Некоторые примеры использования информационных технологий на уроках математики

Разделы: Математика


1. Использования программы Microsoft Excel при изучении темы “Графики тригонометрических функций” (10кл.).

В Microsoft Excel строится график функции y=sinx и составляется программа построения графика функции y=Asin(Bx+C)+D.

Изменяя значения коэффициентов, ученики не только получают новый график, но и могут наблюдать иго изменения относительно заданной синусоиды. Работа осуществляется в парах. Каждой паре выдается карточка с заданием:

Фамилия, имя: + / - Фамилия, имя: + / -
1 Y = sin x + 2   Y = sin x - 1  
2 Y = sin x   Y =1/3 sin x  
3 Y = sin 1/2 x   Y = sin 2x  
4 Y = sin (x +/4)   Y = sin (x/2)  
5 Y = -2 sin (x + /3)   Y = 1/2 sin 3x  
6 Y = 1/4 sin 2 (x)   Y = ? sin 1/2 (x + /6)  
7 Y = 1/2 sin (3x + ) + 3   Y = -4 sin (1/2 x + /8) – 1/2  
  Оценка   Оценка  
8 Y = 3sin (1/2x +/2) - 1   Y = 2sin (2x/2) + 1  
  Оценка   Оценка  

Дополнительные задания

9 Y = 3sin (1/2x + ?/2) - 1 ?   Y = ? 2sin (2x/2) + 1 ?  
10 Y = 3sin (1/2 { x } + /2) - 1   Y = 2sin (2 { x } – /2) + 1  
  Оценка   Оценка  

Учащиеся должны поочередно сначала проговаривать друг другу способ преобразования графика и тут же проверять правильность ответа на экране компьютера, вводя заданные коэффициенты. Результат фиксируется в карточке.

Задание под №8 каждый ученик должен выполнить в тетради, а затем проверить правильность построения на компьютере.

2. Использования программы Microsoft Excel при повторении темы “Преобразования графиков функций” (11 кл.).

Один из учащихся получает домашнее задание: подготовить презентацию данной темы. Выступление его заслушивается в начале урока (изображение с помощью проектора демонстрировалось на экране, хотя при его отсутствии возможно размножение на все компьютеры). Затем дети опять получают карточки с заданиями (в них включены задания и на сложение графиков), но в отличие от прошлого года, им необходимо уже самим составить программу построения графика функции.

Фамилия, имя: + / - Фамилия, имя: + / -

Y =А sin (B x + C ) + D

1 Y = sin х + 2   Y = 1/3 sin х - 1  
2 Y = sin ( 1/2 х )   Y = sin (2х)  
3 Y = sin (х +/4)   Y = sin (х/2)  
4 Y = -2 sin (х + /3)   Y = 1/2 sin (3х)  
5 Y =1/4 sin 2 (х)   Y = sin 1/3 (х + ? /6)  
6 Y = 4 sin (2х + /3) – 1/2   Y = -1/2 sin (1/3х + /6) + 3  
  Оценка   Оценка  
7 Y =-5 sin (1/2х + /3) + 2   Y = 2sin (1/3х/3) + 3  
  Оценка   Оценка  

Y =А sin (B x + C ) + E cos (F x + G)

8 Y = 2sin (1/3х + /2) + 3cos (2х + /3)
9 Y=5sin (2х + )+2cos (2х+/2)   Y=-sin (3х+/2)+4cos(3х+)  
  Оценка   Оценка  
10 Y = { -5sin (1/2х + /3) +2 ?   Y = ?2sin (1/3х/3) + 3?  
11 Y = -5 sin (1/2 {х} + /3) +2   Y = 2sin (1/2{ х}– /3) + 3  
  Оценка   Оценка  

3. Использования программы Microsoft Excel при повторении темы “Функции” (11кл.).

Ученикам предложено построить график функции Y = x + 1/x.

Работает три группы (с демонстрацией у доски), каждая из которых должна построить предложенный график следующим способом:

  1. исследуя свойства функции;
  2. используя правило сложения графиков;
  3. используя компьютер (с помощью составления программы в Excel).

Затем результаты сравниваются. Обсуждаются преимущества и недостатки каждого метода, ситуации, когда удобнее применять тот или иной из них.

Далее предлагается набор функций, графики которых необходимо было построить (способ построения выбирается учениками самостоятельно):

  1. у = х + 3 { х }
  2. у = х + sin х
  3. у = {х} + sin х
  4. у = { х + 1} + { х – 1 }
  5. у = sin х + sin 2х