Проблема: в процессе воспитания не используется в полной мере социально-значимое направление в работе с детьми – краеведение: знакомство с историей родного края, его культурой, природой, людьми жившими и живущими рядом. Краеведение позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой родины.
Идея проекта: очень важно в детстве соприкоснуться с искусством, дать почувствовать радость, вызвать у детей чувство гордости за соотечественников, певцов красоты Красноярья.
Цель:
- разработать систему работы по приобщению детей к искусству, способствовать формированию духовного мира, усвоению социального опыта;
- побуждать к гармонии и красоте во взаимоотношениях с людьми, окружающим миром, способствовать художественному вкусу через знакомство с творчеством красноярских художников.
Задачи:
- Пробудить у детей интерес к окружающей действительности на основе знакомства с творчеством художников-соотечественников.
- Помочь ребенку установить собственные отношения с историей, культурой, людьми.
- Развивать речь детей, создавая предпосылки восприятия собственной основы слова, способствовать формированию основ эмоциональной культуры.
- Познакомить детей с творчеством В.И.Сурикова, учить детей видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и др.).
- Познакомить детей с творчеством современных красноярских художников: В.Мешкова, В.Кудринского, А.Поздеева, донести до детей устремление художников отразить красоту, гармонию окружающего мира.
- Обеспечить участие семьи в воспитательном направлении развития интереса к художественному искусству, истории города.
- Создать культурно-эстетическую среду в ДОУ, в которой ребенок выступает, как зритель, исследователь, активный участник, созидатель, творец.
Главные условия реализации проекта:
- индивидуальность и адекватность;
- комплексность и систематичность;
- постепенность и повторяемость.
Этапы реализации проекта:
I этап. Проект “В.И.Суриков”.
II этап. Проект “Художники Красноярья – наши современники”.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
- Дети знакомы с творчеством красноярских художников, называют их картины, высказывают свое отношение к творчеству художников.
- Открытие вернисажа в детском саду на тему “Мой любимый город”.
- Передача коллекции картин детей и взрослых в дар детям-инвалидам, детям-сиротам.
- Создание в детском саду музея семейного рисунка.
- Разработан маршрут по микрорайону Торгашино, где была создана картина “Взятие снежного городка”.
Проект “В.И.Суриков”
№ | Тематика | Форма проведения | Содержание работы |
1. | Красноярцы гордятся своим земляком | Комплексное занятие по разделу “Ребенок и окружающий мир” | Рассказ воспитателя о жизни (детстве) творчестве художника, рассматривание старинных предметов сибирского быта, знакомство с традициями проведения зимних празднеств в Сибири, рассматривание картин художника |
2. | Прогулка по родному городу | Экскурсия (пешая) по маршруту: дом-усадьба В.И.Сурикова – бывший дом приходского училища, где в 1856-1858 г.г. учился будущий художник | Осмотр объектов, рассказ воспитателя о каждом |
3. | Что я покажу друзьям из других стран | Комплексное занятие по разделу “Ребенок и окружающий мир” | Творческие рассказы детей об усадьбе В.И.Сурикова, о здании бывшего приходского училища, рассматривание фотографий зданий. Творческая игра “Машина времени” (путешествие в прошлое) – рассматривание эскизов старинной одежды, предметов быта |
4. | Бесценное сокровище города | Экскурсия в музей-усадьбу В.И.Сурикова | Посещение 10 комнат усадьбы лиственного дома, зала, где написана картина “Взятие снежного городка”, портрет художника, пейзажи, этюды к картинам “Степан Разин”, “переход Суворова через Альпы” |
5. | Где рождалась картина “Взятие снежного городка” | Экскурсия автобусная в поселок “Торгашино” - родина матери художника Прасковьи Федоровны | Рассказ о старинных игрищах в Сибири в зимнее время, подвижные игры на воздухе |
6. | Моя картина “Снежные забавы” | Занятие по изобразительной деятельности | Отражение впечатлений от экскурсии в поселок “Торгашино” в детских работах |
7. | “Наша природа такая своеобразная, чарующая” В.И.Суриков | Выставка семейных рисунков | Впечатления детей и взрослых членов семьи о загородных прогулках всей семьей |
8. | Мы из Красноярска | Фотовыставка с изображением детей в самых живописных уголках города | Привлечь родителей к воскресным прогулкам вместе с детьми в рамках проведения Суриковых дней |
9. | Художественное творчество детей, посвященное родному городу | Конкурс работ детей на тему “Город мой, любимейший на свете!” | Осмотр выставки работниками музея, дома-усадьбы В.И.Сурикова. Картины победителей конкурса в подарок музею-усадьбе В.И.Сурикова |
10. | Музей одной картины | Совместная деятельность взрослого и детей | Доставить детям радость от просмотра в тишине, под звуки музыки картины В.И.Сурикова “Взятие снежного городка”. Просмотр картины детей с воспитателями, с родителями |
Проект “Красноярские художники – наши современники”
№ | Тематика | Форма проведения | Содержание работы |
1. | Знакомство с творчеством художника А.Поздеева | Комплексное занятие по разделу “Ребенок и окружающий мир” | Рассказ воспитателя о жизни, творчестве художника. Рассматривание репродукций картин А.Г.Поздеева. |
2. | “Тайна человека с зонтом” | Экскурсия (пешая) по маршруту: ул. Воскресенская (пр. Мира) – Салон художника – памятник А.Г.Поздееву | Знакомство с картинами красноярских художников. Посещение салона художника, рассказ воспитателя об истории создания памятника. |
3. | “Солнечный художник” | Занятие по изобразительной деятельности (гуашь) | Отражение впечатлений от экскурсии в детских работах. Вместе с детьми узнать секреты манеры письма художника. |
4. | “Разноцветный вернисаж” | Выставка детских рисунков | Рисунки детей, созданные по мотивам произведений А.Г.Поздеева. Ребенок-экскурсовод рассказывает о работах. |
5. | “Сегодня мы пойдем в музей” | Экскурсия в школу №69 в музей А.Поздеева | Совместная деятельность школьников и дошколят. Передача в дар музею творческих работ воспитанников ДОУ. |
6. | Знакомство с творчеством художника-графика В.Мешкова | Комплексное занятие по разделу “Ребенок и окружающий мир” | Рассказ воспитателя о жизни художника. Через его творчество познакомить детей с графическим рисунком, рассказать о Севере нашего края. |
7. | “Северная рапсодия” | Занятие по изобразительной деятельности (граттаж) | Отражение в рисунках впечатлений после просмотра картин В.Мешкова. |
8. | “Путешествие по Енисею” (I часть) |
Прогулочная экскурсия на катере по Енисею. Маршрут Красноярск – Овсянка - Красноярск | Познакомить детей с природой, которую воспел в своих картинах В.Мешков. |
9. | “Путешествие по Енисею” (II часть) |
Посещение выставки картин художника В.Мешкова в здании речного вокзала “Путешествие по Енисею” | Совместная деятельность детей и воспитателей. Проведение экскурсии по зданию речного вокзала, рассматривание экспозиции картин художника. |
10. | “Сказание о земле сибирской” | Совместная деятельность детей, родителей и воспитателя. Изготовление буклета | Привлечь родителей к совместной работе с детьми по созданию буклета из семейных рисунков. Презентация буклета. |
11. | Знакомство с творчеством художника-акварелиста В.Кудринского | Комплексное занятие по разделу “Ребенок и окружающий мир” | Рассказ воспитателя о жизни художника. Донести до детей стремление художника отразить красоту окружающего мира. Рассматривание иллюстраций в книге о художнике. |
12. | “Откуда берутся картины” | Занятие-экскурсия в мастерскую художника | Рассказ художника, как он создает картину, какие бывают краски, кисти, холст и др. Зачем нужны картины. |
13. | “Свет сибирских берез” | Занятие по изобразительной деятельности на этюдах в пригороде г. Красноярска (заповедник “Столбы”) (акварель) | Отражение в рисунках своих впечатлений о красоте сибирской природы. Рисование пейзажа с натуры. |
14. | “Красноярские пейзажи” | Комплексное занятие с лицеем №2, фотовыставка пригородов г. Красноярска | Ученики лицея №2 рассказывают дошкольникам о красоте сибирской природы в разное время года. Вместе создают картину “Времена года” (коллаж). |
15. | “На пути к творчеству” | Консультация для родителей воспитанников | Просмотр с родителями выставки детских работ. Привлечение родителей к совместным посещениям с детьми музеев, вернисажей |