Занятие в детском саду "Мы поссоримся и помиримся"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели и основные задачи:

  • развивать отношения детей, построенные на способности решать проблемы;
  • показать детям, что значит взаимное уважение и признание;
  • развивать коммуникативные навыки и умение без насилия решать конфликты;
  • учить проявлять терпение к недостаткам других;
  • учить умению считаться с интересами других;
  • развивать готовность идти навстречу друг другу;
  • формировать навык речевого этикета;
  • учить выражать свое мнение публично.

Оборудование: карточки “волшебных вежливых слов”, магнитный стенд, “Коврик Мира”, клубок цветной шерсти, кассеты с записями песен, разрезные картинки, мягкие игрушки, волшебная палочка.

Ход занятия

Игра “Коврик мира”

Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. “Коврик мира” побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы, друг с другом.

Ход игры. Для игры необходим кусок тонкого пледа или ткани размером 90 х 150 см, фломастеры, клей, блестки, бисер, цветные пуговицы, все, что может понадобиться для оформления декорации.

Восп-ль: Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? (Ответы детей)

- С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? (Ответы детей)

- Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? (Ответы детей)

- Сегодня я принесла для нас вот такую вещь. Это наш с вами “коврик мира”. Давайте договоримся, если возникнет спор, “противники” могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Воспитатель кладет в центре комнаты ткань, а на нее красивую книжку с картинками или занятную игрушку.) Представьте себе, что Катя и Света хотят взять эту игрушку поиграть, но она — одна, а их — двое. Они обе сядут на “коврик мира”, а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так. (Дети занимают место на ковре.) Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию? (Ответы детей)

Игра “Ссора”

Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Способствовать их усвоению и использованию в поведении. Проверка степени усвоения правил поведения в сложных ситуациях.

Восп-ль: Ребята, сегодня во время прогулки произошла ссора между двумя девочками. Сейчас я прошу – разыграть для нас ситуационно, которая возникла на прогулке.

(Дети разыгрывают этюд – выходит плачущая девочка- Лейла).

Восп-ль: Послушайте, ребята, стихотворение “Слезы” (Читает стихотворение Р. Сефа “Слезы”)

Ты можешь плакать
Двадцать дней
И двадцать пять ночей
Пока
Из горьких слез твоих
Не побежит ручей …
Ты можешь плакать
Много лет,
Пока не станешь
Стар и сед,
Но слезы не спасут от бед
И не помогут горю.
А если это ясно,
То не реви
Напрасно.

Восп-ль: Можно ли помочь слезами горю? (Ответы детей)

- Отчего вы чаще всего плачете? (Ответы детей)

- Можете ли вы не плакать совсем? Почему? (Ответы детей)

- А стоит ли вам отказать себе в таком удовольствии? (Ответы детей)

- Что нужно сделать, чтобы расхотелось плакать? (Ответы детей)

Восп-ль: (обращается к плачущей девочке) Что случилось?

Девочка: (рассказывает) Мы с Машей и Настей играли в мяч, и мяч покатился в лужу. Маша хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала в лужу. Настя начала громко смеяться, а я горько заплакала.

Восп-ль: (задает вопросы детям) Почему Лейла заплакала? (Ответы детей)

Восп-ль: Правильно ли поступила Настя? (Ответы детей)

Восп-ль: А как бы вы поступили на ее месте? (Ответы детей)

Восп-ль: Давайте поможем девочкам помириться.

(Ребенок провожает девочек на “Коврик мира”)

Восп-ль: Да, ребята, если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первым признать вину. В этом вам помогут волшебные слова. Какие? (дети отвечают, а воспитатель показывает таблички со словами “Извини”, “Давай я тебе помогу”, “давай играть вместе”).

Игра “Ты мне нравишься”

Цепь: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми.

Ход игры. Для проведения игры понадобится клубок цветной шерсти. Дети сидят в общем кругу.

Восп-ль. Ребята, давайте все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождая свое движение словами: “Лена (Дима, Маша)! Ты мне нравишься, потому что... (с тобой очень весело играть в разные игры)”.

Лена, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы “паутина” была более-менее натянута. После этого Лена должна подумать и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его Диме, она также произносит добрые слова: “Дима! Ты мне нравишься, потому что нашел и мой бантик, который я вчера потеряла”. И так игра продолжается, пока мы все не будем опутаны “паутиной”. Кто получит клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении, при этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Восп-ль: Легко ли говорить приятные вещи другим детям? (ответы детей)

- Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры? (ответы детей)

- Дружные ли дети в нашей группе? (ответы детей)

- Почему каждый ребенок достоин любви? (ответы детей)

- Что-нибудь удивило тебя в этой игре? (ответы детей)

Восп-ль: Спасибо, ребята, за игру, за беседу. Досвидания.