Цель урока: Дать понятие о группах крови человека и причинах групповых различий.
Оборудование:
- Таблица “Кровь”.
- Пробирки с кровью человека.
- Натуральная плазма.
- Тарелка и реактивы для определения групп крови.
Задачи урока:
Учебно-образовательные
- Приобретение и усвоение значений учащихся по теме “Группы крови”.
Воспитательные задачи
- Развитие диалектико-материалистического мировоззрения на основе научных открытий об иммунитете и групповых различий крови, а также медицинской генетики.
- Забота и сохранение своего здоровья.
- Стремление к знаниям.
Развивающие
- Образование связано с умственным развитием и мышлением. В процессе обучения должно происходить развитие интеллектуальных качеств личности – интерес, наблюдательность, решение проблемных вопросов, умение делать выводы и обобщения.
Характер познавательной деятельности:
- Репродуктивная – слушаю, запоминаю, работа с книгой.
- Продуктивная – поисково-исследовательская – решить задачу, что-то отыскать, составить схему.
- Творческая – решение той или иной задачи повышенной трудности, придумать что-то самому, составить авторскую задачу, программу и т.д.
Ход урока
I. Организационные моменты
II. Повторение пройденной темы
Индивидуальный опрос:
- Начертить схему внутренней среды организма.
- Начертить таблицу и расписать лейкоцитарную формулу (виды лейкоцитов).
- Рассказать о 1-м компоненте внутренней среды, о крови: что она собой представляет, из чего состоит.
Фронтальный опрос по ранее изученной теме “Иммунитет”:
Какие вы знаете защитные барьеры организма против инфекций? Назовите их.
а) 1-й барьер – кожа, слизистые оболочки (слюна, слезы, пот)
б) 2-й барьер – элементы внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа.
Какие клетки крови выполняют защитную функцию? (лейкоциты).
Как называется способ защиты организма от живых микроорганизмов и чужеродных веществ, попадающих в организм? (иммунитет)
Почему при пересадке органов возникает их отторжение? (также благодаря иммунитету – в частности белковая несовместимость)
Какие виды иммунитета существуют?
а) Неспецифический – путем фагоцитоза (открыл И.И.Мечников)
б) Специфический – т.к. организм способен узнавать вещества отличные от его клеток и тканей
Как называются вещества, способные иммунную реакцию? – антигены (вирусы, бактерии, чужеродные клетки ткани)
А вещества, уничтожающие антигены? – антитела (гуморальный механизм)
Какие виды лимфоцитов вы знаете? (Т-лимфоциты, В-лимфоциты)
Их функции?
а) Т-лимфоциты – распознают микробные и другие антигены.
б) В-лимфоциты – выделяют в кровь антитела.
А если все-таки вещества – микробы проникли в клетку, то клетка сама начинает борьбу, выделяя вещества, такие как…(интерферон)
Кто и каким образом открыл иммунные свойства организмов? – Эдуард Дисейнер, англ. врач (1749-1823)
Что он предложил?
Что такое вакцина? (убитые или ослабленные микробы, которые вводятся в организм в виде прививок)
Какой ученый впоследствии также применял этот метод и создал вакцину против бешенства? (Луи Патер, франц. микробиолог)
Что представляет собой лечебная сыворотка? (сыворотка с готовыми антителами)
Вывод: Таким образом, иммунная система выполняет следующие функции
- 1 функция – способность выявлять любые чужеродные агенты, попавшие в организм и отторгать их.
- 2 функция – отторгать чужеродные клетки, возникающие в самом организме вследствие мутаций.
- 3 функция – способность формировать иммунную память, которая может существовать в течение жизни и обеспечивать защитную реакцию на повторное внедрение микроорганизмов.
Заболевание, разрушающее всю иммунную систему? (СПИД)
Какие инфекционные заболевания вы знаете и болели сами?
Инфекционные (вирусы, бактерии) – ОРЗ, воспаление легких, грипп, птичий грипп, СПИД, коклюш, дифтерия, полиомиелит, корь, оспа.
Паразитарные – простейшие черви-паразиты, насекомые, клещи и др.
III. Изучение новой темы: “Группы крови”
Цели урока:
- Познакомить учащихся с историей переливания крови.
- Выявить значение переливания крови как важного достижения современной медицины.
- Выяснить причины групповых различий у людей.
Введение в тему:
1) Учитель – вопрос к классу: Какие же функции выполняет кровь?
Почему ее называют “рекой жизни”?
2) история – применение крови с лечебной целью:
1492 г. – Римский папа Иннокентий VIII, кровь трех десятилетних мальчиков.
История – переливание крови, первые опыты:
/удачный/ а) 1666 г. – лондонский анатом Роберт Лоуэр. 1-й опыт переливания крови на животных – собаках.
/удачный/ б) 1667 г. – франц. ученый Дени произвел переливание крови ягненка больному обескровленному юноше, после двадцати кровопусканий 2 переливание – специально нанятому парижскому носильщику.
Всего Дени произвел 6 переливаний, но 2 закончились неудачно (!) и против него был возбужден уголовный процесс. Он был оправдан, но переливание крови было запрещено! (1670 г.) – франц. парламент
/человеку/ В 1819 г. – англ. акушер Бландем сделал 1 переливание крови от человека к человеку. Таким путем он спас жизнь обескровленной роженицы.
Проблемная задача –
Учитель: Таким образом, из приведенных примеров из истории переливания крови – переливание крови пытались применить издавна, но иногда оно сопровождалось успехом, а иногда приводило к гибели тех, кому переливали кровь.
Вопрос: Как это объяснить?
Открытие группы крови:
В 1901 г. немецкий ученый Эрлих и его ученик Карл Ландштейнер открыли три группы крови, а затем чешский ученый Я. Янский открыл еще IV группу крови. Таким образом, все население земного шара имеет 4 разные группы крови.
Вопрос: На чем основаны групповые различия?
Ответить на этот вопрос помогла наука генетика. Наследственными могут быть не только морфологические признаки – цвет волос, глаз, особенности строения, но по наследству могут передаваться и некоторые биохимические признаки – белки, встречающиеся в эритроцитах и плазме крови. Набор этих белков каждого человека строго постоянен! У разных людей эти наборы неодинаковы.
Таблица групповых различий
Агглютиногены | Агглютинины | |
Группа крови | Белки эритроцитов | Белки плазмы |
I | 00 | a? |
II | A | ? |
III | B | a |
IV | AB | 00 |
Агглютинация – процесс свертывания (склеивания) эритроцитов.
Люди одной и той же группы крови имеют сходный белковый состав, поэтому их кровь совместима.
Соответственно таблице укажите, какую кровь, какой группы, куда можно вливать.
Дать понятие:
1. Универсальный донор
2. Универсальный реципиент
Rh – понятие о резус-факторе:
За последнее время открыто много других факторов крови, из которых наибольшее практическое значение имеет так называемый Rh (резус-фактор). Он впервые был обнаружен в крови обезьяны – макаки-резус. Примерно у 85% людей в эритроцитах содержат белок – резус-фактор, а 15% населения его не имеют. На качестве крови его отсутствие не отражается, но его надо учитывать при переливании крови и при беременности. Rh“-” – людям следует переливать только в RH“-” кровь, т.к. при попадании в кровь Rh“+” белка (антигена) на него начинают вырабатываться антитела. У новорожденных, если мать Rh“-”, а плод развивается Rh“+” – мать вырабатывает антитела и ребенок рождается с гемолитической болезнью (апельсиновый цвет кожи).
Rh – резус-фактор, открытый тем же Карлом Ландштейнером совместно с исследователем Винером в 1937–1940 гг. За оба открытия Ландштейнеру дважды присуждалась нобелевская премия.
Значение знаний о группах крови:
Если бы ум человека не проник в генетическую тайну свойств крови и тканей, тысячи людей умирали бы от реакций в результате переливания крови и миллионы жизней погибали бы в больницах и на войне, от невозможности осуществления переливания крови.
Знание групп крови имеет общеизвестное судебно-медицинское значение:
а) определение группы крови преступника, пятен крови на месте преступления и вещах
б) определение отцовства
в) Rh-значение при беременности (резус конфликт!)
Выводы:
1) т.к. кровь является жидкой соединительной тканью, то групповая совместимость зависит от тканевой совместимости
2)тканевая совместимость зависит от наследственного сочетания определенных белков крови
Закрепление:
- Кто впервые обнаружил групповые различия?
- Сколько групп крови имеет человек?
- На чем основаны групповые различия? (определенные сочетания белков, эритроцитов и плазмы)
- Какой еще показатель крови нужно учитывать при переливании? (Rh-фактор)
- Какую группу крови можно переливать другим людям без риска? Почему?
- С какой группой крови люди могут принимать любую кровь? Почему?
- Значение знаний о группах крови.
Задание на дом:
- § 19, стр. 97
- Ответить на вопросы в конце параграфа.
- Выяснить у родителей свою группу и Rh.
- Подготовить доклады на тему: “Трансплантация органов и проблемы их совместимости”.