Педагогическая концепция развития
Происходящие изменения в обществе ставят перед дошкольной образовательной системой задачу обновления содержания, в первую очередь, в воспитании личности ребёнка. Главным направлением перестройки дошкольного воспитания становится гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога на личность ребёнка, изменение характера общения с ним, творческую самостоятельность и профессиональный рост людей, работающих с детьми.
В основе концепции развития дошкольного образовательного учреждения как адаптивной модели лежит Концепция дошкольного воспитания (1989 год), Концепция построения развивающей среды ДОУ (по В. А. Петровскому), Закон об образовании (1992 год). Для прогностического моделирования и определения перспективы развития проведён глубокий анализ процесса развития ДОУ с момента открытия и до сегодняшнего состояния, анализ социальной ситуации, образовательных запросов и интересов детей, ресурсного состояния ДОУ, материально-технической базы, научно-методического обеспечения, взаимоотношений со школой.
Компетентность педагогического коллектива в вопросах воспитания и образования и необходимость личностного развития каждого ребёнка посредством различных видов искусства с одной стороны, с другой отсутствие комплексности в программах и технологиях применительно к ДОУ подвигли к написанию Программы развития ДОУ.
Научной основой концепции послужили исследования учёных (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.К. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Л.А. Парамонова, О.П. Радынова), а также опыт работы педагогов-мастеров (Л.А. Волкова, Т.И. Космачёва, Э.Г. Чурилова, Н.Ф. Сорокина), направленные на систему художественно-эстетического воспитания, основанную на синтезе искусств и художественных видов деятельности. Исследователи доказывают, что раскрытие личности ребёнка возможно в том случае, если учитываются его индивидуальность, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приёмов. Восприятие ребёнка-дошкольника должно быть построено на эмоциональном воздействии, на удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Средствами искусства и детской художественной деятельности у детей формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, творческая активность, снижается напряжённость, скованность, закомплексованность, поведение принимает характер открытости, естественности, детской непосредственности.
Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии (который, к сожалению, с возрастом падает), поэтому необходимо расширение этого потенциала, формирование и совершенствование уникальных детских способностей. От возраста к возрасту у ребёнка увеличивается объём художественных представлений, знаний, изобразительных умений через своё понимание мира, свой личный опыт, через своё “Я”. Познанное ребёнком должно творчески трансформироваться и приобретать свой колорит, свои особенности и индивидуальность. Использование интеграции разных видов искусств и художественных видов деятельности позволяет подводить детей к целостному осмысленному восприятию конкретных явлений, событий, гаммы чувств.
Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирождённый художник, музыкант и поэт. И творить он способен ярко и талантливо, если создать для этого благоприятную среду.
Итак, цель данной программы: создать новую адаптивную модель дошкольного образовательного учреждения, в которой путём интегративного подхода, через раскрытие внутреннего потенциала ребёнка с учётом его индивидуальности будут созданы условия для целостного личностного развития.
Реализация данной цели возможна через решение следующих задач:
- Способствовать формированию у дошкольников эмоционально-ценностного эстетического отношения к миру.
- Развивать художественно-речевые способности, эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное мышление ребёнка как основу развития творческой личности.
- Способствовать развитию у детей способности к восприятию произведений искусства.
- Создать условия экстраполяции практического опыта, полученного ребёнком на занятиях, в повседневную жизнь.
- Оформить цикл интегрированных занятий для каждой возрастной группы по видам деятельности.
- Улучшать условия предметно-игровой развивающей среды и здорового проживания детей в МДОУ.
Концепция строится на следующих принципах:
- Культуросообразности – содержание программы выстраивается как последовательное освоение общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, его неповторимый эмоциональный мир.
- Эстетизации – предполагает наполнение жизни детей яркими переживаниями от соприкосновения с произведениями искусства, овладение языком искусства.
- Интегративности – определяется взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельностью.
- Взаимосвязи обучения и творчества как важного фактора творческой личности.
- Адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка.
Теоретическое обоснование
На этапе дошкольного детства художественное творчество носит синкретический характер, в котором не отделены и не специализированы различные виды искусства. Для ребёнка естественна синкретическая целостная ориентация в мире.
По мнению педагогов и психологов (Н.А. Ветлугина, Л.В. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова), дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства. А исследователи (Т.С. Комарова, О.В. Радонова, А.О. Куревина, Л.А. Волкова, Т.И. Космачёва) доказали, что художественная культура в целом является сильнейшим эмоциональным фактором и средой формирования личности ребёнка.
Многие специалисты (С.Г. Чурилова, Н.Ф. Сорокина, О.А. Куревина, Т.С. Комарова), считают, что художественная культура оказывает огромное влияние на формирование духовной жизни ребёнка, развитие его интеллекта и эмоций, потребности в общении и творческих способностей. Такие исследователи как Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Н.К. Сакулина, О.П. Радынова, Н.В. Корчаловская, убедительно доказывают, что раскрытие личности ребёнка возможно в том случае, если учитываются его индивидуальность, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием гуманных методов и приёмов.
И, наконец, многие специалисты (К.Ю. Белая, Д.И. Воробьёва, Т.С. Комарова, Н.В. Корчаловская, О.А. Куревина), считают, что интеграция является одним из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребёнка, сохранения здоровья и свободного пространства детства.
Состояние и перспективы развития приоритетной деятельности.
Речевое развитие ребёнка.
Работа по развитию речи в ДОУ носит обучающий характер, проводится регулярно и в системе. Большую роль отводим созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми.
Реализуя задачи по развитию речи, педагоги учитывают возрастной и индивидуальный подход, соблюдают преемственность в развитии речи между возрастными группами, дошкольным учреждением и школой. На занятиях воспитатели используют методы и приемы развивающего характера: проблемные ситуации, моделирование, вопросы на поиск причинно-следственных связей, отношений и зависимостей, разные способы сравнений, логические задачи, детское экспериментирование, творческие задания. Для развития внимания и воображения используем эйдетику и ТРИЗ.
Педагоги успешно внедряют в практику комплексные занятия по развитию речи. Занятия проходят под девизом “Учи, играя!” и воспринимаются детьми как интересная и разнообразная деятельность. Для воспитателя такое занятие – возможность не только решать педагогические задачи, но и проявлять творчество, умение использовать учебный и методический материал.
В ДОУ используются все средства речевого разлития, где ведущая роль отводится общению. У детей развиты коммуникативные умения: дети умеют поддерживать беседу, вступать в разговор в целом, легко контактируют друг с другом и сотрудниками, умеют отвечать на вопросы, сами задают вопросы. Воспитатели проводят обучение ведению диалога, как в условиях естественного общения, так и используют специальные формы и методы обучения.
В обогащении словаря детей учитываются возрастные особенности детей: так, в младших группах детьми употребляются слова, отражающие как видовые, так и родовые понятия, знания о свойствах и качествах предметов, действия с ними. Словарь старших дошкольников отличается достаточным количеством слов, обозначающих новые свойства и характеристики предметов. Приёмы, используемые воспитателями, направлены на развитие мышления, на овладение значением слов, проводятся упражнения на закрепление формируемых слов.
Педагоги ДОУ развивают у детей умения анализировать слова и предложения. Дети старшего возраста владеют звуковым анализом и синтезом. 90% выпускников умеют читать (рисунок 1). Педагоги особое внимание уделяют открытию перед детьми удивительного мира слов, пониманию их значения. В этом им помогают словесные игры, потешки, загадки и большой объём занимательного материала для речевого и умственного развития детей. Педагогами ДОУ большое внимание уделяется детскому словотворчеству.
Для уточнения и углубления знаний по развитию у детей речевой активности с педагогами проведён семинар-практикум “Уроки риторики”.
Наряду с положительными результатами по данному разделу существуют недостатки: не всегда речь взрослых является примером для подражания; дети испытывают затруднения в составлении описательных рассказов (рассказы однообразные, не всегда эмоционально окрашены). И мы считаем, что интегрированные занятия будут способствовать развитию речевой активности у детей, её образности, выразительности, обогащение эпитетами, сравнениями и т. д.
Прогнозируемый результат:
Хорошо владеют речевыми умениями; инициативны и самостоятельны в составлении рассказов, сказок, пользуются средствами выразительности; с интересом относятся к аргументам, доказательству и широко ими пользуются; проявляют инициативу в общении – свободно высказывают свою мысль, делятся впечатлениями, задают вопросы; имеют богатый словарный запас; речь чистая, грамматически правильная, выразительная; заложена основа рефлексии.
Развитие изобразительной деятельности.
Развитие творческих способностей детей в процессе обучения – одна из важнейших задач ДОУ. Для реализации данной задачи педагогами ДОУ проделана большая работа по созданию условий: имеется эстетически оформленная изостудия, действует “Художественный салон”, в каждой группе выделено место, где размещен центр искусства. Здесь, в соответствии с возрастными особенностями детей, размещены материалы по ознакомлению с произведениями искусства, материалы для детской изобразительной деятельности.
Воспитателем по изобразительной деятельности Рукосуевой Л.В. собрана большая коллекция репродукций картин разной жанровой живописи, предметов народно-прикладного искусства, подбор образных игрушек и малых скульптур для лепки. Её работы из тестопластики, выполненные с художественным вкусом служат прекрасным оформлением изостудии и интерьера ДОУ.
Педагог Рукосуева Л.В. работает по программе “Росток” Шестаковой А.В., корректируя программное содержание занятий в соответствии с возможностями детей, стремится побудить у ребёнка собственный интерес к заданию, право свободного выбора сюжета и изобразительных средств. Она обучает детей различным техникам изобразительного творчества (монотипия, оттиск, набрызг, кляксография, коллаж), делая акцент на эстетической сущности изображения, а не на формальном копировании предмета.
Занятия по изобразительной деятельности Любовь Владимировна строит в игровой, занимательной форме, со сказочными персонажами, музыкальным сопровождением. Дети любят рисовать, расписывать вылепленные ими предметы, бумажные силуэты игрушек. Эмоционально откликаются на произведения живописи, с удовольствием слушают музыку, стихи, наблюдают природу и природные явления. Педагог вовлекает детей в коллективные формы изобразительной деятельности (создание панно, декораций), поощряет самостоятельное экспериментирование с цветом. К окончанию детского сада дети успешно овладевают приёмами лепки, самостоятельно окрашивают объёмные предметы.
Работа педагога по изобразительной деятельности скоординирована с работой воспитателей на группах. Воспитатели проводят предварительную работу с детьми в соответствии с перспективным планом педагога, ведут индивидуальную работу по закреплению навыков и умений через дидактические игры на развитие воображения, ориентировку на месте, закрепление цвета (рис.2).
Ребята любят посещать “Художественный салон”, где они учатся понимать содержание художественных произведений, замысел художника, средства выразительности, присущие разным видам искусства. Любовь Владимировна наряду с репродукциями выставляет работы художников нашего города (рис.3).
Детям, проявляющим особые способности или интерес к изобразительной деятельности, воспитатель по изобразительной деятельности дает возможность реализоваться на кружковых занятиях, где дошкольники, используя всевозможные приёмы изображения, создают картины разнообразной тематики. Удачно выбранный педагогом материал – тесто, открывает неограниченные возможности для детского творчества, фантазии. Дети создают причудливые фигурки, композиции, красивые цветные рельефы. Это эффективный и стильный штрих в оформлении интерьера любого помещения (рис.4).
Любовь Владимировна применяет диагностику, которая помогает изучить личность ребёнка, определить уровень творческого воображения и цветовосприятия детей, выявлять уровень технических навыков и умений строить в дальнейшем правильное взаимодействие с ребёнком.
Рукосуева Л В. развивает художественные творческие способности ребёнка через интеграцию изобразительной и музыкальной деятельности. Плодотворно сотрудничая с музыкальными руководителями ДОУ, подтвердила интегрированную систему работы в данном направлении.
Но вместе с тем существуют и проблемы: стереотипность в изображении предметов, явлений окружающего мира, не всегда создаются ситуации успешности в изобразительной деятельности для детей разного уровня умений.
Интеграция даст возможность использовать изобразительную и другие виды деятельности с целью повышения уровня креативности ребёнка дошкольника.
Прогнозируемый результат:
Постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведениях искусства; знают различные виды и жанры изобразительного искусства, видят их особенности, понимают единство содержания, смысла и языка художественного образа; знают, о чём и как говорит искусство, его назначение и отношение к нему людей; соотносят увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о прекрасном, добром, справедливом и отрицательно относятся к безобразному, грубому, агрессивному, несправедливому; используют выразительные средства для создания художественного образа; осваивают выразительные возможности художественных материалов, умеют ими пользоваться в свободной творческой деятельности; проявляют самостоятельность, инициативу, фантазию, творчество.
Развитие ребёнка в музыкальной деятельности.
Необходимое наличие технического оснащения и созданная музыкальная среда в ДОУ способствуют развитию ребёнка в музыкальной деятельности. Вне зависимости от уровня индивидуальных музыкальных способностей в ДОУ идёт приобщение всех детей к музыкальной культуре. Певческие музыкально-ритмические движения развиваются на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельной деятельности.
Музыка органично включается в различные виды деятельности (при проведении зарядки, на занятиях изобразительной деятельностью и т.д.).
Музыкальные руководители Шарикова У.Ф., Борисенко Е.А. проводят музыкальные занятия разного типа: традиционные, доминантные, комплексные. Комплексные занятия, где объединяются музыкальная, театрально-игровая, речевая, изобразительная деятельность, или объединяются два вида деятельности – музыкальная и изобразительная, музыкальная и театральная. Главная задача таких занятий – развитие ребёнка во взаимосвязи интеллектуальной и чувственной сферы
Для слушания музыки, при разучивании музыкально-ритмических движений, постановке танцевальных композиций, для развития детского творческого мышления музыкальные руководители используют записи классической, народной и современной музыки дополнительно к программному репертуару.
Большое значение музыкальные руководители уделяют привитию детям культуры художественного исполнительства. Подобрана система попевок на основе фольклорного материала в соответствии с программными задачами. Пение веселых скороговорок и прибауток помогают развивать у детей дикцию и артикуляцию, пение протяжных напевов – развитию дыхания. Педагоги пополняют программный песенный репертуар народными и современными детскими песнями.
Сочетая восприятие музыки с детским исполнительским творчеством, педагоги побуждают детей к импровизации, формируют у детей музыкальное мышление.
Особенно нравятся детям комплексные занятия, построенные полностью на фольклорном материале. В ДОУ стало традицией проведение таких фольклорных праздников: “Масленица”, “Пасха”, “Весенние ярмарки”, “День святого Валентина”, “Рождественские колядки”, где дети самые непосредственные участники в исполнении фольклорных жанров: закличек, колядок, хороводов, детских народных песен, инсценировок стихов. ДОУ – постоянный участник фестиваля детского творчества (рис.5).
Но наряду с этим остаётся проблемой: дети недостаточно свободны в самовыражении, у них недостаточно сформировано чувство эмоционально-интеллектуальной раскованности.
В связи с этим интеграция ведущей деятельности с другими видами позволит повлиять на развитие музыкально-творческих способностей ребёнка.
Ослабленность здоровья ребёнка как проблема (нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата, осанки, ослабленность мышечного тонуса и т. д.) решаема в условиях МДОУ через интеграцию музыкальной и оздоровительной деятельности (внедрение технологии программы “Са – Фи – Дансе” Ж. Е. Филирёвой, Е. Г. Сайкиной).
Прогнозируемый результат развития ребёнка в музыкальной деятельности:
Устойчивые знания о выдающихся русских и зарубежных композиторах, чьё творчество им доступно; знают о существовании музыки народной, классической и современной, вокальной и инструментальной; хорошо ориентируются в сольном, хоровом, оркестровом исполнениях; умеют вслушиваться в каждую фразу музыкального произведения, чувствуют смену настроения, динамику музыкального образа и средств его воплощения; стремятся к самостоятельности, необходимости качественного выполнения любого задания, поиску способов выразительного исполнения музыкального материала и проявлению творческого отношения к исполняемому; в творчестве они активны, инициативны, достаточно оригинальны, часто демонстрируют свой собственный индивидуальный “почерк”. Эмоциональная отзывчивость адекватна настроению музыки, суждения и оценки содержательны, мотивированы и объективны, интерес к музыке глубокий и стойкий.
Прогнозируемый результат физического развития ребёнка:
Совершенствуется и развивается: опорно-двигательный аппарат, правильная осанка, профилактика плоскостопия; мышечная сила, выносливость, гибкость, скоростно-силовые и координационные способности; навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений; умения эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества в движениях; лидерство и инициатива.
Проектируемый вид:
Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида с осуществлением физического, психического, интеллектуального и эстетического развития, коррекция речи и нарушений опорно-двигательного аппарата.
Переход к новой адаптивной модели ДОУ предполагает изменения в воспитательно-образовательном процессе, в содержании всех видов деятельности, в управленческой деятельности.
Определяются следующие изменения в воспитательно-образовательном процессе:
- Гуманизация и оптимизация педагогического процесса.
- Исследование, апробирование и внедрение эффективных программ и технологий, способов активизации педагогического процесса, устранение перегрузок и укрепление здоровья детей.
- Разработка адаптированных программ, реализующих задачи приоритетной деятельности.
- Создание культурно-эстетической, игровой и творчески развивающей среды ДОУ.
- Поиск путей, средств, методов и приёмов интеграции и индивидуализации воспитательно-образовательной деятельности.
- Создание Совета по реализации Программы развития МДОУ.
- Организация творческих групп по направлениям:
- музыкально-эстетическое развитие детей;
- развитие речевой активности у детей;
- художественное развитие детей.
- Вывести МДОУ на городскую экспериментальную площадку.
Выбор программ, выстраивание целостного педагогического процесса.
ДОУ выстраивает учебно-воспитательный процесс с опорой на Государственные стандарты в системе дошкольного образования, “Программу воспитания и обучения в детском саду” М.А. Васильевой, “Детство” В.И. Логиновой, “Радуга” Т.Н. Дороновой, “Наш дом – природа” Н. Рыжовой, а также педагогические технологии и рекомендации, что, несомненно, приводит к обновлению содержания образования и представлению своего опыта в виде адаптированных программ. Использование интегрированной программы интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника “Гармония развития” Д.И. Воробьёвой окажет влияние на:
- Гуманизацию и демократизацию педагогического процесса.
- Созидательное творческое общение и взаимодействие детей и взрослых.
- Развитие у детей радостного ощущения своих растущих возможностей активного познания, создания и преобразования действительности
Ожидаемые результаты:
В результате создания новой адаптивной модели дошкольного образовательного учреждения, в которой через интеграцию будут объединены все виды художественно-эстетической деятельности в единый, целостный педагогический процесс, предполагается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.
Критерии отслеживания:
- эмоциональная сфера ребёнка;
- сформированность чувства интеллектуальной раскованности;
- художественно-речевые способности ребёнка;
- способность к восприятию произведений искусства;
- способности ребёнка в изобразительной деятельности;
- музыкально-сенсорное развитие;
- физическое развитие ребёнка;
- развитие творческих способностей;
- экстраполяция практического опыта ребёнка в повседневную жизнь.
Механизм отслеживания:
- диагностика уровня развития эмоционально-чувственной сферы ребёнка по методике Е.А. Алябьевой;
- диагностика уровня развития эмпатии, основ рефлексии по методике Р.Р. Калининой;
- диагностика связной речи дошкольника по методике О.С. Ушаковой;
- диагностика Н.А. Вершининой по выявлению понимания детьми композиций, произведений живописи;
- диагностика Г.М. Вишнёвой по выявлению художественного опыта дошкольника в области изобразительного искусства и деятельности;
- диагностика Л.А. Мишариной по выявлению музыкального развития детей;
- диагностика физического развития детей по методике Ж.Е Филиревой, Е.Г. Сайкиной;
- диагностика Л.Г. Огинец, Р.Р. Калининой по развитию творческих способностей;
- диагностика Т.Д. Марцинковской по выявлению уровня развития креативности у детей;
- наблюдения за деятельностью детей, за работой педагога на занятии, вне занятия.