Детскому саду “Чебурашка” города Волжска Республики Марий Эл 28 лет. Вот уже 9 лет коллектив детского сада включил в свою деятельность по воспитанию и обучению детей театр. Существует множество форм обучения и воспитания как процесса всестороннего развития детей, но театральная деятельность стоит в этом ряду “на особинку”. Это тот вид деятельности, где игра воспитание и обучение неразрывно связаны. Театр позволяет строить взаимодействие и общение его участников с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. И в то же время дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая подчас характеры и поступки осуждаемые всеми: жадность, хитрость, леность и пр.
Выступления на сцене, перед аудиторией позволяют свободно держаться в повседневной жизни. Театр в нашем детском саду начинается уже в ясельном возрасте. В каждой группе для малышей руками воспитателей оборудован мини-театр, подобраны различные виды театров: рукавички, кукольный, би-ба-бо, театр игрушек, фланелеграф. Двухлетние малыши надевают на ручку рукавичку с изображением мордочки кошки, собачки или козленка и подражают их голосам, движениям. На физкультурных занятиях учатся “прыгать как зайчики”, красться “как кошка за мышкой”. Прочитанные стихи Агнии Барто превращаются в игры-драматизации, где все дети - актеры. Представьте, как трудно двухлетнему малышу изобразить бычка, который идет по доске, а она “качается”. И малыши старательно “боятся”: поджимают ручки, закрывают “от страха” глаза.
Со второй младшей группы театр включен в сетку занятий. В детском саду оборудована театральная студия. Имеется большая сцена, гримерная. Дети с удовольствием разыгрывают небольшие этюды, сценки из знакомых сказок, участвуют в создании декораций, оформлении сцены. Учатся накладывать грим: подрисовывают усы, веснушки, румянят щеки, причем делают это с откровенным удовольствием.
В детском саду сложилась традиция - устраивать неделю театра. Каждая группа готовит и показывает для родителей и сверстников спектакль. Выбор спектакля - серьезная задача для детей. Детям дается право свободного выбора и добровольного участия в спектакле. Воспитатели делают так, чтобы ни один ребенок не остался в стороне от решения этой проблемы. Дети обсуждают количество ролей, назначают актеров, продумывают декорации, озвучивание. Здесь они учатся решать вопросы на основе диалога и демократического общения. Учатся правильно оценивать свои возможности, возможности товарищей, удовлетворяют потребности в личностном общении со взрослыми: музыкальным руководителем, руководителем изостудии, воспитателем и швеей. Педагоги стараются сделать это так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя нужным и значительным в этой работе. Воспитатели испытывают определенные трудности при организации театрализованной деятельности, в частности постановки спектакля, так как приходится заниматься индивидуально с каждым ребенком, продумывать режим детской деятельности, подбирать для каждого оптимальный вариант сложности. Однако наш опыт свидетельствует, что занятия театром дают большой эффект в развитии интеллекта, в воспитании выдержки, внимания, памяти, чувства ответственности. Соблюдение принципа добровольного участия в спектакле позволяет стимулировать активность каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, потому что, если предлагаемое не нравится ребенку, не соответствует его внутренним возможностям, он имеет право не участвовать в самом спектакле. Но он не остается в стороне: постановка спектакля - дело многогранное. Для каждого найдется работа.
Включить малышей в театральную деятельность несложно. Дети очень любят наряжаться, изображать каких-то героев. Любая сюжетно-ролевая игра - это, по сути, спектакль, просто он проходит обыденно, не на показ, не для зрителей. Педагоги детского сада заметили, что любая задача любого занятия решается детьми легче, проще и быстрее, если они ее обыгрывают. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником для воспитателей при подготовке и проведении занятий. Трудности, с которым сталкивается педагог при организации обучения, связаны прежде всего с тем, что для дошкольников учебные задачи, прямо поставленные перед ними, не имеют смысла. Деятельность, построенная на решении непонятных задач, не вызывает интереса у ребенка и, следовательно не играет особой роли в его развитии. Например, знакомя детей с представлением деления предмета на равные части на занятиях по математике можно очень много времени потратить на объяснения этого процесса, а можно просто разыграть сценку деления сыра лисой из сказки о двух медвежатах. Причем разыграть в лицах, на сцене. Поверьте, результат будет гораздо эффективнее и знания гораздо прочнее.
Мы также используем прием олицетворения математических знаков, которые являются жителями разных городов математической страны (Цифры, Сложение, Вычитание, Точка и другие). Благодаря необычному сказочному сюжету, занятия позволяют заинтересовать детей, так как естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них, заставляет детей приложить максимум усилий для выполнения заданий. Кроме того, они реально видят, для чего нужно выполнить это задание и каков будет результат (например: повернуть направо, что бы не попасть в болото; подобрать ключик правильной формы, чтобы открыть сундук и выручить маленькую волшебницу). Это помогает детям лучше понять, как можно использовать математические знания в жизни.
В ходе работы над спектаклями создаются условия для речевого развития детей. В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.
Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что понятие “выразительность речи” имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлению перед аудиторией. В нашем детском саду в этой работе огромную помощь оказывают театрализованные занятия . Они всегда радуют детей и пользуются у детей неизменной любовью.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и д.р.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет воспитателям через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
В работе нашей театральной студии принимают участие не только воспитатели, но и родители, и это очень важно. Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни ДОУ, которому присущи зарегламентированность и искусственная изоляция детей разного возраста от взрослых. Кроме того, в такой совместной деятельности можно лучше узнать детей, особенности их характера, темперамента, мечты, желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при организации предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность наших детей в группах, мы учитываем:
- Индивидуальные социально-психологические особенности каждого ребенка;
- Особенности эмоционально-личностного развития;
- Интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- Возрастные и поло ролевые особенности.
Таким образом, создание зоны театральной деятельности предполагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды в ДОУ:
- Обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
- Организация “зон приватности”;
- Предоставления права и свободы выбора;
- Создания условий для моделирования, поиска и экспериментирования;
- Многофункциональность использования зон в группах и оборудования;
- Возрастная и поло-ролевая адресованность оборудования и материалов.
Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и не в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременному достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.
Мы также привлекаем и родителей к активному участию в театрализованных занятиях в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д. В любом случае союз педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Подготовку спектакля мы обычно строим по следующей примерной схеме:
- мы вместе читаем сказку-сценарий, обсуждаем его, выбираем, кто кем хотел бы быть;
- рисуем персонажей сказки, эскизы предполагаемых костюмов, декораций, лепим сказку, как бы моделируя спектакль в пластилине;
- слушаем музыку и вместе выбираем определенные фрагменты для разных сцен спектакля (фонограмму предоставляет педагог сам), при необходимости подбираем шумовые инструменты;
- по возможности создаем необходимые костюмы или элементы костюмов, делаем декорации, украшаем помещение, где будет наше действие, готовим подарки гостям;
- репетируем, играем, стараясь вслушиваться в музыку, которая создает настрой, помогает лучше передать образ героя и создает необходимую атмосферу.
В своей работе мы учитываем то, что дети могут захотеть меняться ролями, и эту возможность им предоставляем. Для этого мы показываем спектакль сначала с одним составом, а затем с другим. Если никто из детей не хочет исполнять роль отрицательного персонажа, то мы заменяем его куклой. Используем и такую форму спектакля, когда дети не говорят, а только действуют, показывают то, о чем рассказывает взрослый рассказчик.
Во время спектакля мы разыгрываем настоящую праздничную театральную атмосферу – раздаем билеты, разносим на подносах угощение гостям, при этом звучит музыка, царит праздник.
Театральная деятельность позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения. Дети не зажаты, выразительно и эмоционально читают стихи. Так, например, в нашем детском саду с 2003 г. действует литературный кружок “Огонек”. Воспитатель Алексанрова Е.А. вводит детей в прекрасный мир поэзии, знакомит их с творчеством А.С.Пушкина и других великих русских поэтов. Ею собран богатый системный материал: папка со статьями о жизни и творчестве А.С.Пушкина, конспекты занятий, дидактические игры, альбомы, “волшебная коробка” с предметами из сказок, иллюстрации детей к сказкам, подобраны диафильмы, диски DVD и кассеты. Работа кружка тесно связана с театрализованной и изобразительной деятельностью. Работу изостудии ведет Чекмарёва Н.В. Она на своих занятиях использует элементы театра. Далее мы приводим одно из ее занятий.
Игровое занятие по рисованию для детей средней группы по сказке А.С.Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”
Цели:
- Продолжать учить детей рисовать методом тычка при помощи поролонового тампона.
- Закрепить умение рисовать зубной щеткой и пальцем.
Задачи:
- Используя взаимосвязь работы с воспитателем, закрепить знания детей по сказке А.С.Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”
- Развивать творческое воображение детей.
- Воспитывать чуткость, готовность прийти на помощь.
Предварительная работа:
- Чтение сказки А.С.Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”.
- Рассматривание иллюстраций к сказке,
- Объяснение незнакомых слов (“старче”, “невод”, “корыто”),
- Рассматривание рыбок в аквариуме.
Материалы и оборудование:
- тонированная бумага, разноцветная гуашь, старые зубные щетки, трафареты-рыбки, поролоновые тампоны, салфетки, вода, мелки,“невод”, ширма из голубой ткани, куклы старика и старухи;
- декорация: вид лагуны и моря, нарисованные на ватмане; золотая рыбка, плавающая в банке с водой;
- ТСО:
- магнитофон.
Ход занятия
Воспитатель:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
В первый раз закинул он невод –
Пришел невод с одною тиной.
Во второй раз закинул он невод –
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод –
Пришел невод с одною рыбкой…
Вы вспомнили эту сказку? Как она называется?
Дети: “Сказка о рыбаке и рыбке”.
Воспитатель: Правильно. Это “Сказка о рыбаке и рыбке”.
А кто написал эту сказку?
Дети: Александр Сергеевич Пушкин.
Воспитатель: А вот и герои этой сказки.
(Воспитатель обращает внимание детей на кукольный домик-землянку и купол, старика и старуху. Одевает би-ба-бо Старика на руку и показывает детям спрятанную до этого момента банку с золотой рыбкой. Говорит от имени старика.)
Старик: Здравствуйте, ребята. Поймал я вчера рыбку, да не простую, а золотую. Очень просила рыбка помочь ей, да не могу я, не знаю, как это сделать. Вот и решил я принести ее вам в садик. Оставлю я вам золотую рыбку, а сам возвращаюсь к своей старухе.
(Ставит банку на маленький стол и “уходит”. Невод лежит на ширме, а в нем конфеты)
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая красивая рыбка! Какого она цвета? Почему ее называют золотой?
Дети: Она блестит, как золото.
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, золото какого цвета бывает?
Дети: Желтого, красного, оранжевого.
Воспитатель: Да золото бывает желтого, красного, оранжевого цвета. А как вы думаете, желтый, красный, оранжевый это теплые или холодные цвета?
Дети: Теплые.
Воспитатель: Верно, это цвета теплые. Желтого цвета бывает огонь, солнце, т.е. то, что согревает нас. А назовите мне холодные цвета.
Дети: Синий, голубой, фиолетовый.
Воспитатель: Да, синий, голубой, фиолетовый – цвета холодные. А что они вам напоминают?
Дети отвечают.
Воспитатель: (уточняет) Эти цвета напоминают холодный дождь, голубой лед, снеговые облака. А вот зеленый цвет может быть и теплым и холодным.
(берет два одинаковых кружка зеленого цвета. В один добавляет желтой краски (теплый цвет), а в другой синей краски (холодный цвет). Получаются светло-зеленый и темно-зеленый кружочки.)
Воспитатель: Светло-зеленый цвет, он называется салатовым, похож на молодую травку, листочки. А темно-зеленый цвет – на холодный зеленый арбуз.
Вот мы с вами, ребята, и вспомнили, какие цвета бывают теплые, а какие холодные.
Ребята, а ведь рыбка золотая волшебная, она умеет говорить человеческим голосом. Может быть, она сама скажет, чем ей надо помочь?
(голос из-за ширмы)
Рыбка: Я живу в синем море, очень люблю плавать и играть вместе с рыбками-подружками. Но, скучно мне. Нет у меня подружек. Помогите мне, ребята.
Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь золотой рыбке?
Дети предлагают нарисовать рыбок-подружек.
(дети садятся за столы, где приготовлено для рисования: тонированная бумага, разноцветная гуашь в палитрах, старые зубные щетки, трафареты-рыбки, поролоновые тампоны, салфетки для рук, вода в баночке, мелки в тарелочке.)
Воспитатель: Где живет золотая рыбка?
Дети: В море.
Воспитатель: Какого цвета чаще всего бывает море?
Дети: Синего.
Воспитатель: Верно. Так в сказке о нем и говорится:
“Жил Старик со своею Старухой
У самого синего моря”
Когда ветра нет, море какое?
Дети: Спокойное.
Воспитатель: А если поднимется ветер?
Дети: Неспокойное и т.д.
Воспитатель: Верно, неспокойное. Тогда на море поднимаются волны. Давайте представим себе, что мы – великие волшебники, стоим на берегу моря и хотим поднять высокие волны.
Сначала дует ветерок тихий, потом все сильнее, сильнее, море разыгралось!
(проводится дыхательная гимнастика).
А теперь давайте нарисуем такие же волны на бумаге. Покажите рукой, какие бывают волны маленькие, выше, еще выше.
(воспитатель показывает рукой, дети повторяют движение)
А теперь, нарисуем. Рисовать мы будем разными методами. Волны рисуем зубной щеткой. Лист бумаги мысленно делим на две части. В верхней части рисуем волны, потому что рыбки живут в воде, под волной. Щеточки, после того, как нарисовали волны, кладем на подставку. Мыть ее не надо. Промывать ее будем потом, под краном, когда закончим работу.
Рисуем золотую рыбку под волнами с помощью трафарета. Берем трафарет, накладываем его на лист бумаги, прижимаем рукой и обводим простым карандашом. Откладываем трафарет в сторону. Берм в руки палочки с поролоновыми губками. Обмакиваем губку в краску. Но есть одно условие: рыбок мы рисуем только теплым цветом. Каким?.. Я беру краску желтого цвета и начинаю рисовать рыбку с помощью палочки с поролоном. Палочка держится прямо. Я начинаю ей слегка стучать по краям обведенной рыбки, постепенно переходя к центру, середине, закрашивая все ее пространство. Пусть будут небольшие пробелы. Это даже интереснее. Кружки от поролона напоминают чешую рыбок.
Раскрасим рыбку теплым цветом. Отложим полочку в сторону. Можно дорисовать рыбке глаз с помощью воскового мелка.
А теперь пальчиком, обмакнув его в зеленую краску, рисуем морскую траву, чтобы рыбкам было где прятаться. Пальчик помыть слегка в воде и вытереть салфеткой.
Приступим к работе. Сначала рисуем волны щеткой, затем рыбок, при помощи палочки с поролоном и при помощи трафарета. Затем дорисовываем пальчиком траву, камешки – мелками.
(Звучит музыка с журчанием воды. Дети работают)
Воспитатель: Порадуем золотую рыбку.
Покажите, как много рыбок-подружек мы для нее нарисовали.
(Дети с воспитателем вешают рисунки на веревочку возле ширмы: получается широкое “синее море” с множеством рыбок)
Воспитатель: Какие рыбки красивые и все они теплого цвета!
Воспитатель: Я вижу, море слегка разыгралось, а в море весело резвятся золотые рыбки. Мы с вами то же превратимся в золотых рыбок и поиграем.
(Дети берутся за руки и идут по кругу, выполняя движения и произносят слова)
Дети:
Рыбки весело играют
В синей солнечной воде -
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Воспитатель: (обращаясь к рыбке) Ну как, рыбка, понравились тебе подружки?
Рыбка: (голос из-за ширмы) Спасибо, ребята. Вы - настоящие друзья! А теперь, отпустите меня в море, к моим подружкам.
(Звучит шум воды. Воспитатель отпускает банку с рыбкой за ширму.
До детей долетают брызги).
Рыбка: Каких замечательных рыбок нарисовали ребята! Они такие красивые, плавают среди волн и весело играют. Спасибо вам, друзья! А за это я хочу вас отблагодарить. Тяните невод.
(дети с воспитателем “тянут невод”, в котором находится пакет с угощением).
Дети: благодарят рыбку и уходят.
Литература
Артемова Л.В. Театрализованные игры
дошкольников. М.: Просвещение, 1991.