Программа Муниципального учреждения дополнительного образования “Ориентир” (далее – программа) по обеспечению интеграции детей с нарушениями развития в общеобразовательную систему и общество в целом, составлена в соответствии Законом РФ "Об образовании" от 13.01.96 г №12-Ф3, Федеральным Законом “О социальной защите инвалидов в РФ” от 24 ноября 1995г. №181 – ФЗ; “Основами законодательства РФ о физической культуре и спорте от 27 апреля 1993 года №4869 - 1", Федеральным законом “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, является организационной основой деятельности учреждения дополнительного образования детей в сфере воспитания и обучения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Программа направлена на создание системы
психолого-педагогической поддержки детей с
отклонениями в развитии, их родителей и
специалистов. Определяет стратегию построения
реабилитационного пространства, являющегося
естественным элементом интегративного
образовательного пространства.
Основные цели и задачи программы развиваются
соответствующими образовательными программами
или планами мероприятий по данной проблеме,
которые учитывают особенности конкретного
учреждения и направлены на решение вопросов,
отнесенных Законом РФ "Об образовании" и
законом РФ "Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
совершеннолетних” к компетенции
образовательных учреждений.
Актуальность. В результате воздействия объективных неблагоприятных факторов более 85% детей в России (а по некоторым оценкам, до 93%) уже в момент рождения попадают в “зону риска”, т.е. имеют предрасположенность к возникновению различного рода нарушений в процессе дальнейшего развития. Если обеспечить им правильный уход и благоприятные условия развития, то состояние многих из этих детей может приблизиться к “норме”, но если вовремя им не помочь и действовать неразумно, то многие из них станут инвалидами.
Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями в развитии является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция понимается нами как конечная цель специального обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Образовательная же интеграция, являясь частью интеграции социальной, рассматривается как процесс воспитания и обучения особых детей совместно с обычными.
Интеграция “проблемных” детей в общеобразовательные учреждения – это закономерный этап развития системы специального образования. Этот этап связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование.
Цель программ: социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья через активное участие в познавательно досуговой деятельности.
Задачи программы:
- помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в оценке их личностных характеристик, формировании адекватного представления о болезни;
- Организация индивидуального обучения в детских объединениях ЦДОД по индивидуальным образовательным программам, ориентированным на интересы и возможности ребенка;
- Клуб
- Помощь детям и родителям в преодолении стереотипов мышления о непреодолимости ограничений, накладываемых инвалидностью;
- Выявление творческого потенциала учащихся - инвалидов, путем включения в разнообразные виды деятельности совместно со здоровыми детьми ЦДОД (экскурсии. Посещение зрелищных мероприятий, викторины, тренинги, беседы);
- Психологическая помощь детям в развитии навыков общения для психологической ориентации инвалидов на выход из пассивного состояния;
Основные направления реализации программы
В современной сложной экономической и социокультурной ситуации индивидуальная работа педагогов дополнительного образования с ребёнком инвалидом оказывает существенную помощь в решении проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении даёт возможность достичь социальной интеграции, максимально приблизиться к полноценному общественному бытию.
Важнейшей задачей для ребёнка инвалида является расширение сферы его самостоятельности, под которой понимается преодоление им обособленности за счёт снятия комплекса неполноценности, приобретение навыков коммуникации и умения осваивать и применять без непосредственной посторонней помощи знания и навыки для решения повседневных задач. Основным стержнем реабилитационной программы является аппеляция к личности детей-инвалидов, построенная на принципах партнёрства, активного участия инвалидов в собственной реабилитации, разносторонности усилий (сочетание семейной, учебной, культурно-рекреационной и др. сфер реабилитации), единства психосоциального и педагогического воздействия, ступенчатости, поэтапности. То есть программа построена с учётом научных принципов и традиций отечественной школы реабилитации
Активные формы реабилитации нацеливают инвалидов на обогащение и расширение их социальной включённости, тогда, как ориентация на пассивно- созерцательные виды досуга обуславливает понижение общего жизненного тонуса инвалидов, допускает углубление социальной изоляции. Поэтому одной из задач является психологическая ориентация инвалидов и их родителей на выход из статичного состояния, превратившегося у части из них в привычку.
Включение инвалидов в активные формы личностно-ориентированной реабилитации оказывает на них социализирующее влияние, расширяет возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации. Рекреация расширяет коммуникативные связи реабилитантов, возможности их интеллектуального и физического развития.
Система деятельности.
Реабилитационная деятельность строится по модульному принципу и включает в себя следующие модули:
- Валеологический модуль, направленный на формирование адекватного представления о болезни, компенсаторных возможностях человеческого организма, состоит из двух блоков: теоретического (беседы по валеологи: “Здоровый образ жизни”, “Возможности нашего организма”, “Гигиена здоровья”, “Аутотренинг”, “Компенсаторные способности организма”, и др.) и практического (оздоровительных комплексов для улучшения осанки, укрепления и коррекции зрения по рекомендациям врачей)
- Модуль социально-психологической поддержки, включающий в себя комплекс психолого-педагогических тренингов по развитию навыков общения, формированию адекватной самооценки и уровня притязаний, развитию способностей и склонностей, которые могут способствовать максимальной самореализации.
- Модуль коллективной и социокультурной рекреационной деятельности совместно со здоровыми детьми включающий в себя коллективные экскурсии в музеи, кинотеатры, парки с посещением аттракционов.
Методы.
- Проведение опросов, бесед, тестирования для определения особенностей психической деятельности и личностных характеристик детей-инвалидов;
- Беседы с детьми и их родителями о здоровом образе жизни, о возможностях сохранения и самовосстановления здоровья, о современных системах профилактики.
- Проведение педагогом организатором оздоровительных сеансов для улучшения осанки, укрепления и коррекции зрения;
- Практикум по интеллектуальным играм: решение и составление кроссвордов;
- Проведение психолого-педагогических тренингов на повышение самооценки, функциональная тренировка поведения, мышечная релаксация по Джекобсону, Проведение занятий по развитию коммуникабельности и навыков общения в стандартных ситуациях: проведение игровых программ и массовых игр: игры знакомства, игры по этикету; ролевые игры-шутки; упражнения на вербальную и невербальную коммуникацию; игры на развитие эмоциональных реакций и различных видов поведения в разных ситуациях;
- Экскурсии в парк, посещение музея;
- Оформление альбома-летописи о деятельности по социокультурной реабилитации “Активный досуг”.
Рабочий план
№ | Наименование мероприятий | Периодичность | Ответственный |
1 | Проведение совместно с представителями органов власти, общественных организаций совещания по вопросу реабилитации детей-инвалидов в условиях ЦДОД | Август | Зам директора по УВР |
2 | Тестирование для определения личностных характеристик, интересов детей-инвалидов. | Сентябрь | Психолог |
3 | Организация индивидуального обучения в детских объединениях ЦДОД | В течении года | Педагог дополнительного образования |
4 | Разработка коррекционно-развивающих программ для детей с ограниченными возможностями здоровья | Август | Педагоги дополнительного образования, методист |
5 | Участие в творческих конкурсах и выставках | В соответствии с планом работы ЦДОД | Педагог дополнительного образования |
6 | Консультации с врачом по оценке состояния инвалидов с целью формирования адекватного представления о болезни | Сентябрь | Социальный педагог |
7 | Проведение оздоровительных комплексов упражнений для улучшения осанки и зрения по рекомендациям врача | 1 раз в неделю | Педагог доп. обр. |
8 | Беседы по валеологии | 2 раза в месяц | Социальный педагог |
9 | Проведение психолого-педагогических тренингов на развитие рефлексивных способностей, повышение самооценки, стремления к развитию | 2 раза в месяц | Психолог |
10 | Практикум по интеллектуальным играм | 1 раз в месяц | Педагог организатор |
11 | Проведение занятий по развитию коммуникабельности, методом индивидуального и группового участия в игровых программах | В соответствии с планом ЦДОД | Педагог организатор |
12 | Посещение музея | В соответствии с планом работы ЦДОД | Социальный педагог |
13 | Организация просмотра кинофильмов по морально-этическим проблемам | В соответствии с планом работы ЦДОД | Педагог организатор |
14 | Проведение викторин, диспутов. Бесед по фильмам | В соответствии с планом работы ЦДОД | Педагог организатор |
15 | Подготовка публикаций в местную газету | 2 раза в год | Методист |
16 | Оформление альбома-летописи | В течении года | Методист |
17 | Проведение круглого стола с представителями общественных организаций, педагогами по проблемам комплексной реабилитации детей-инвалидов | 2 раза в год | Зам директора по УВР |
18 | Составление отчёта по результатам деятельности | май | Зам директора по УВР |
Ожидаемые результаты.
- Развитие рефлексивных способностей, умений анализа и самоанализа;
- Расширение знаний детей о компенсаторных способностях организма, расширение компетентности детей в области государственных социальных программ, направленных на реабилитацию инвалидов;
- Развитие творческого потенциала учащихся;
- Приобретение детьми-инвалидами социально значимого опыта;
- Совершенствование навыков общения, уменьшение проблем подростков в сфере межличностного общения, в учебной деятельности;
- Ознакомление общественности с проблемами детей-инвалидов.
Оценка результатов.
- По устным и письменным отзывам детей инвалидов, а так же педагогов дополнительного образования ЦДОД и педагогов СОШ.
- По публикациям в средствах массовой информации;
- По отзывам родителей детей-инвалидов.