Система заданий

Разделы: Математика


Существуют различные пути управления человеком, которые влияют на овладение человеком умений. Система заданий позволяет предусмотреть, предвидеть предполагаемый результат. Учебные действия можно заранее проектировать путем оперирования с условиями учения. Если учитель на уроке умеет планомерно управлять учебными действиями учащихся, если хочет, чтобы учащиеся воспроизводили, сопоставляли, абстрагировали – ему необходимо создать для этого такие условия, чтобы действия получались в обучении. Тем, что вызывает активные учебные действия, являются учебные задачи.

Задача номер один для учителя – это научиться составлять учебные задачи так, чтобы их операционная структура соответствовала преследуемым педагогическим целям и учебному материалу. Учитель должен уметь определять уровень учебных задач и в соответствии с триединой целью урока конструировать соответствующую систему заданий.

Для внесения порядка в систему учебных задач можно использовать таксономию Даны Толлингеровой, профессора педагогики и психологии из Чехословакии.

Рассмотрим предложенную таксономию учебных задач по Д.Толленгеровой. Все учебные задачи подразделены на 5 уровней, каждый уровень на подуровни.

Таксономия учебных задач по Д.Толлингеровой.

1. Задачи, требующие мнемонического воспроизведения данных:

1.1. задачи по узнаванию;

1.2. задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий;

1.3. задачи по воспроизведению дефиниций, норм, правил;

1.4. задачи по воспроизведению больших текстов, блоков, стихов, таблиц и т.п.

2. Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными:

2.1. задачи по выявлению фактов (измерение, взвешивание, простые исчисления т.п.);

2.2. задачи по перечислению и описанию фактов (исчисление, перечень и т.п.);

2.3. задачи по перечислению и описанию процессов и способов действий;

2.4. задачи по разбору и структуре (анализ и синтез);

2.5. задачи по сопоставлению и различению (сравнение и разделение);

2.6. задачи по распределению (категоризация и классификация);

2.7. задачи по выявлению взаимоотношений между фактами (причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, полезность, инструмент, способ и т.п.);

2.8. задачи по абстракции, конкретизации и обобщению;

2.9. решение несложных примеров (с неизвестными величинами и т.п.).

3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными:

3.1. задачи по переносу (трансляция, трансформация);

3.2. задачи по изложению (интерпретация, разъяснение смысла, значения, обоснования);

3.3. задачи по индукции;

3.4. задачи по дедукции;

3.5. задачи по доказыванию (аргументацией) и проверке (верификацией);

3.6. задачи по оценке.

4. Задачи, требующие сообщения данных:

4.1. задачи по разработке обзоров, конспектов, содержания и т.д.;

4.2. задачи по разработке отчетов, трактатов, докладов и т.п.;

4.3. самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты и т.д.

5. Задачи, требующие творческого мышления:

5.1. задачи по практическому приложению;

5.2. решение проблемных задач и ситуаций;

5.3. постановка вопросов и формулировка задач или заданий;

5.4. задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений (на сенсорной основе);

5.5. задачи по обнаружению на основании собственных размышлений (на рациональной основе).

1 уровень

(задачи, требующие мнемонического воспроизведения данных):

  1. Из перечисленных уравнений выпишите линейные: х = 1; х – 3 = 0; = 5; = 5. (1.1)
  2. Найдите гипотенузу прямоугольного треугольника, если его катеты равны 6 см и 8 см. (1.1)
  3. Дайте определение арифметического квадратного корня. (1.3)

2 уровень

(задачи, требующие простых мыслительных операций с данными):

  1. Сторона ромба равна 25 см, большая диагональ 48 см. Найдите меньшую диагональ ромба. (2.9)
  2. Расположите в порядке возрастания числа: 3 (2.5)
  3. Перечислите основные тригонометрические тождества. (2.6)

3 уровень

(задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными):

  1. При каких значениях переменной выражение имеет смысл. (3.5)
  2. Докажите, что 32n - 1 делится на 8 (доказательство методом математической индукцией). (3.3)
  3. Каким словом можно заменить слово “функция”? (3.2) (Слова “функция” и “отображение” - синонимы.)

4 уровень

(задачи, требующие сообщения данных):

  1. Изучите П 1 § 1 стр.3 из учебника “Алгебра 8”. Составьте опорный конспект по пункту. (4.1)
  2. Постройте столбчатую диаграмму по следующим данным: наибольшая глубина озера Байкал 1620 м, Онежского озера 127 м, Ладожского озера 225 м. (4.3)
  3. Составьте таблицу для решения задачи: Поезд был задержан у семафора на 12 минут. Чтобы ликвидировать опоздание на перегоне в 60 км, машинисту пришлось увеличить скорость на 10 км/ч. Какая скорость была запланирована по расписанию? (4.3)
Вид движения Скорость, км/ч Расстояние, км Время, ч
По расписанию х 60 60/х
Фактически х+10 60 60/(х+10)

На 12 минут меньше

5 уровень

(задачи, требующие творческого мышления):

1. Найдите закономерность, заполнив таблицу: (5.1)

а в с а2 в2 с2
3 4 5      
12 5 13      

2. Найдите алгоритм внесения общего множителя под знак корня, на примере (5.2)

Случися некоему человеку к стене лествицу прибрати, стены же тоя высота есть 117 стоп. И обреете лествицу долготово 125 стоп. И ведати конец от стены отстояти имать. (5.1)