водных растворах, основных классах неорганических соединений, типах химических реакций.
- Закрепить умения решать расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям химических реакций.
- Продолжить развитие логического мышления, умения использовать теоретические знания в новых ситуациях.
2)
- Расширить кругозор учащихся, совершенствовать представления о физических и химических свойствах воды.
- Закрепить умения сравнивать, сопоставлять, анализировать; создать условия для развития умений работать в группе.
- Воспитать интерес к изучению химии.
Оборудование и оформление:
- Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
- Глобус.
- Магнитная доска (для подведения итогов игры).
Правила проведения игры:
- В игре “Великолепная 8” одновременно участвуют две команды по 8 человек.
- Играют зрители. Зритель, правильно ответивший на вопрос ведущего получает жетон, который он может отдать любой команде.
- Жюри подводит итоги после каждого конкурса и вывешивает результаты на магнитную доску.
- Стенд с учеными-химиками, два из них закрыты листами ватмана с цифрами.
Добрый день, дорогие ребята!
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Никого из нас не удивляет дождь или падающий снег, гладь плавно текущей реки или озера. Другое дело – огромные просторы морей и океанов, гигантские ледники, сползающие с заоблачных высот, струи гейзеров, подобно фонтанам бьющие из-под земли. От этих красот у любого захватывает дух. Но редко кто задумывается над тем, откуда взялись моря или реки, дождь или снег, каковы свойства воды, предстающей в таком разнообразном виде.
Вода – самая загадочная жидкость на Земле. Единственное вещество, которое одновременно может находиться в трех агрегатных состояниях: жидком, твердом и газообразном. Певцы древних степных народов – акыны и ашуги - издавна воспевали ее, поэты посвящали ей удивительные строки.
Вода – ценнейший минерал.
В ладонь водицы я набрал.
Прозрачна и сладка на вкус
И оживляет каждый куст.
В пустыне и соленом море
Без этой жидкости нам горе.
Вода бежит, течет и льет,
Она и пар, и скользкий лед.
Не будет жизни без нее,
Так будем же беречь ее.
А ученые и по сей день, как и сотни лет назад, не могут дать точного ответа на, казалось бы, несложный вопрос: что такое вода?
Французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери, автор замечательных книг “Планета людей” и “Маленький принц”, ответил на этот вопрос так: “Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас неотразимой радостью… Ты самое большое богатство на свете”.
Итак, вы сегодня присутствуете на игре “Великолепная 8”. Замечательные команды:
8 а класса:
- Ваша команда называется?
- Почему такое название?
- Кто придумал?
- Девиз команды?
- Что это означает?
[Команда “Капелька”]
8 б класса
[Команда “Дельфины”]
- А сейчас разрешите представить членов жюри:
1) Кузьмина Л.Е. – зам. директора по УВР.
2) Медведева Л. В. – библиотекарь школы.
3) Полякова И. В. – учитель химии и биологии.
Я прошу жюри не оценивать этот конкурс: мы просто представили команды.
Конкурс №1
Конкурс для команды “Смотри в оба”.
На столе под салфеткой разложена химическая посуда. Вам необходимо, посмотрев несколько секунд, записать названия посуды на листке и отдать членам жюри.
- Штатив для пробирок
- Пробирка
- Фильтровальная бумага
- Спиртовка
- Мел
- Тигельные щипцы
- Фарфоровая чашка для выпаривания
- Шпатель
- Стеклянная трубка
- Воронка
- Демонстрационное стекло
- Пробиркодержатель
- Химический стакан
- Резиновая пробка
- Магнит
- Ступка с пестиком
- Железная ложка для сжигания веществ
- Газоотводная трубка с пробкой
- Химическая колба
Конкурс №2 “Знакомое лицо”.
1 участник. На стенде закрыт маленькими листами с цифрами портрет ученого-химика. Вам необходимо, убирая постепенно по 1 листу, узнать ученого.
Портреты ученых - химиков:
Д.И. Менделеев
М.В. Ломоносов
Джон Дальтон
Йенс Яков Берцелиус
Конкурс №3
Конкурс для команды “Вода камень точит”
Игроки команды по очереди называют пословицы и поговорки о воде, не повторяясь (домашнее задание)!
Команда-победительница та, которая последняя сказала пословицу или поговорку.
Конкурс №4
Конкурс для команды “Одна голова хорошо, а две лучше”.
В каждом классе есть ученик Петя Верхоглядкин. Быстро выполнив домашнее задание, он убегает играть в футбол.
Вам предстоит проверить его домашнее задание и исправить ошибки.
Листочки с решением заданий членам жюри.
1) 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2 - реакция замещения CaO + H2O = Ca (OH)2 - реакция соединения P2O5 + 3H2O = 2H3PO4 - реакция соединения Zn + H2O = ZnO + H2 - реакция замещения 2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O - реакция обмена
2) Считая, что кусочек сахара-рафинада имеет массу 5,6г, вычислите массовую долю сахара в вашем чае.
Конкурс №5
Для команды анаграммы – это слова, в которых порядок букв переставлен.
Записываете в свободные клетки правильные названия химических элементов и отдаете листочки членам жюри.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Конкурс №6
Для болельщиков вопросы “Великое таинство воды”.
За каждый правильный ответ – жетон.
Это был последний конкурс. И пока жюри подводит итоги, несколько загадок командам и болельщикам.
Слово предоставляется жюри.
Всем спасибо за игру.
Награждение: команде – медали, справки в портфолио, “5” в журнал!
Вопросы:
1. Назовите три состояния воды. (Жидкое, твердое, газообразное.)
2. До какого века считалось, что вода – простое и неделимое вещество?
- до X века;
- до конца XVIII века;
- до начало XX века.
3. Кто доказал, что вода – это сложное соединение и состоит из двух невидимых газов?
- Фалес Милетский;
- Джеймс Уатт;
- Антуан Лоран Лавуазье и Пьер Симон Лаплас.
4. Какой ученый, ставя опыт, пускал мыльные пузыри?
- Генри Кавендиш;
- Дмитрий Иванович Менделеев;
- Исаак Ньютон.
5. При какой температуре вода замерзает?
- при +1? С;
- при 0° С;
- при -3? С.
6. Сколько в морях и океанах растворено соли?
- 1 миллион тонн;
- 50 000 000 миллиардов тонн;
- соли в морях и океанах нет;
7. Что такое гидросфера?
- водная оболочка Земли;
- водяной пар;
- вся вода океанов и морей, не считая воды рек и озер.
8. В каком океане находиться море Лаптевых?
- в Атлантическом?
- в Индийском;
- в Северном Ледовитом.
9. Какое количество составляет пресная вода от общего количества воды на земле?
- 50%;
- 2,8%;
- 1%.
10. Назовите главное свойство воды в природе.
- давать жизнь всему живому;
- утолять жажду;
- ее единство.
11. На сколько процентов огурцы состоят из воды?
- на 100%;
- на 10%;
- на 98%.
12. Сколько в среднем каждый из нас выпивает воды в год?
- 1 центнер;
- 500 тонн;
- 1 тонну.
13. Какие металлы и сплавы плавятся в горячей воде?
[В горячей воде плавятся такие металлы:
цезий (+28,5? С)
рубидий (+39? С)
галлий (+29,75? С)
калий (+63? С)
Сплав Вуда (50% Bi, 25% Pb, 12,5%Sn, 12,5% Cd)
Плавиться при температуре t =+60,5° C.]
14. Что такое тяжелая вода?
[Тяжелой водой называют соединение изотопа водорода дейтерия с кислородом Д2О. Тяжелая вода в небольшой количестве есть в обычной воде (1 весовая часть на 5000 весовых частей.)]
15. Какие химические элементы поступают в растение из воздуха, воды, почвы?
[Углерод, азот, кислород поступает из воздуха; водород и кислород из воды. Все остальные элементы поступают в растения из почвы.]
16. Каким расплавленным металлом можно заморозить воду?
[Заморозить воду можно ртутью, она плавиться при температуре - 39? С]
17. Полезно ли человеку пить чистую воду?
[Относительно чистой водой химики считают дистиллированную воду. Но она вредна для организма.]
18. Еще в глубокой древности было известно, что вода, находящаяся в контакте с металлом приобретает целебные свойства. Какой это металл?
[Серебро]
Если всю воду Земли распределить равномерным слоем на ее поверхности, то образовался бы мировой океан. Какова глубина этого океана?
[4 км]
21. Пресная вода. Где находиться большая часть пресной воды?
[85% на полюсах Земли в виде ледников.]
Сколько тонн воды требуется для выращивания 1 тонны пшеницы, 1 тонны хлопчатника.
[1500 тонн, 10000 тонн]
22. Растворяется ли стекло в воде?
[Растворяется, фенолфталеин, розовая окраска]
23. Если из воды мирового океана выделить всю поваренную. Соль, то ею можно было бы покрыть поверхность Европы. Какой толщины получился бы этот слой?
[5 км]
24. Сколько процентов воды содержится в организме человека? Сколько литров воды расходует человек в течении 24 часов?
[65%; 2,5-3л]
Загадки:
Ты меня услышать можешь
В небе летнею порой.
“Г” на “Х” смени – и что же?
Элемент перед тобой. (Гром – Хром)С буквой “З” меня ты ценишь,
Я известный элемент
Лишь на “Д” ее заменишь
Я – столярный инструмент. (Золото – Долото)
Имя женское возьми,
Букву “В” на “С” смени.
Химию не зря учил –
Элемент ты получил. (Вера – Сера)Метаграмма интересна,
Но проста, наверняка:
С “Р” я – элемент известный,
С “Н” – во Франции река. (Сера – Сена)Серебристо-белый и активный очень,
Говорит под водой он, между прочим.
Сверканье бенгальским огням придает
А в Новый год детям радость несет. (Магний)Я крылатый элемент,
В небеса лечу на керосине,
Провожу тепло и ток,
Нахожусь в природе в глине. (Алюминий)Хлорид его – зеленый
И синий купорос,
Какой металл те соли
Дает, вот в чем вопрос. (Медь)Меня в составе мрамора найди,
Я твердость придаю кости,
В составе извести еще меня найдешь,
Теперь меня ты верно назовешь. (Кальций)Этому металлу хвала и честь,
С ним получается “Белая жесть”
Покрывают им сталь слегка,
Тогда для консервов посуда годна. (Олово)