Формирование готовности старших дошкольников к социальному взаимодействию средствами театра

Разделы: Работа с дошкольниками


Театр – его динамическое действие связано с игрой, а игра является ведущим видом деятельности детей данного возраста.

Театр – источник и импульс творчества в ходе увлекательной деятельности. У детей формируется актёрское, драматургическое, режиссерское, декоративно-оформительское творчество.

Театральное искусство очень любимо детьми и доступно. Воспринимает ли ребёнок театр или сам участвует, он вовлекается в мир сильной внутренней и внешней экспрессии, в атмосферу глубоких личных переживаний и эмоциональных настроений.

Театральная деятельность имеет огромное влияние на эмоциональную сферу ребёнка, именно в этом виде деятельности можно решить сложнейшие психолого-педагогические задачи.

В условиях личностно-ориентированного подхода наше дошкольное учреждение средствами театра формирует готовность дошкольника к социальному взаимодействию.

Работа в данном ключе ведется по двум направлениям:

  • коррекционная работа,
  • развивающая работа с одаренными детьми.

Коррекционная работа

Ребёнок с проблемами, действуя в удивительном мире театра, делает позитивные изменения в своём развитии. Занимаясь в театре, он уходит от своих переживаний, эмоционального отвержения, от чувства одиночества, страха, тревожностей или от конфликтов межличностных и внутрисемейных отношений.

В процессе освоения программы ребёнок становится по своему психологическому состоянию качественно другим – успокоенным, духовно обновленным. У него отмечаются положительные изменения в эмоциональной и познавательной сферах. А публичные выступления дают неограниченные возможности для самовыражения и познания своего “Я”.

Создание продуктов театральной деятельности облегчает процесс коммуникации, установление общения со значимыми взрослыми и сверстниками на различных этапах развития личности. А так же помогает адаптироваться в макро среде, расширяет кругозор.

Задачи коррекционной работы:

1. Коррекция личности в межличностной, эмоционально-волевой сфере:

  • формирование произвольной регуляции поведения, устранение негативных качеств характера;
  • адаптация в коллективе, формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми;
  • развитие положительных качеств характера: доброты, переживания, отзывчивости, честности.

2. Преодоление недостатков в речевом развитии:

  • развитие фонематического слуха, артикуляционного аппарата связанной речи.

3. Формирование психологических предпосылок для развития высших психологических функций:

  1. развитие моторики, формирование чувства ритма, формирование межанализаторных связей.

4. Развитие высших психических функций.

  • развитие произвольного и непроизвольного внимания;
  • развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти;
  • развитие творческих способностей, фантазии и воображения;

5. Развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, вербально-логического мышления.

6. Формирование ведущих видов деятельности:

  • развитие сюжетно-ролевой игры;
  • подготовка к овладению учебными видами деятельности.

Организация коррекционной работы

Комплекс игр и игровых упражнений на формирование

Развивающая работа с одаренными детьми

Данная работа ведется по направлениям:

  • приобщение ребенка к культуре (беседы о театре, встречи с работниками культуры, знакомство с видами и жанрами театра, посещение театра);
  • формирование культуры зрителя театрального представления (беседы о сценическом действии, анализ действия персонажей, игры – размышления после спектакля)
  • приобщение детей к исполнительской актерской деятельности (овладение образцово–интонационной выразительностью речи, творческие задания на импровизацию, этюды на развитие выразительности тела);
  • подбор драматического и сценического материала, учитывая индивидуальные особенности группы в целом и личности в частности (простой сюжет, понятный и близкий материал по возрасту, яркие характеры, языковая образность);
  • обеспечение психологического комфорта и защищенности средствами театра (гармонизированные чувства, действия, возвышение души).

Концепция дошкольного воспитания ориентирована на формирование базиса личностной культуры. Под культурой мы понимаем комплекс материальных и духовных ценностей, выработанных человеческим обществом, способов их создания и передачу от поколения к поколению этих ценностей. Ребёнок ещё в дошкольном возрасте должен усвоить доступные ему общечеловеческие ценности. Уровень человеческой культуры является мерилом цивилизованности того общества, где живёт ребёнок. От того, каким было детство ребёнка, зависит его мировоззрение, отношение к действительности. Этот культурный багаж определяет будущее ребёнка, его мироощущение, склад ума, психологию.

Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, надо возвысить его духовно и приобщить к творчеству, удовлетворить его внутренние желания; потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости.

Методы

  • Социальные роли, создание игровых ситуаций.
  • Исследование ассоциативных связей.
  • Театрализация.
  • Самостоятельная, поисково-исследовательская деятельность.

Игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей

1. Мои любимые вещи и мода.

Цель: научить уважать разнообразие мира.

Дети в кругу, они рассказывают о том, какой их любимый цвет, любимая игрушка, любимая еда. Затем они берутся за руки и говоря вслух:

Я люблю тебя, я люблю себя.

Все люди разные.

Разный цвет кожи, разные глаза.

Каждый из нас неповторим,

Каждый это - чудо!

2. Угадай!

Цель: развивать наблюдательность, и познание друг друга.

Детям необходимо:

- Угадать по голосу, кто позвал.

- Угадать на ощупь кто из товарищей к тебе подошел.

- Угадать человека по рукопожатию.

3. Одежда рассказывает.

Цель: развивать наблюдательность, интерес к друзьям.

Выбираем вещи детей и предлагаем детям ответить на вопрос: как, глядя на вещь, мы можем охарактеризовать её владельца.

4. Расследование.

Цель: научить детей интересоваться жизнью и привычками товарищей.

Вопросы:

У кого нет телевизора?

Кто плохо видит?

У кого дома есть собака?

Кто у нас новенький?

Кто любит апельсины?

Кто любит рисовать?

У кого есть сестра или брат?

Кто любит музыку?

Кто всё время улыбается?

Кто ездил летом на море?

Кто посадил дерево?

5. Этюды парами.

Цель: Научить создавать образы с товарищем или группой.

  • Изобразите в пластике вдвоём лавочку, открытое окно, раскалённый утюг.
  • Изобразите группой в пластике осень, лето, зиму, весну, фонтан, реку, большой цветок.

6. Дидактическая игра “Мой день”.

Цель: развивать умение видеть и понимать свой внешний и внутренний мир.

Разучивается текст, и дети по очереди рассказывают.

Утром я проснулся сам,
Утром я оделся сам,
А потом умылся сам,
Съел свой завтрак тоже сам.
Днём я прогулялся сам,
Дома поиграл я сам, книжку почитал я сам.
Вечером разделся сам,
Спать улёгся в тишине.
Увидел звезду в окне,
Не скандалил и не хныкал
Вот и все: спасибо мне.

7. Этюд “Любящий сын”.

Цель: воспитывать привязанность к самому близкому человеку.

Мальчик потихоньку входит в комнату с подарком, спрятанным за спиной. Он идёт и добрым голосом и ласковыми жестами поздравляет маму.

8. Дружная семья.

Цель: помочь ребёнку осознать значимость домашних дел членов семьи.

Детям даются роли: дедушка, бабушка, мама, папа и ребёнок. Каждый занимается своим делом. Дедушка и папа ремонтируют, бабушка вяжет, мама готовит, а ребёнок должен найти своё дело, полезной для дружной семьи.

9. Этюд “Доброе утро”.

Цель: развивать координацию движений и речи, помочь умению общения с близкими людьми.

Встань, как только солнце встаёт (тянут руки вверх)
И потихонечку к окошку
Руку луч тебе протянет (тянут руки вперёд) –
Ты подставь скорей ладошку (ладошку солнышку),
Пусть тебя увидит мама
И умытым, и обутым (ладонями по лицу).
Всё прибрав, иди к ней прямо,
И скажи ей: “С добрым утром!”
А потом с улыбкой, с песней
Выйди к травам, людям, птицам.
И весёлым, интересным
День твой должен получиться!

Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы.

1. Настроения “Игра-передавалка.”

Цель: дать представление об эмоциях.

Передай “грустилку”, “удивлялку”, “веселилку”, “сердилку”, улыбку.

2. Этюды на эмоции страха.

Цель:

- Идём по мостику над пропастью, и – проходим.

- По лесу, где много неизвестных зверей.

- Я спрятался, боюсь, что меня найдут.

3. Детский футбол.

Цель: детям с проявлениями гиперактивности и агрессивности стимулировать эмоции и выражать их посредством высвобождения.

Детям предлагают ударить ногой по воображаемому мячу с яркой репликой:

- Гол!

Вратарь высоко прыгает и ловит мяч:

- Хоп!

4. Сценка этюд на выражение страха “ночные звуки”.

Цель: высвободить эмоции страха, повысить устойчивость к страху.

Дети по команде издают страшные звуки, кричат, пугают друг друга, до возникновения смеха.

5. “Бабка-Ёжка”.

Цель: научить бороться со страхами злых персонажей.

Бабка-Ёжка выбирает мимику и пластику, которая, по мнению ребёнка, напугает любого, играет свою роль, дети дразнят её:

Бабка-Ёжка, костяная ножка.
Кашу варила, детей ловила.
Бабка-Ёжка догоняет детей.

6. Этюды по этике.

Цель: формировать правильное этическое поведенея в обществе.

  • Доброжелательность, зайди в комнату и поздоровайся так, чтобы тебя полюбили.
  • Уважительный разговор по телефону с взрослым.
  • Этюды по вежливым словам.
  • Этюды “Обида”, “Я с тобой не дружу”, “Жадина”.

Этюды и упражнения на освобождение мышц, расслабление.

1. Цветы и дождик.

Вы на лугу, усыпанном красивыми цветами, дети превращаются в цветы (музыка). Солнце печёт сильно, цветы постепенно вянут и вот совсем стебли упали на пол. И вдруг пошёл дождь, цветы оживают.

2. Ледяные фигуры.

Дети превращаются в ледяные фигуры, все мышцы напряжены. Солнышко греет и расслабляет мышцы.

3. Прогулка по лесу.

Лес, свежий воздух. Дышим. Бабочки летают, ловим их. Ложимся на траву и смотрим на небо. Возвращаемся.

4. Надувные куклы.

Куклы надуваются и сдуваются.

5. Падение в неизвестное.

Ребёнок падает на руки педагогов и детей.

6. Куклы марионетки.

Висят на ниточке, двигаются, падают, снова поднимаются.

Игры на развитие слухового и зрительного внимания.

1. Вста-ли! Се-ли.

Выполнять команды только на слог “ли”.

2. Встать по счёту.

На три счёта, на два, на один.

3. Животные.

Дети танцуют, музыка останавливается, и педагог просит превратиться то или иное животное.

4. Повтори.

Повторить хлопками ритмический рисунок.

5. Раз, два, три – замри!

Дети двигаются и замирают.

6. Хлопками помоги искать.

Ведущий уходит, дети прячут предмет и силой хлопков помогают найти предмет ведущему.

7. Попрыгунчик.

Прыгают и говорят “Ой!”, как будто укололись, восклицая “Ай!” - наступили, “Ой!” и “Ай!” - укололись и наступили.

8. Вперёд, назад.

Двигаться по команде вперёд назад.

9. Угадай звуки.

Скрип, музыкальные инструменты, кукла.

10. Запрещённое движение.

Договариваются о запрещённом движении и начинают игру.

11. Шерлок Холмс.

По ощущению угадать кого загадали, описание характера, одежды, привычек.

12. Глазомер.

Сколько шагов до предмета.

Игры на развитие речи.

1. Групповой рассказ.

Детектив, весёлая история, страшная история.

2. Что делает.

Угадывают в пантомиме что загадал ведущий.

3. Утро.

Расскажи последовательно как ты добрался до детского сада, кого встретил, кто в детском саду попался на встречу.

4. Лабиринт в рассказе.

Педагог расставляет три игрушки, и каждый ребёнок рассказывает как ими играл.

5. Словесный портрет.

По схеме дети описывают друг друга.

6. Запомни и повтори.

Скажи своё слово и запомни слова предыдущих детей.

7. Разведчики.

По вещам, игрушкам расскажи что-нибудь о хозяине.

Игры на развитие творческой фантазии.

1. На что похож предмет.

Дети дают различные ответы, в зависимости от того, какие ассоциации вызывает предмет.

2. Угадай предмет.

На столе лежат предметы и игрушки, нужно угадать по схеме цвет, форму, материал.

3. Пластилин.

Дети по очереди встают в оригинальную позу, дети предполагают, что это может быть, загадавший говорит свою версию.

4. Передача информации.

Передать информацию только с помощью мимики и жеста.

5. Игра с воображаемыми предметами.

Передай иголку с ниткой, горячую картошку, цветы, тарелку с супом.

6. Этюды.

Разбаловавшегося ребёнка,

грустного пингвина,

хмурого летящего орла,

разгневанного поросёнка,

звенящий будильник,

свистящий чайник,

часы с кукушкой,

дрожжевое тесто.

Игры и упражнения по организации учебного процесса.

1. Кто тише.

Кто тише войдёт в зал и будет слушать как кошка которая слушает звуки мышки.

2. Тишина.

Давайте закроем глаза и послушаем тишину.

3. Ловкость бесшумна.

У нас во время игр сегодня будет такой девиз: “Ловкость бесшумна”, и в конце занятия мы узнаем самого ловкого.

4. Творческий круг.

Педагог договаривается с детьми о том, что если все садятся в творческий круг, то говорить и творить будут только дети.

5. Верёвочка с узелками.

Когда мы узнаем на занятии что-то новое, завязываем узелок на верёвочке, а в конце занятия вспоминаем, откуда и по какому поводу появился узелок.

6. Волшебная палочка.

Сопровождать игровые превращения.

7. Творческие группы.

На занятиях будут использованы элементы соревнования.