Никакое человеческое общество не может гармонично развиваться, продвигаясь к более высокому состоянию, если в нем принижена роль женщины и несбалансированно соотношение двух взаимодополняющих начал - мужского и женского. Ведь положение женщин, словно лакмусовая бумажка, выявляет действительную степень цивилизованности той или иной социальной или же религиозной общности, а также безошибочно отражает степень приверженности ее членов принципам гуманизма, равенства и милосердия. Как известно, в доисламские времена женщины являлись собственностью мужчин, и их положение было немногим лучше участи домашних животных: к примеру, вдовы были тогда всего частью общего наследства и наследник сам решал, то ли ему жениться на них, то ли попросту продать. А арабы-бедуины вообще считали рождение девочки большим несчастьем и нередко либо приносили этих несчастных в жертву своим мнимым языческим “божествам”, либо просто зарывали живьем в песок, чтобы не тратиться на воспитание. Причем такая зверская жестокость по отношению к женскому полу наблюдалась в те далекие времена практически повсеместно. Но сегодня мы воочию видим, как многие женщины обладают пытливым и ясным умом, а также весьма деловыми и нравственными качествами, в то время как некоторые современные мужчины, напротив, опускаются до самого беспомощного и унизительного состояния.
Общеизвестно, что европейские женщины получили законное право распоряжаться своим собственным имуществом в замужестве лишь во второй половине XIX века. Тогда как Ислам почти пятнадцать веков тому назад открыто провозгласил полную финансовую самостоятельность женщины и наделил ее неотъемлемым правом самой распоряжаться своими ценностями, иметь свой личный бизнес и подписывать необходимые для этого финансовые документы. В некоторых отсталых странах женщины по-прежнему находятся в тяжелом положении, угнетаются и унижаются.
На рубеже XX-XXI веков все более яркую роль в политической жизни мира, отдельных стран и народов стали играть женщины. Это свидетельство дальнейшей эмансипации женщин.
Женщины истории доказали, что “слабый пол” способен взять на себя те проблемы и трудности, которые обычно считаются привилегиями мужчин.
Женщины долгие годы добивались своей социальной независимости. Теперь мы уже привыкли к слову “эмансипация”, и нас не удивляют женщины-врачи, политики, военные.
Но вспомним, для чего была создана Ева? Чтобы быть спутницей Адама в его жизни, а потом хранительницей “огня-Прометея” и хорошей матерью. “Слабый пол” и по сей день ревностно сохраняет за собой право на эти хозяйские обязанности, а также – право на слабость. Женская судьба – дом, семья, дети; и надо согласиться с тем писателем, который сказал, что женщина хочет казаться слабой, потому что это единственная черта, не доставшаяся характеру мужчины. А, вообще, право выбора – быть женщине матерью или политиком – остается за ней. В конце концов, каждый ищет дело жизни по душе.
Вопрос о том, может ли женщина наравне с мужчиной занимать высокие посты, уметь вертеться в кругах интеллектуалов, работать на одной из самых высоких и трудных должностей в политической деятельности, стал уже извечным. Казалось бы, теперь для этого нет никаких препятствий, но только редкая женщина отважиться пойти в политику или стать директором крупнейшей фирмы. Но все-таки такие женщины есть: сильные, трудолюбивые, стремящиеся к самой вершине, но в тоже время женственные, ласковые, обаятельные и привлекательные.
Женщина в политике – явление редкое. Общество с трудом расстается с ущемленным представлением о том, что политика – удел сильных, что особо женских интересов в политике не существует, что есть общечеловеческие ценности, которые нужно отстаивать.
История участия женщин в высших органах правительства России и СССР бедна событиями. Графиня Панина возглавляла вопросы социального призрения во Временном правительстве недолгое время с февраля 1917 г. В первом советском правительстве из 67 занимавших различные посты народных комиссаров, была единственная и первая женщина – член правительства революционной России – Александра Коллонтай. Всего полгода она возглавляла Народный комиссариат государственного призрения. Не намного более активно управляли женщины советским государством и с 1922 по 1991 гг. Всего лишь двум женщинам было доверено управлять наркоматом рыбной промышленности и министерством культуры – Полине Жемчужиной и Екатерине Фурцевой.
Получается, что среди министров советские женщины составляли 0,5%. При этом даже в Политбюро и других органах ЦК КПСС женщины появлялись чаще – их было в общей сложности 3% за все время существования этих органов.
На международной арене главный шаг в достижении целей равноправия для женщин был сделан 18 декабря 1979 г., когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин – GEDAW. 165 государств обязаны в соответствии с международным правом обеспечивать равенство между мужчинами и женщинами в общественной, культурной, экономической, политической и социальной сферах.
Россия ратифицировала Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в 1981 году. Однако при реализации Конвенции на национальном и региональном уровне возникают очень серьезные проблемы, связанные с очень низкой правовой грамотностью самих женщин в отношении своих прав, с недостаточным контролем со стороны гражданского общества, с недостаточным взаимодействием между государственными структурами, выполняющими международные соглашения через исполнение “Национального плана по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышению их роли в обществе на 2001-2005 годы” с неправительственными и некоммерческими женскими организациями.
В советское время включить женщин в активную политическую жизнь было просто. На места рассылалась разнарядка, по которой в список кандидатов в депутаты трудящихся предписывалось включить не менее 30% женщин в органы законодательной власти. Но ни для кого не секрет, что эти органы не обладали реальной властью. Власть была у КПСС. В общем составе населения было 45,8% мужчин и 54,2% женщин, в составе партии соответственно 79,1% и 20,9%, в составе ЦК партии – 97,2% и 2,8%, в Политбюро и секретариате ЦК партии – 100% мужчин. Поэтому, когда начались нынешние реформы, и пошел процесс приватизации, власть и собственность в стране получили тоже только мужчины – те, кто был во власти или около власти, владел информацией об истинном положении дел. Всегда мужчины боялись доверять высокие посты представительницам “слабого пола”, ссылаясь на их эмоциональность и чувствительность. Но мы помним Нефертити, Аспазию, Клеопатру, Екатерину II и многих других прекрасных дам, которым пришлось взваливать на себя груз ответственности за дела в государстве. Женщины истории доказали, что “слабый пол” способен взять на себя те проблемы и трудности, которые считаются привилегиями мужчин. Вопрос о том, может ли женщина наравне с мужчиной занимать высокие посты, уметь вертеться в кругах интеллектуалов, работать на самых высоких должностях в политической сфере, стал извечным. Но до сих пор женщина – политический руководитель – скорее исключение из правил, чем норма.
Сейчас положение изменяется. Женщины завоевывают одну позицию за другой в бизнесе, предпринимательстве, науке. Практически во всех странах мира, где женщины приходят к власти, они доказывают, что у “слабого пола” в настоящий момент есть свои особые социальные интересы, что они подчас более эффективно, чем мужчины, трудятся и более последовательны в достижении поставленных целей.
Считается, что дискриминация – явление естественное, связанное с биологической сущностью женщины, что существенно ограничивает потенциал ее социальной активности. Однако в Швеции женщина может быть депутатом парламента и иметь 3-4 детей, которые прекрасно воспитываются в детских садах, где по 5-6 человек в группе. В Шведском парламенте есть специальная комната для кормящих матерей. В Финляндии президент – Тарья Халонен – женщина, премьер-министр – женщина, мэр Хельсинки – женщина. Главная государственная задача – благосостояние каждого жителя страны. А ещё сто лет назад Финляндия была слабым неразвитым придатком Российской империи.
Во французском национальном собрании происходит обсуждение законопроекта о необходимости численного равенства женщин и мужчин в списках кандидатов в депутаты в структуры представительной власти всех уровней. В нем предусматриваются специальные меры, чтобы это равенство было соблюдено: от отказа в регистрации партийных списков в ходе избирательной кампании до штрафных санкций. Так утверждается идея паритетной демократии, то есть равного представительства мужчин и женщин в структурах власти. Идею паритетной демократии француженки стали отстаивать примерно в одно время с нами – в начале 90-х годов. За эти годы француженки продвинулись до обсуждения готового законопроекта. А мы, не только не продвинулись, но заметно откатываемся назад, несмотря на то, что одна из лидеров Союза правых сил Ирина Хакамада выдвинула себя на пост Президента РФ, правда с оговоркой, что она не собирается стать президентом, а хочет только, чтобы её услышали. Можно по-разному относиться к ней, но выбор такого средства быть услышанной вызывает уважение.
Известны представительницы “слабого пола”, пришедшие в политику и успешно осуществлявшие ее в интересах своих государств. Среди них Маргарет Тэтчер (Англия), Моно Алин (Швеция), Мадлен Олбрайт (США), Индира Ганди (Индия), Беназир Бхутто (Пакистан), Ганди Чиллер (Греция), Мери Робинсон (Ирландия), ГРУ Харлем Брунтланд (Норвегия), принцесса Диана (Англия), королева Биатрикс (Голландия), королева Сильвин (Швеция), Валентина Матвиенко (Россия), Ирина Хакамада (Россия), Елена Мизулина (Россия), Галина Старовойтова (Россия), Татьяна Комарова (Председатель комитета по природным ресурсам ГД), Э. Панфилова, политологи Т. Нарочницкая, О. Голутовина и другие.
Сравним государственную деятельность, раскроем положительное влияние женщин – политиков в решении различных вопросов, но вместе с их политической жизнью покажем их женскую судьбу жены, матери, бабушки.
Галина Старовойтова
Говоря об известных женщинах-политиках России, нельзя не сказать и о Галине Старовойтовой, бывшей сопредседателем движения “Демократическая Россия”. В 98-м году стало ясно, что к женщинам наконец-то стали относиться как к серьезным партнерам или противникам. Будучи депутатом Государственной думы и одновременно сопредседателем движения, она стала представлять опасность для своих политических конкурентов, и поэтому ее решили убрать с политической сцены. Самой большой потерей для народа стала гибель Галины Старовойтовой. Как ни кощунственно это звучит, но в ее трагическом уходе есть элемент красоты: как и Индира Ганди, она ушла на самом взлете, редчайшим образом состоявшись во всем, в чем только может преуспеть женщина: она была и известным ученым, и прекрасной матерью, и заботливой бабушкой, и счастливой новобрачной. И ярким политиком, которого в честной борьбе конкуренты победить не могли.
В последние годы внешне она очень походила на Екатерину II – подмечали буквально все, и это было как определенное знамение. Жаль только, что Россия не сумела ее сохранить. Эту женщину выдвигали даже на пост президента нашей страны. Галину больше прельщала норма избирательного закона в Норвегии, которому ни один пол не должен быть представлен в парламенте более чем на 60 %. Но, к сожалению, некие исполнители заказных убийств совершили расправу над Галиной Старовойтовой. Есть предположение, что ее убила женщина-киллер. Еще не было случая, чтобы женщина-киллер стреляла в женщину. Порой очень обидно, что убивают тех людей, которые действительно смогли бы хоть что-нибудь сделать для общества.
Женщины, играющие значительную роль в политике не только своей страны, но и мира.
Маргарет Хильда Тэтчер “Железная леди” - премьер-министр Великобритании. Железная леди была самой властной женщиной в мире в течение 10 лет. Маргарет Тэтчер была сильной, но честной, способной проявить упрямство, но и войти в положение противника, честолюбивой, но невозмутимой и хладнокровной. Тэтчер достигла самой вершины власти элиты, ориентированной на мужское превосходство, и достигла этого, только посвятив всю свою жизнь целеустремленности и борьбе. Ее медленный, мелкими шажками, подъем к вершине власти начался из среды малоимущего класса Англии, это начало казалось немыслимым для достижения столь высокой цели. Она совершила невозможное: дочь непритязательного владельца магазина имела безрассудство вторгнуться в надежно защищенную крепость мужской власти и стать премьер-министром Великобритании. Она оставила неизгладимый след в истории своей страны и повлияла на образ мышления всего британского общества, но самое большое наследие она оставила для целеустремленных молодых женщин-лидеров, желающих следовать по ее стопам. Маргарет Тэтчер пришла к власти с философией, основанной на осуждении правительства, и с жестко прагматичным отношением к происходящим событиям. Этими уникальными качествами она вооружилась, чтобы тащить на себе нудную и ограниченную мелкими уступками машину политической системы. Большинство издавна назначенных бюрократов ненавидели ее, но также и боялись. И на это у них были причины. Железная леди не собиралась ходить вокруг да около и делать что-либо спустя рукава. Она осмелилась быть непохожей на других, потому что еще отец внушал ей каждый день по капле убеждение, что все будет замечательно, если она будет “не как все”. Он твердил, что “непохожие” руководят людьми, а “тунеядцы” во всем им следуют. Он убеждал ее “никогда не следовать за толпой, а вести ее за собой”. Молодая Маргарет вооружилась мудрым заветам отца и стала лидером, которого мир не забудет. Тэтчер – превосходная модель “женского лидера” для всех женщин, где бы они не находились. Она сломала ту традиционную основу, которую давно следовало сломать. Эта неукротимая леди всегда руководствовалась девизом: “Цель и направление”. Первым шагом к завоеванию национального признания было решение Тэтчер отменить программу бесплатной раздачи молока для детей. Она решила реформировать систему социальных пособий, сэкономить деньги, перераспределив суммы, предназначенные для школьных программ раздачи молока, самим преподавателям. В феврале 1975 года Маргарет Тэтчер стала первой женщиной, передать которой лидерство была готова любая партия в Англии. Она энергично проводила компанию против “государства всеобщего благоденствия” и клялась постепенно сгладить борьбу за власть между лейбористами и правительством. “Узаконьте право сохранить то, что осталось!” - стал одним из ее призывов к единству. В июне 1975 года она говорила в Национальном исполнительном комитете профсоюза: “Слишком мало богатых и слишком мало прибыли”, а в октябре утверждала еще более четко: “Путь к восстановлению лежит через прибыль”. Наконец, в выступлении на телевидении “Thames” в апреле 1979 года, Тэтчер производит смертельный залп по профсоюзам, который должен был стать прелюдией к ее будущему режиму: “В этой стране есть люди, которых можно и нужно назвать великими разрушителями; они мечтают уничтожить суть свободного общества, которое мы имеем. Многие из этих разрушителей находятся в профсоюзах”.
Мери Робинсон – президент Ирландии. Сейчас она избрана новым Верховным Комиссаром ООН по правам человека. Декрет о ее назначении подписан генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном. В сентябре 2003 года кандидатура 53-летней ирландки была официально утверждена на сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Победив на выборах в 1990 году, профессор права Робинсон стала первой в истории Ирландии женщиной-президентом и завоевала международную признательность успешной деятельностью на этом посту. Она также широко известна своими выступлениями в защиту демократических свобод в Ирландии в 70-80-х г.г. А будучи президентом, незаурядная женщина продолжила борьбу за права человека в более широком масштабе, уделяя особое внимание Северной Ирландии и районам конфликтов и бедствий в Африке. У Мери дружная семья – муж и трое детей.
Гру Харлем Брунтланд – эта женщина стала самым высокопоставленным представителем в Норвегии на международном уровне. Она приступила к выполнению обязанностей на посту Генерального директора Всемирной организации здравоохранения. В первый же день Брунтланд провозгласила решительную борьбу с малярией и с рекламой табака. В Норвегии эта обаятельная женщина пользуется огромной популярностью, о чем говорит ее многолетняя работа в качестве премьер-министра страны и председателя Норвежской рабочей партии. Именно таких женщин ждет наше будущее.
Кэролин Моррис – самая высокопоставленная афроамериканка в истории Федерального Бюро Расследования США. Она назначена на должность помощника директора ФБР по информационным ресурсам. Кэролин Моррис родилась в городе Джексон. В 1960 году окончила математический факультет Центрального Северокаролинского университета. Позже защитила кандидатскую диссертацию в Гарвардском университете. Работала преподавателем математики в средней школе, занималась исследованиями в области статистики и информатики. С 1980 года работает в ФБР.
Моно Алин – вице-премьер Швеции. Она занимает пост министра по вопросам равноправия. Своей главной задачей она считает превращение Швеции в наиболее прогрессивное государство в вопросах равенства, уже сейчас зарплата шведских женщин ближе к зарплате мужчин, чем в любой другой стране. В 1986-1987 годах она возглавляла шведский союз молодежи, 8 лет подряд была депутатом парламента. В начале 80-х вошла в кабинет министров, стала секретарем социал-демократической партии Швеции. Слывет достаточно жестким политиком. Общественные обязанности успевает сочетать с воспитанием троих детей.
Индира Ганди – премьер министр Индии. Получила образование в Индии и Швейцарии, училась в Оксфордском университете. Вступила в партию Индийский национальный конгресс (ИНК). Была избрана председателем этой партии. Принимала активное участие в борьбе против английского колониального господства. Подвергалась репрессиям со стороны колониальных властей. Член рабочего комитета и член Центральной избирательной комиссии ИНК, председатель женской организации этой партии и член Центрального парламентского совета Всеиндийского комитета ИНК. Председатель ИНК. Министр информации и радиовещания. Член национального совета обороны. Лидер парламентской фракции ИНК. Премьер-министр. Министр атомной энергии. Председатель плановой комиссии. Министр иностранных дел. В своих заявлениях в качестве главы правительства неоднократно подчеркивала необходимость сохранения основных принципов политики – неучастия Индии в военных блоках, поддержания мира и международного сотрудничества, дальнейшего развития и укрепления, дружественных советско-индийских отношений, осуществления планового развития национальных основ экономики. Провела национализацию 14 крупнейших банков. Выступала с осуждением агрессии США во Вьетнаме и Израиле против арабских стран.
Конечно, нам сложно равняться на западные страны, которые десятилетиями развивались по другой модели. Но, с другой стороны, у российских женщин, если они хотят изменить политический и морально-нравственный климат в стране, стать полноценными гражданами, нет другого пути, кроме завоевания своей доли власти. Одним из главных тормозов паритетной гендерной политики в России является авторитарный тип существующих отношений власти. Признается авторитет силы, а сила всегда была преимуществом мужчин. Например, выборы. Демократическая, как утверждают лидеры, партия “Яблоко”.40% членов этой партии – женщины, а на выборы представляют 10% женских кандидатур. В выборах президента России 14 марта 2004 года 55% от всего числа голосующих были женщины, а сколько их во власти? Нельзя говорить, что у нас нет женщин, готовых разделить бремя власти с мужчинами – в каждом министерстве на уровне заместителей министров есть женщины. В недалеком прошлом мы помним активную, энергичную, прагматичную вице-президента Валентину Матвиенко. К сожалению, представляя абсолютное меньшинство во власти, женщины вынуждены играть по мужским правилам. В результате они, незаметно для себя, но очень быстро утрачивают самое главное своё богатство – очарование, женственность, мягкость, приобретают некоторые черты “сильных мира сего”, а теряют от этого все. Ирина Хакамада несколько лет назад, устремившись в вожди СПС, признавалась: “Мужчины не терпят женщину-политика”.
Представительницы прекрасного пола доказали, что проблемы мирового характера подвластны не только грубым, жестким, критическим, мужским умам, но и хрупким, нежным женским сердцам. Говорят, что женщина и политика – две вещи несовместимые, однако мы в который раз убеждаемся в обратном. В последние годы все более и более проявляется тенденция независимости женщин. Качества мужчины – защищать и принимать решения – проявляются все слабее, слабее. А женщины все чаще становятся ответственными и за себя, и за свою жизнь. Большинство наших проблем – это не проблемы отдельно мужчин или отдельно женщин. Это проблемы нашей жизни, и надо решать их вместе. Жизнь женщины-политика – это ее работа. Некоторые люди работают, чтобы жить. Женщины-политики живут, чтобы работать. Они “ведут за собой, а не следуют”, день за днем упорно работают над собой, не признают слов вроде “Я не могу” или “Это слишком трудно”. Сами создают свой собственный разум. Никогда ничего не делают только по той причине, что так делают твои друзья. Эта положительная черта характера, которая почти всегда других приводит в восхищение. Эти решительные и уверенные женщины-политики не собираются капитулировать перед всеотрицающими бюрократами, потому что у них достает мужества придерживаться своих убеждений. Возможно, именно женщины спасут нашу планету от всех разрушений и несчастий, которые она претерпела, именно женщины положат конец войнам, и на Земле будет процветать мир.