Анализируя состояние здоровья детского населения академик РАМН Ю.В.Вельтищев видел восемь основных тенденций, влияющих на ухудшение здоровья детей:
- Ухудшение состояние здоровья женщин, нарастание различных противоречий в семье;
- Отсутствие положительных сдвигов в снижении показателя недонашиваемости беременности, рождение детей с низкой массой тела. Во многом это связано с неудовлетворительным состояния здоровья матерей и неблагоприятной экологической обстановкой. Различные хронические отклонения состояния здоровья имеют 50-70% беременных женщин.
- Высокая частота рождения детей с травмами и патологией ЦНС. Более 30 из 1000 родившихся.
- Абсолютное повышение частоты врожденных и наследственных болезней в ряде регионов. Врожденные пороки в структуре ранней младенческой смертности вышли на 1 место.
- Прогрессирующий рост хронических форм патологий у детей.
- Повышение частоты вирусных и паразитарных заболеваний. Это связано с существенным снижением числа детей, вакцинированных против детских болезней (до 50%). Немаловажную негативную роль здесь сыграла популярная пресса.
- Рост болезней аллергической природы.
- Повышение общего числа инвалидов.
Приведенные статистические данные выглядят еще плачевнее, если учесть, что за период пребывания ребенка в ДОУ и обучении в школе показатели детской заболеваемости и роста приобретенных диагнозов значительно возрастают. Показатели заболеваемости дошкольников в нашем ДОУ волнуют каждого сотрудника: воспитателя, врача, старшую медсестру и конечно же администрацию детского сада.
Приоритетным направлением работы нашего ДОУ№21 “Золотая рыбка” г. Волжска является сохранение и укрепление психического и физического здоровья ребенка, развитие его потенциала в физическом и общем развитии во всех видах детской деятельности.
С этой целью мы разработали комплекс лечебно-оздоровительной работы.
Система по повышению здоровья детей.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия и их вариативность.
п.№ | Оздоровительные мероприятия | 2-я гр. Раннего возраста | 1-я млад. | 11-я млад | средняя | старшая | подготовительная | ||
Утренний прием детей на воздухе | - | + | + | + | + | + | |||
Утренняя гимнастика на свежем воздухе | - | + | + | + | + | + | |||
Гимнастика после сна | - | + | + | + | + | + | |||
Контрастное воздушное закаливание | + | + | + | + | + | + | |||
Дыхательная гимнастика | - | + | + | + | + | + | |||
Босохождение | + | + | + | + | + | + | |||
Ребристая доска | + | + | + | + | + | + | |||
Дорожка с пуговицами | + | + | + | + | + | + | |||
Точечный массаж | + | - | - | - | + | + | |||
Умывание прохладной водой | - | + | + | + | + | + | |||
Полоскание горла кипяченой водой комнатной температуры | - | - | + | + | + | + | |||
Ежедневное употребление дистонцидов | + | + | + | + | + | + | |||
Витаминизация 3 блюда | + | + | + | + | + | + | |||
Поливитамины | + | + | + | + | + | + | |||
Глюконат натрия | - | - | - | 4- | + | - | |||
Экстракт элеутерококка | - | + | + | + | + | + | |||
Прогулка 2 раза в день | - | + | + | + | + | + | |||
Коррекционная гимнастика | - | + | + | + | + | + | |||
Сон без подушек | + | + | + | + | + | + | |||
Ароматеропия | - | - | - | + | + | + | |||
Физиолечение | + | + | + | + | + | + | |||
Массаж по графику | + | + | + | + | + | + | |||
Медикаментозное лечение | + | + | + | + | + | + | |||
ЛФК | + | + | + | + | + | + | |||
Дыхательная гимнастика | - | + | + | + | + | + | |||
Организация питания | + | + | + | + | + | + | |||
Соблюдение воздушного режима | + | + | + | + | + | + | |||
Солевые дорожки | - | - | - | - | + . | + | |||
Проветривание помещений | + | + | + | + | + | + | |||
Световой режим | + | + | + | + | + | + | |||
Маркировка мебели | + | + - | + | + | + | + |
Важную роль в оздоровительной работе играет мониторинг физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы.
На каждого ребенка заведен лист здоровья с указанием антропометрических данных.
Ежемесячно проводится анализ заболеваемости и посещаемости детей, выводится общий индекс здоровья.
Объективное решение вопросов профилактической и коррекционной работы в ДОУ невозможно без тесного взаимодействия с опытными врачами-специалистами. В штате нашего детского сада имеется врач-психоневролог, врач ЛФК, которые на основе обследования детей, результатов мониторинга и диагностики назначают дополнительные необходимее процедуры, естественно, с согласия родителей воспитанников.
Все усилия, направленные на сохранение, укрепления и улучшение здоровья детей и их результаты обсуждаются медико-педагогических совещаниях ДОУ. На них присутствуют учителя-дефектологи, воспитатели, врачи-специалисты, инструктор по физическому воспитанию, администрация ДОУ. На совещании выносится проблема: результаты диагностики физического развития детей, процент заболеваемости по группам. На основании этого выносится решение по улучшению оздоровительной работы и способы их выполнения.
Важнейшим условием профилактики детских заболеваний является создание эмоционального комфорта в группе и семье. Разрыв эмоциональных связей ребенка с окружающей социальной средой, с миром сверстников и взрослых, вызывает вторичные нарушения физического и психологического развития ребенка. Поэтому, одной из главных задач нашего ДОУ является повышение психолого-педагогической культуры родителей, профессиональной компетентности педагогов.
Психолого-педагогическое образование родителей – это систематическая работа по формированию у них знаний, умений в различных областях воспитания, развития и оздоровления детей. Мы используем разнообразные формы работы: беседы, собрания, совместные занятия, праздники и развлечения, Дни открытых дверей, конкурсы, анкетирование, наглядную агитацию и др.
Особое внимание мы уделяем работе семейного клуба, план программа которая разработана творческой группой коллектива. Цель: профилактика нарушений детско-родительских отношений и психолого-педагогическое просвещение.
С этой же целью внутри ДОУ ежемесячно издается информационная газета “Золотая рыбка”, в которой рассказывается о внутренней жизни детского сада. Приложение №1. Газета пользуется спросом среди родителей воспитанников ДОУ, они узнают, что интересного произошло в детском саду за определенный срок, там же помещаются консультации педагогов нашего детского сада в деле полноценного воспитания и развития ребенка. Такая форма взаимодействия с родителями сближает и укрепляет связь между ДОУ и семьей.
Немаловажную роль комфортного пребывания ребенка в детском саду имеет окружающая предметно-развивающая среда. Приходя первый раз в детский сад, каждый родитель обращает внимание на эстетику, содержание, убранство групп и детского сада в целом. Каждый думает: а понравится ли здесь моему ребенку.
Предметно-развивающая среда в нашем ДОУ соответствует положению дошкольной дидактики, которая является основной частью педагогики развития. Каждому ребенку предоставляется возможность реализовать свои способности и потребности в общении, игре, действиях с предметами. Пространство игровых комнат организовано так, что дети имеют возможность одновременно заниматься разными видами деятельности, при этом не мешая друг другу. Это возможно при создании уголков специально оборудованных и приспособленных для полноценных детских занятий. В первую очередь таких как: уголок сюжетно-ролевой игры, строительных и конструктивных игр, театра, изобразительной и музыкальной деятельности, формирования сенсорных эталонов, развития мелкой моторики, спортивный уголок. В каждой группе имеется оборудованный по современным требованиям кабинет учителя дефектолога (фото).
Большое внимание мы уделяем сохранению и укреплению физического здоровья детей в процессе занятий. В целях профилактики утомления, создания положительного отношения в процессе обучения на каждом занятии присутствуют физкультминутка, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз. Каждая физпауза проводится в игровой форме, соответствует тематике и структуре занятия.
Одной из форм педагогического воздействия является индивидуальная работа с ребенком. Прежде чем сформировать у детей культурно-этнические навыки, потребность в охране и бережному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, нужно помочь ему осмыслить необходимость этого. С этой целью мы проводим беседы, чтения и заучивание стихов, поговорок, пословиц о здоровье. Большое воздействие оказывают дидактические или настольно-печатные игры, многие из которых являются авторскими.
Профессиональная компетентность педагогов в области развития психического, физического и эмоционального развития повышается постоянно. Под руководством старшего воспитателя Фасыковой Е.В. разработаны формы семинаров: семинары-практикумы, семинары-интервью, семинары-брифинги. Имеют место и другие формы работы: деловые игры, тренинги, лекции-диалоги, педагогические совещания, анкетирование и тестирование. Их цель не только совершенствование знаний и умений в работе с детьми, но и совершенствование самого педагога как личности, установка положительного взгляда на жизнь.
Организованная педагогическая деятельности здровьесберегающей среды в нашем ДОУ показывает, что вышеперечисленные формы работы помогают достигнуть хороших результатов в снижении заболеваемости. В нашем ДОУ нет детей с пометкой ЧБД.
Результаты.
В перспективе своей работы по созданию здровьесберегающей среды в ДОУ, повышению педагогической компетентности, профилактики нарушений в детско0родительских отношениях, формированию у детей осознанного отношения к охране здоровья мы планируем:
- Открыть консультативный пункт с приглашением врачей-специалистов.
- Продолжать насыщать новым содержанием работу по проблеме укрепления здоровья, используя новые методы и технологии.
- Применять в образовательном учреждении в качестве нормы отношение к своему и чужому здоровью, как национальному достоянию.
Список литературы.
- Баранова М.Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста (М.Л.Баранова, Н.В.Макорова – Ростов-на-Дону. Феникс, 2005. – 348с.
- Халетова С.С., Полевщиков М.М., Шрага А.М. Основы здорового образа жизни. Йошкар-Ола, 1997. – 208с.