Внеклассное мероприятие "Ежели вы вежливы…". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 3


Оборудование: магнитофон, плакаты.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о вежливости, о науке, которая изучает вежливость и правила поведения человека в обществе.

Этикет – французское слово, оно означает свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных кругах.

Правила этикета были детально разработаны, требовали неукоснительного соблюдения. Их существовало, да и поныне существует бесконечное множество.

С древних времен нашли свое выражение многие формы международной вежливости, которые сегодня, хотя и в измененном виде, применяются не только в отношении между правительствами, но и между общественными организациями и отдельными гражданами.

В древнем Китае насчитывали около тридцати тысяч церемоний. Как постучаться в дом, как войти, как встать, сесть, взять чашку с чаем – всё было строго определено и расписано. Не один год уходил у детей богачей, чтобы выучить эти правила.

Ученица 1: Уроки вежливости проводились и 300 лет назад. Был даже учебник “Гражданство обычаев детских”. Он включал в себя 164 вопроса о правилах поведения. И 164 ответа школьники заучивали наизусть. Эта книга была написана языком торжественным и трудным. А учить приходилось наизусть, “долбить”, как тогда говорили. Не выдолбишь – тебя розгами высекут, да ещё стихи заставят выучить о пользе этой процедуры.

Ученик читает стихотворение С.Маршака “Урок вежливости”.

Девочки танцуют танец “Двоечки и пятёрочки” под музыку “Канкан”.

Учитель: существовали правила поведения и для людей из народа.

- Что же советовали бедным?

1. Не толпиться, как стадо баранов.

2. Не производить нечистоты в помещениях.

3. Говорить доктору “господин доктор” и держать шапку в руках.

4. Если надо сказать что-то о господах, называть их в третьем лице множественного числа, например: “им угодно”.

Бывали случаи, когда за нарушение этикета бедным грозило строгое наказание.

Учитель: - Как вы думаете, ребята, кто придумывал для бедных такие правила? (ответы детей)

Ученик читает стихотворение Б.Заходера “Очень вежливый индюк”.

Учитель: Шло время. Проверенные опытом многих поколений, правила постепенно превращались в обычаи. Так, испокон веков у всех народов обидеть старика, непочтительно обойтись с ним, значило покрыть себя позором.

Ученица 2: Ученые провели исследование “феномена долгожительства” в Абхазии. Выяснилось, что одной из главных причин того, что абхазцы доживают до 100 и более лет, является традиционная доброта. Тщательно разработанный этикет, традиционные обычаи взаимопомощи в Абхазии помогают жить без конфликтов и разрушающих стрессов. Уважение к ребёнку и почитание старших, создают “микроклимат долгожительства”. До сих пор сохранился обычай, когда всадник, повстречавший идущего старика, спрашивает, не может ли чем помочь. Молодой человек, увидевший старика или старуху несущих ношу, берет груз и несет сам.

Ученица 1: Этикет не только свод определенных правил: как поздороваться, как вступить в разговор, как вести себя за столом, как делать подарки и т.п. этикет – инструмент для создания стойких привычек поступать так, как требуется, - уважительно, доброжелательно, с доверием к людям.

Ученица 2: Самое первое правило этикета, которое мы запоминаем с первых дней, - приветствие и пожелание доброго утра, дня, вечера.

Чтец 1.

То жара на планете, то вьюга
Только вместе нас не испугать.
Мы поближе узнаем друг друга
И друг друга начнем уважать.

Чтец 2.

Сердце бьётся то громче, то тише,
Но любому всегда и везде
Так приятно “спасибо” услышать
И “пожалуйста” молвить в ответ.

Чтец 3.

Всякой встрече грозит расставанье,
Но увидимся с вами опять.
Так приятно сказать “до свиданья!”,
Чтобы “здравствуйте” завтра сказать.

Чтец 4.

Как бы ни было в жизни нам туго,
Нужно вежливость не растерять,
Мы окажем вниманье друг другу
И друг друга сумеем понять.

Ученик читает стихотворение И.Пивоварова “Вежливый ослик”.

Учитель: Пожалуйста, подумайте и ответьте, например:

- Кто здоровается первым, если встретились младший и старший?

- Мальчик или девочка?

- Два мальчика?

- И, кстати, кто подаёт первым руку, если встретились взрослый и младший; если два мальчика встретились?

Учитель: У каждого из нас в течение одного только дня происходят десятки, а то и сотни встреч с другими людьми – в школе, на улице, в библиотеке, в магазине, на выставке, дискотеке. И всякий раз настроение, самочувствие, работоспособность людей во многом зависят от того, приветливы ли они были, доброжелательны или грубы, нашли ли правильную линию поведения. Уважен, хочешь быть – умей других уважить. Не забывайте эту мудрость.

Сценки-ситуации: (разыгрываются детьми)

“В кафе”, “В парикмахерской”.

Учитель: Воспитанность, хорошие манеры прочно связаны с внутренней культурой человека.

Часто внешний вид и сущность человека составляют единое целое. Человека оценивают: как он приятен. Привлекательной своей сердечностью, тактичностью.

В прежние времена люди придавали первому впечатлению ещё большее значение, чем теперь. Судили даже по внешности.

Ещё Аристотелю казалось, что облик человека – своего рода книга, в которой можно прочитать о его характере. Он даже составил перечень зависимости свойств характера от черт внешности.

Величайший учёный древности не сомневался:

“У кого широкий рот, тот смел и храбр”.

“У кого руки простираются до самых колен, тот смел, честен и свободен в общении”.

“Кто имеет щетинистые, дыбом стоящие волосы, тот боязлив”.

“Те, у кого пуп не на середине брюха, но гораздо выше находится, недолговечны и бессильны”.

“Нос толстый, как у быка, - утверждал Аристотель, - означает лень. Острый, как у собаки, нос – признак непоседы, беспокойного человека”.

“Орлиный нос означает смелость, крючковатый, как у вороны, - напряжённость…”

Ученица 3. Великий Лев Толстой, согласно исследованиям литературоведов, описывает восемьдесят пять оттенков выражения глаз и девяносто семь оттенков улыбки, раскрывающих эмоциональные состояния человека.

А Шекспир считал, что улыбкой можно добиться большего, чем мечом. Хотите завоевать друзей? Улыбайтесь!

Учитель. Помните, как в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” рассказывалось о гордой мачехе-царице:

Ученица

Ей в приданое дано
Было зеркальце одно,
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело…

Учитель - Что же главное хотела слышать царица от зеркальца?

Дети – Красива ли я?

Учитель. Во все времена и во всех уголках земного шара люди хотели и хотят быть красивыми.

Чего только не придумывали они для достижения этой цели: чернили зубы и просверливали в них дырочки; оттягивали мочки ушей до самых плеч; украшали кожу роскошными орнаментами рубцов и насечек; протыкали губы изящными бамбуковыми палочками, а в носу укрепляли большие блестящие кольца.

Больно? Ничего! Зато будет красиво! И не имеет значения, что сама красота понимается по-разному.

А разве в наши дни не бывает случаев, когда люди соглашаются на мучительные, сложные операции, чтобы стать красивее, избавиться от какого-то физического недостатка? Делают татуировки и пирсинги. Может быть, зря они это делают? Ведь с лица, как говорится, не воду пить.

Многие считают, что человеку нужно быть хорошим, а красивым быть не обязательно.

Это верно! Ленивый, злой, нечестный, эгоистичный, пустой, глупый человек не бывает красивым.

Да, он не может обладать правильными чертами лица, стройной фигурой. Но справедливо заметил неизвестный персидский поэт 15 века.

Ученица.

Всегда особенно ценна
Бывает внешность той,
Чья красота озарена
Душевной красотой.

Учитель. Жесты, походка… красивая походка, осанка, изящные жесты украшают, как мужчину, так и женщину. В исключительных случаях тем, что мы называем грациозностью, человек наделён от природы. Чаще эти качества приобретаются ценой немалых усилий. Их воспитанию помогают занятия спортом, ритмикой, балетом.

Следует учиться красиво ходить, держаться прямо. И никогда не надо стоять на расставленных ногах.

Ученица.

Я тебя вчера ещё не знала –
Мы сегодня повстречались тут.
- Здравствуй! – смело ты сказала
- Здравствуй! Как тебя зовут?
Имя на имя – и будто давно мы
Любим с тобою в танце кружить
Будем знакомы? Будем знакомы!
Будем знакомы – будем дружить.

Танец “Вальс” танцуют Бакуров Артем и Регина (дети, занимающиеся спортивными танцами).

Ученица. Совет современным девушкам.

У современной девушки должны быть:

  • Доброжелательный характер.
  • Здоровый внешний вид.
  • Ум.
  • Хорошая осанка.
  • Стройная спортивная фигура.
  • Ухоженные волосы.
  • Индивидуальная манера одеваться и прическа в своем стиле.
  • Приятный голос.
  • Интересные черты лица.

Учитель. В Японии с раннего детства девочку приучали спать с улыбкой, с приятной мимикой.

Акробатический этюд исполняют Козловы Анна и Клара (дети, занимающиеся хореографией).

Учитель. В жизни встречаются тысячи ситуаций, которые не может предусмотреть никакой самый полный – свод правил поведения. И тогда единственно верное правило подскажет воспитанность. Она не допустит ни бесцеремонности, ни грубости. Она утвердит в человеке качества положительные – терпимость ненавязчивость, простоту, деликатность, понимание.

Ученица. Американский просветитель XVIII века Бенджамин Франклин, будучи ещё рабочим, в типографии, составил для себя “13 принципов мелкой повседневной добродетели”.

В них входили сдержанность, молчаливость, порядок, решительность, деятельность, откровенность, справедливость, бережливость, умеренность, чистоплотность, спокойствие, целомудрие, скромность.

Он устойчиво и упорно развивал, воспитывал эти качества, вводил в привычку эти принципы. Путем самообразования он стал одним из самых просвещенных людей своего времени, а путем самосовершенствования – гуманистом, человеком высоких принципов, добра и справедливости.

Дети поют песню “Деловой человек”

Музыка А. Захаровой

Слова Л. Рыжова

Учитель. Об этикете, вежливости можно говорить много и долго. Мне хочется, чтобы вы, дети, запомнили одно мудрое изречение и одну мудрую формулу.

(На плакате)

“Посеете действие – пожнете привычку;

Посеете привычку - пожнете характер;

Посеете характер – пожнете судьбу”.

(Мудрое изречение)

Д х У + ЗПП = КП (плакат)

Доброжелательность, помноженная на Уважение, плюс Знание Правил Поведения составляет Культуру Поведения.

(На плакатах мудрые изречения):

Манеры не пустяки; они плод благородной души и честного ума. (Теннисон).

Умение себя вести украшает и ничего не стоит.

(Немецкая пословица)

Учитель. Дорогие ребята! “Умение себя вести украшает и ничего не стоит”. Я хочу, чтобы вы строили счастливую и долгую жизнь. Будьте счастливы! Счастье в ваших руках!

“Заключительная песенка об очень важном” (читают дети)

Чтец 1.

Во дворе и в школьном классе,
Дома и когда в гостях
Прост и вежлив оставайся –
Это вовсе не пустяк.

Чтец 2.

С языка сорвется грубость,
Или глупость, или гнев –
И обидеть можно друга,
Коли ты не спрятал гнев.

Чтец 3.

Вместо окрика злого,
Лучше доброе слово
И улыбку не надо стеречь.
Жизнь устроена мудро:
Это вовсе не трудно –
Берегите, пожалуйста, речь!

Чтец 4.

Этикет – не этикетка
И не новенький костюм,
Это – жизненная сметка,
И воспитанность, и ум.

Чтец 5.

Он всегда и всюду нужен,
На любой твоей тропе.
С этикетом если дружен,
Значит радостно тебе.

Песня “Если добрый ты” (исполняют дети).

Праздник заканчивается угощением детей сладкими призами.

Литература.

  1. “Энциклопедия этикета”. Составитель Л. П. Тарасова, составитель серии Ю. В. Смирнов. Санкт-Петербург. “МиМ-ЭКСПРЕСС”. 1996.
  2. “Веселый этикет”. Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина. Екатеринбург. АРД ЛТД. 1997.