Цели:
1.Закрепить знания о пользе птиц, которую они приносят человеку.
2. Побуждать интерес к разным птицам, стремление больше узнать о них.
3. Развивать мышление, умение отгадывать загадки, ребусы.
4. Воспитывать чувство понимания прекрасного, любви к природе, бережное отношение к птицам в разные времена года.
Оборудование: Картины с изображением птиц, плакаты с загадками, ребусы, книги о птицах.
I. Вступительное слово.
Д:
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой.
Повязалася сосна.
У: - Ребята, сегодня мы продолжим путешествие по зимнему лесу. Во время путешествия на пути будет много препятствий, которые надо будет решить.
- Ребята, а вы любите лыжи?
Сегодня в путешествие мы отправимся на лыжах. Для того, чтобы не разрушать тишину зимнего леса. ( рисунок лыж). Перед нами I препятствие. “Разгадай-ка”.
У:
- Днём молчит, ночью кричит?
- Какая птица носит женское имя?
- Кто в воде купается, а сухим остаётся?
- У кого мешок под клювом?
- Красавец с отвратительным голосом?
- На какое дерево садится ворона во время проливного дождя?
- Какая птица самая многодетная мама?
Сообщение: У самки куропатки откладывается от 7 до 16 яиц. Гнёзда помещают под кустиком и хорошо маскируют. Пёстрая окраска яиц и самой куропатки делают их малозаметными, сливаясь с фоном окружающей местности. Через три недели появятся птенцы. В случае гибели одного или двух родителей, чужая семья присоединяет к своему выводу осиротивших птенцов и заботится о них, как о собственных птенцах. - А как куропатки спасаются от преследования зимой?
II. Повадки птиц.
У. - Ребята, а для чего нужны птицы?
Д. - Создают красоту, являются санитарами леса, способствуют размножению растений.
Игра “Кто больше знает зимних птиц”.
Делая шаг название птиц.
У: Сказочно прекрасен лес в ясный лес. Особенно когда вдруг блеснёт солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветках мы увидим необыкновенные цветы. Это птицы зимнего леса.
Ребята, мы сегодня поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму.
Какие вы знаете зимующих птиц?
У: Некоторых из этих птиц называют оседлыми. Это те птицы которые круглый год находятся недалеко от своих гнёзд.
Вы наверняка много о них знаете и легко узнаёте птиц по описанию.
Игра: “Узнай птиц по описанию” (дети одеты в костюмы птиц).
Ученик: Это маленькая подвижная птичка, с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями.
Клюв твёрдый к концу заостренный, (ответы детей)
Учитель: Спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут лапку в пушистое оперенье своего брюшка. Воробьи чистоплотные постоянно охорашиваются охотно купаются в снегу. Ученик: Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса галстучек. Крылья и хвост серые, спина жёлто-зеленая, а брюшко - жёлтое. (синица)
Учитель: Очень подвижная птица. Перепархивая с одной ветки на ветку они подвешиваются к ним вниз головой, качаются держась на самых тонких ветках.
Ученик: нарядная птица. У этой птицы верх головы, крылья, хвост чёрные, спинка голубовато- серая, брюшко - красное. Клюв короткий, толстый, чёрного цвета. (снегирь)
Учитель: У самочек наряд более скромный. Снегири держатся небольшими стайками. Чем сильнее мороз тем спокойнее сидит стайка. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты.
Ученик: У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна на сложенных крыльях белые полосы подхвостье и темя красные. (дятел)
Учитель: Чаще всего встречается большой пёстрый дятел. Он украшение нашего леса. Дятел труженик леса.
Ученик: Голова, крылья, хвост у этой птицы - чёрные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (сорока)
Игра: “Летели-летели”.
(участвуют все дети)
Ученик: У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги, ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья - чёрные, а остальное тело серое.
Ученик: Это небольшая птичка красного цвета, с крепкими лапами и характерным крестообразным клювом. (клёст)
Учитель: Клестов называют северным попугайчиком. Такое прозвище они получили потому, что подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям.
Молодцы, ребята, хорошо знаете птиц.
- Давайте поиграем в игру.
Игра: “Ну-ка, прочитай”.
Ребята, вы должны прочитать название птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы.
- ДИДКЕБРИШГАШЛКЛИ
- ОЗУДЯНБАОЛДАИНКУ
- БИВХЕРАВСХАКСУТИ
- КАГРЛКНУРОПОАНЫШ
- СИМОРЛУМСРЯПУКИА
Сейчас мы с вами послушаем об очень удивительных птицах.
III. Рефераты детей.
- Ребята, а как вы думаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?
У: Действительно для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы не успевают утомить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях, деревьев и на снегу затрудняют птицам добывать корм. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна.
- А как можно помочь птицам?
Ученик:
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели.
К нам синицы прилетели.
Ученица:
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
Ученик:
А в четверг со всех краёв —
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей.
Голубь лакомился кашей.
Ученица:
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.
У кого из вас есть кормушки?
Учитель: Кормушки для птиц бывают самые разные.
- Ребята, а что нужно помнить когда вы укрепляете кормушки?
Укрепляя не обламывать ветки, не повреждать стволы деревьев.
В кормушке не должно быть снега.
Не бросать возле кормушки пакеты, банки, в которых приносите корм.
Следить, чтобы корм в кормушке был постоянно.
Необходимо также знать, чем нужно кормить птиц.
Только ли зимой нужно кормить птиц?
А можно ли зимой птиц держать в клетках?
IV. Значение птиц.
- Какую пользу приносят птицы садам, огородам, лесу?
Сейчас ваши товарищи расскажут о том, какую пользу приносят птицы человеку?
- Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.
- Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток.
- Грач, следуя за плугом способен уничтожить за день 400 червей.
- Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредителей.
- Сова способна съесть за день 10 полевых, а сова съедает в год около 1200 грызунов.
- А кукушка за лето съедает до 270 тысяч крупных гусениц.
Многие птицы - санитары. Вороны, галки, коршуны, сороки и некоторые другие, питаясь на свалках и помоях, способствуют оздоровлению местности.
А что же нужно знать?
Подходить к гнёздам птиц можно или нельзя?
У: Не подходи близко к гнёздам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасаясь к нему, сразу не уходи. Иначе птицы - родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряй птичьи гнёзда!
Ребята, есть очень красивые птицы. Их называют птицами - нарядницами. Они славятся не пением, а ярким, как у попугая, разноцветным оперением.
- Какие вы знаете птиц - нарядниц?
(щегол, жугонь-свиристель, снегирь, зеленушка.)
Есть птицы - певицы, которые славятся своим пением.
Каких птиц - певцов вы знаете?
Прослушивание звукозаписи с голосами птиц.
Отгадывание ребятами птиц.
Конкурс стихов, песен, загадок о птицах.
Итог урока.
Что понравилось вам?
Почему птицам нужно помогать зимой?