Существуют различные пути управления человеком, которые влияют на овладение человеком умений. Система заданий позволяет предусмотреть, предвидеть предполагаемый результат. Учебные действия можно заранее проектировать путем оперирования с условиями учения. Если учитель на уроке умеет планомерно управлять учебными действиями учащихся, если хочет, чтобы учащиеся воспроизводили, сопоставляли, абстрагировали – ему необходимо создать для этого такие условия, чтобы действия получались в обучении. Тем, что вызывает активные учебные действия, являются учебные задачи.
Задача номер один для учителя – это научиться составлять учебные задачи так, чтобы их операционная структура соответствовала преследуемым педагогическим целям и учебному материалу. Учитель должен уметь определять уровень учебных задач и в соответствии с триединой целью урока конструировать соответствующую систему заданий.
Для внесения порядка в систему учебных задач можно использовать таксономию Даны Толлингеровой, профессора педагогики и психологии из Чехословакии.
Рассмотрим предложенную таксономию учебных задач по Д.Толленгеровой. Все учебные задачи подразделены на 5 уровней, каждый уровень на подуровни.
Таксономия учебных задач по Д.Толлингеровой.
1. Задачи, требующие мнемонического воспроизведения данных:
1.1. задачи по узнаванию;
1.2. задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий;
1.3. задачи по воспроизведению дефиниций, норм, правил;
1.4. задачи по воспроизведению больших текстов, блоков, стихов, таблиц и т.п.
2. Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными:
2.1. задачи по выявлению фактов (измерение, взвешивание, простые исчисления т.п.);
2.2. задачи по перечислению и описанию фактов (исчисление, перечень и т.п.);
2.3. задачи по перечислению и описанию процессов и способов действий;
2.4. задачи по разбору и структуре (анализ и синтез);
2.5. задачи по сопоставлению и различению (сравнение и разделение);
2.6. задачи по распределению (категоризация и классификация);
2.7. задачи по выявлению взаимоотношений между фактами (причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, полезность, инструмент, способ и т.п.);
2.8. задачи по абстракции, конкретизации и обобщению;
2.9. решение несложных примеров (с неизвестными величинами и т.п.).
3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными:
3.1. задачи по переносу (трансляция, трансформация);
3.2. задачи по изложению (интерпретация, разъяснение смысла, значения, обоснования);
3.3. задачи по индукции;
3.4. задачи по дедукции;
3.5. задачи по доказыванию (аргументацией) и проверке (верификацией);
3.6. задачи по оценке.
4. Задачи, требующие сообщения данных:
4.1. задачи по разработке обзоров, конспектов, содержания и т.д.;
4.2. задачи по разработке отчетов, трактатов, докладов и т.п.;
4.3. самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты и т.д.
5. Задачи, требующие творческого мышления:
5.1. задачи по практическому приложению;
5.2. решение проблемных задач и ситуаций;
5.3. постановка вопросов и формулировка задач или заданий;
5.4. задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений (на сенсорной основе);
5.5. задачи по обнаружению на основании собственных размышлений (на рациональной основе).
1 уровень
(задачи, требующие мнемонического воспроизведения данных):
- Из перечисленных уравнений выпишите линейные: х = 1; х – 3 = 0; = 5; = 5. (1.1)
- Найдите гипотенузу прямоугольного треугольника, если его катеты равны 6 см и 8 см. (1.1)
- Дайте определение арифметического квадратного корня. (1.3)
2 уровень
(задачи, требующие простых мыслительных операций с данными):
- Сторона ромба равна 25 см, большая диагональ 48 см. Найдите меньшую диагональ ромба. (2.9)
- Расположите в порядке возрастания числа: 3 (2.5)
- Перечислите основные тригонометрические тождества. (2.6)
3 уровень
(задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными):
- При каких значениях переменной выражение имеет смысл. (3.5)
- Докажите, что 32n - 1 делится на 8 (доказательство методом математической индукцией). (3.3)
- Каким словом можно заменить слово “функция”? (3.2) (Слова “функция” и “отображение” - синонимы.)
4 уровень
(задачи, требующие сообщения данных):
- Изучите П 1 § 1 стр.3 из учебника “Алгебра 8”. Составьте опорный конспект по пункту. (4.1)
- Постройте столбчатую диаграмму по следующим данным: наибольшая глубина озера Байкал 1620 м, Онежского озера 127 м, Ладожского озера 225 м. (4.3)
- Составьте таблицу для решения задачи: Поезд был задержан у семафора на 12 минут. Чтобы ликвидировать опоздание на перегоне в 60 км, машинисту пришлось увеличить скорость на 10 км/ч. Какая скорость была запланирована по расписанию? (4.3)
Вид движения | Скорость, км/ч | Расстояние, км | Время, ч |
По расписанию | х | 60 | 60/х |
Фактически | х+10 | 60 | 60/(х+10) На 12 минут меньше |
5 уровень
(задачи, требующие творческого мышления):
1. Найдите закономерность, заполнив таблицу: (5.1)
а | в | с | а2 | в2 | с2 |
3 | 4 | 5 | |||
12 | 5 | 13 |
2. Найдите алгоритм внесения общего множителя под знак корня, на примере (5.2)
Случися некоему человеку к стене лествицу прибрати, стены же тоя высота есть 117 стоп. И обреете лествицу долготово 125 стоп. И ведати конец от стены отстояти имать. (5.1)